FLB: Александр Бастрыкин просит Юрию Чайку не считать смерть москвича, избитого 15-ю армянами и азербайджанцами, несчастным случаем
"«Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин вмешался в уголовное дело об убийстве москвичаВладимира Шмойлова приезжими из Армении и Азербайджана. Он лично обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой передать материалы дела в суд. С момента преступления прошло более двух лет, но дело об убийстве раз за разом отклоняется столичными прокурорами, которые считают, что смерть мужчины была несчастным случаем», - передает 23 декабря радио «Эхо Москвы».
23 августа 2011 года на автобусной остановке около метро «Коломенская» мужчина сделал замечание группе выходцев из Армении и Азербайджана, которые отпускали оскорбительные комментарии в адрес стоявшей рядом со Шмойловым девушки. В следующий момент мужчину начали жестоко избивать 15 человек. Шмойлов умер, не дождавшись «скорой».
Однако, в отличие от дела Щербакова, убийство Шмойлова не обернулось неприятностями ни для местных чиновников, ни для самих обидчиков: никто из них даже не был арестован.
В результате, в отношении трех приезжих - несовершеннолетних Тиграна Галстяна и двух его сообщников по фамилиям Авагян и Манафлы - были возбуждены дела по части 4 статье 111 УК ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего"). Она предусматривает до 15 лет лишения свободы, но уголовное дело по-прежнему так и не добралось до суда».
«Глава СКР Александр Бастрыкин вмешался в дело Шмойлова после того, как к нему на прием попала мать убитого Наталья Шмойлова, - пишут в сегодняшнем номере «Известия». - Она рассказала, что следователи СКР уже трижды направляли обвинение на утверждение в прокуратуру, однако прокурор ЮАО Игорь Кукса, а вслед за ним и прокурор Москвы Сергей Куденеев всякий раз его отклоняли. Отклонено оно было даже после того, как с позицией следствия в апреле 2013 года согласился и замгенпрокурора Виктор Гринь.
Как указывает в своем письме Бастрыкин, причиной этому стала убежденность столичных прокуроров в том, что смерть Шмойлова стала несчастным случаем и не была следствием группового избиения.
— В обосновании указанных (прокуратурой) решений приведены доводы о том, что тяжкий вред здоровью Шмойлову не приченен, а причиной смерти стало субарахноидальное кровоизлияние от разрыва патологически измененных сосудов, имевших врожденную природу происхождения, — пишет Александр Бастрыкин.
Однако глава СКР указывает, что «с указанными доводами нельзя согласиться».
— Возможность разрыва патологически измененных сосудов головного мозга от ударов руками и ногами в голову, а также наличие у нападавших умысла на причинение тяжкого вреда здоровью позволяет следствию сделать вывод о наличии связи между действиями нападавших и наступлением смерти потерпевшего, — считает Бастрыкин.
В заключении глава СКР призывает Юрия Чайку вникнуть в позицию следствия и принять необходимые меры.
В противном случае, если прокуратура так и не внемлет требованиям СКР, дело попросту развалится. По альтернативной «мягкой» статье, по которой в таком случае будут привлекать убийц Шмойлова, — ст. 116 УК «Побои» — срок давности составляет всего два года и он уже истек.
В Генпрокуратуре изданию не смогли оперативно прокомментировать, получено ли Юрием Чайкой письмо Александра Бастрыкина и какова будет реакция ведомства. Однако ранее столичная прокуратура в ответ на запрос «Известий» объяснила, почему не передает уголовное дело в суд.
— Действия обвиняемых объективно не подпадают под ч. 4 ст. 111 УК РФ, поскольку Шмойлову непосредственно их противоправными действиями не был причинен тяжкий вред здоровью, а телесные повреждения относятся к таким, которые вообще не причинили вред здоровью потерпевшего, — заявил первый зампрокурора Москвы Александр Козлов.
Впрочем, в беседе с изданием эксперты указывают, что проблема с уголовным делом возникла не только из-за нежелания прокуратуры направить дело в суд, но и в связи с пробелами в законодательстве. Так, по словам адвоката Евгения Черноусова, представляющего интересы семьи Шмойловых, в УК РСФСР 1957 года помимо статьи, которая предусматривала уголовную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека, была также отдельная статья за причинение и легкого вреда здоровью, болевого шока и стрессового состояния, которые тоже привели к смерти — и за это давали до 10 лет тюрьмы.
Однако сейчас, говорит юрист, нужен действительно тяжкий вред здоровью — например, перелом костей черепа, за которым последует смерть, чтобы дело дошло до суда по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»».
1 марта 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Убийц обычно отпускают или не ищут» говорилось: «родственники 33-летнего москвича Владимира Шмойлова, скончавшегося прошлым летом после драки около станции столичного метро "Коломенская", добились возобновления расследования дела. По словам близких, Владимира забили до смерти уроженцы Кавказа, когда он вступился за девушку.
Следователь, который вел первоначальное расследование, посчитал задержанных подозреваемых невиновными и отпустил их на свободу. Однако после обращения семьи к главе СКР Александру Бастрыкину и депутатам Госдумы правоохранительные органы начали новое расследование. Тело Владимира Шмойлова будет эксгумировано - его останки изучат патологоанатомы (ранее эксперты пришли к выводу, что мужчина умер не из-за ранений, причиненных в ходе драки, а по случайному стечению обстоятельств - от разрыва аневризмы сосудов головного мозга). Всех проходивших в рамках дела вновь допросят.
По данным издания, хотя с августа до начала февраля расследование дела по статье 116 УК РФ ("побои") велось в столичном отделении полиции "Нагатинский затон", оно так и не сдвинулось с мертвой точки. Родные Владимира Шмойлова, по их словам, вообще не догадывались о какой-либо работе полиции в этом направлении, так как их в известность не ставили.
Все это время родственники погибшего и их адвокат Евгений Черноусов добивались передачи дела в Следственный комитет по Москве. В начале февраля полицейские передали все материалы по инциденту в Симоновский следственный отдел СКР по Москве, однако следователь Всеволод Павлов не нашел оснований для возбуждения уголовного дела. После жалоб адвоката семьи руководство этого отдела трижды отменяло отказ Павлова возбуждать уголовное дело. В конце концов после обращения родных к депутатам и лично Бастрыкину СКР все же решил возобновить расследование.
По словам родных, житель подмосковного города Долгопрудный Владимир Шмойлов, работавший в коммерческой фирме, погиб 23 августа 2011 года около станции метро "Коломенская", когда возвращался домой после деловой встречи. Близкие мужчины провели собственное расследование и выяснили, что в тот день поздно вечером на автобусной остановке на Судостроительной улице Владимир поссорился с группой кавказцев из 10 человек.
Случайные свидетели рассказали, что мужчина якобы заступился за девушку, к которой выходцы с Юга приставали, и сделал им замечание. Завязалась драка, Владимир Шмойлов скончался еще до прибытия "скорой помощи".
Участников драки задержала полиция, которую вызвали очевидцы потасовки. В числе задержанных оказались дагестанцы, армяне и азербайджанцы. Кавказцы не отрицали, что подрались со Шмойловым, но заявили, что не наносили ему никаких тяжелых травм. В итоге им поверили и отпустили на свободу. Между тем свидетели рассказали родным, что конфликт был улажен после того, как к отделению полиции якобы подъехали дорогие иномарки с земляками кавказцев.
Семья погибшего не верит, что он скончался, как утверждают эксперты, из-за проблем со здоровьем. Мать мужчины Наталья Шмойлова ранее рассказала, что перед похоронами друзья смыли с тела ее сына "грим" и обнаружили, что он весь покрыт синяками, а его шея распухла. В комментарии к статье в одной из газет мать Владимира Шмойлова написала: "Хотелось бы задать вопрос нашим уважаемым руководителям великого государства: "Когда нас перестанут обманывать? Когда мы будем жить в, по-настоящему, справедливом обществе? Услышьте, пожалуйста голос народа...Почему вместо наказания, у нас преступники получают возможность разбежаться?"».
В последнее время в Москве произошло сразу несколько резонансных драк с участием кавказцев и со смертельными случаями. Самыми громкими из них были дела об убийствах футбольных болельщиков Егора Свиридова и Юрия Волкова. По обоим делам уже вынесен судебный приговор. В октябре прошлого года уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов, застреливший Свиридова, получил 20 лет заключения. В ноябре чеченец Ахмедпаша Айдаев, убивший болельщика "Спартака", сотрудника ВГТРК Юрия Волкова, был приговорен к 17 годам колонии строгого режима.
Сообщалось также, что в день похорон Егора Свиридова в декабре 2010 года в районе станции метро "Волжская" кавказцами в ходе случайной ссоры был зарезан 19-летний Павел Казаков. По некоторым данным, он, как и Владимир Шмойлов, вступился за женщину, которую оскорбляли южане. Убийц молодого человека так и не нашли.
Еще одним обсуждаемым случаем стала драка кавказцев со студентом московского вуза Глебом Харитоновым. Правда, обстоятельства стычки, после которой молодой человек оказался в больницы, до сих пор до конца не ясны. По словам самого Харитонова, 21 октября прошлого года пятеро кавказцев якобы напали на него в метро, когда он заступился за незнакомую девушку, к которой они приставали. Однако сами выходцы с Юга категорически опровергли версию Харитонова, заявив, что он сам спровоцировал драку, распылив газ из баллончика, а они на провокацию не повелись и постарались быстро потушить ссору», - отмечало Newsru.com."