“Поэзия”, “просвещение” и “патриотизм” в Савеловском суде
FLB: Вдова убитого вице-премьера ЧР Яна Сергунина, «занимавшая деньги» у убийц Руслана Ахтаханова, не смогла обеспечить им “стопроцентное” алиби
"“Суд в Москве приговорил Майрбека Умаева и Зелимхана Каримова к 10 и 12 годам колонии за cоучастие в убийстве чеченского поэта Руслана Ахтаханова. Савеловский суд признал Майрбека Умаева и Зелимхана Каримова виновными в его убийстве и незаконном хранении оружия, - сообщает 11 декабря Лента.Ру.
Оба подсудимых считаются именно соучастниками преступления. При этом непосредственный исполнитель преступления находится в розыске, а его заказчик не установлен”.
“По данным обвинения, организатор и исполнитель убийства, житель Грозного Руслан Хайдарнов склонил подсудимых оказать ему содействие, убедив их в том, что Ахтаханов публично и необоснованно критикует "демократически избранное руководство Чеченской Республики"», - уточняет издание Гильдии межэтнической журналистики “Национальный акцент”.
«Исполнителем, как и возможным организатором убийства 67-летнего проректора Современной гуманитарной академии (СГА) Ахтаханова, был житель Грозного Руслан Хайдарханов по кличке Лайс, уверены в правоохранительных органах. В данный момент он находится в розыске, - пишет в среду портал KM.Ru.
Подсудимые познакомились с Хайдархановым в одном из грозненских кафе, где он убедил своих собеседников в том, что Ахтаханов должен быть убит за несправедливую критику«демократически избранного руководства Чеченской Республики». Умаев и Каримов согласились посодействовать в карательной акции над поэтом.
Такой мотив следствие посчитало надуманным и рассматривает убийство как заказное».
«В ходе заседания суда 3 декабря, прокурор потребовал приговорить Умаева к 15 годам колонии строгого режима, а Каримова - к 14 годам строгого режима. В свою очередь защита настаивала на непричастности обвиняемых к убийству и просила суд вынести оправдательный приговор», - напоминает портал «Кавказский узел».
“Защита осужденных попыталась оспорить сомнительный, с ее точки зрения, обнародованный обвинением мотив убийства. Так, ни один из свидетелей, в числе которых были родственники и коллеги убитого по СГА, не смог вспомнить, чтобы господин Ахтаханов высказывал критические замечания в адрес руководства Чечни. Не говорилось на процессе и о каких-либо его конфликтах с северокавказскими чиновниками или силовиками. Общественный деятель и литератор Руслан Ахтаханов, наоборот, постоянно восхвалял в своих стихах Чечню, сегодняшнюю власть в республике и вполне мог бы претендовать на роль ее придворного поэта», - пишет в сегодняшнем номере «Коммерсант».
Тем не менее “служители Фемиды согласились с доводами следствия и признали, что на убийство подсудимые пошли из-за неприязни к Ахтаханову, вызванной его негативными высказываниями о руководстве Чечни, - сообщало ранее агентство “Росбалт”.
Обвиняемые свою вину не признали. Их адвокаты намерены обжаловать приговор.
Еще во время следствия Умаев и Каримов отказались от своих явок с повинной, заявив, что они были написаны под давлением. А на слушаниях для стороны обвинения приготовили своеобразный "сюрприз". Неожиданно в Савеловский суд прибыла Камилла Сергунина – вдова бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина, ранее не фигурировавшая в материалах дела. Она заявила, что 15 ноября 2011 года, в момент убийства Ахтаханова, Умаев и Каримов находились у нее в гостях, соответственно — у них есть 100% алиби.
Из слов Сергуниной следовало, что еще несколько лет назад женщина познакомилась с Умаевым, тот иногда заезжал к ней. Как-то она взяла в долг у Майрбека более 100 тыс. рублей. Деньги ей были необходимы для операции, в связи с ранениями, полученными при покушении на Яна Сергунина. Как заявила на слушаниях Камилла, она узнала, что 16 ноября Умаев собирается уезжать из Москвы и пригласила его к себе, чтобы вернуть часть долга — 80 тыс рублей. Майрбек приехал вместе со своим приятелем Зелимханом Каримовым и когда убивали Ахтаханова, они были у нее дома. Эти сведения подтвердила и подруга Камиллы, находившаяся 15 ноября в ее квартире. Однако суд к подобным показаниям отнесся скептически.
Напомним, бывший вице-премьер Чечни Ян Сергунин был убит в Москве в июне 2004 года. В районе улицы Покровка он вместе со своей женой Камиллой садился в автомобиль, когда киллер в мотоциклетном шлеме открыл огонь. Сергунин скончался на месте. Камилла получила тяжелые ранения, врачи сумели спасти ей жизнь. За это преступление был арестован житель ЧечниКазбек Дукузов. Ему также предъявили обвинения в убийстве главного редактора журнала Forbes Пола Хлебникова. Однако присяжные Дукузова оправдали. Сейчас он находится в розыске.
На слушаниях обвиняемые и их защитники пытались доказать, что версия следствия о мотивах убийства является неубедительной.
В томах дела говорится, что на преступление Умаев и Каримов решились, желая отомстить Ахтаханову за критику чеченских властей, а также из чувства "ложного патриотизма".
По версии следствия, осенью 2011 года Каримов отдыхал вместе с Умаевым в одном из кафе Грозного. За столик подсел Руслан Хайдарханов, с которым они раньше не были знакомы. Во время завязавшейся беседы Хайдарханов заявил, что в Москве живет Руслан Ахтаханов, который зарабатывает за счет филиалов Современной гуманитарной академии, расположенных в Чечне. Несмотря на это, он позволяет себе оскорбительные высказывания в отношении "демократически избранного руководства республики". "Мы, как патриоты своей родины, были возмущены этим фактом и решили, что должны убить Ахтаханова", — указал в явке с повинной Зелимхан Каримов.
Согласно показаниям Умаева, вскоре после разговора в Грозном мужчины через Минеральные воды вылетели в Москву, где начали подготовку к задуманному. В частности, следствие полагает, что Умаев на своем Lexus вывозил Хайдарханова на будущее место преступления, чтобы выбрать позицию для стрельбы.
По версии СУ по САО ГСУ СК РФ по Москве, 15 ноября 2011 года Умаев привез Хайдарханова на Ford Focus к подъезду дома на Беговой улице. Как только там появился Ахтаханов — его застрелили. Следствие считает, что исполнителем преступления был Хайдарханов. После этого, Умаев отвез киллера в район Третьего транспортного кольца, где Хайдарханов пересел в Ford Mondeo Каримова. Ford Focus Майербаек отогнал во дворы, где поджег.
Подобную версию следствия подтверждали и свидетели. Ректор СГА Валерий Тараканов заявил на допросах следователям, что Ахтаханов курировал работу вуза в "экстремальных" регионах, в том числе в Чечне. По словам свидетеля, ранее в этой республике было 16 филиалов академии, однако "с приходом к власти Рамзана Кадырова"все они оказались закрыты. Якобы Ахтаханова очень беспокоил этот вопрос, он пытался разрешить ситуацию, что вызвало недовольство в регионе. "Он нам сообщал, что в его адрес поступают угрозы, вплоть до физического уничтожения, и эти угрозы Ахтаханов воспринимал как реальную опасность", — заявил Тараканов на допросах.
Информацию об угрозах в адрес поэта во время следствия подтвердил и доцент кафедры теории и истории государства и права СГА Валентин Фомин.
"Ко мне уже приезжали люди в камуфляжной форме, и это были не боевики, а люди Рамзана, — пересказал доцент слова, якобы сказанные ему в 2010 году Ахтахановым. — Они завили, что СГА получает деньги от студентов, занимается коммерческой деятельностью в республике, зарабатывает, а выделять средства на восстановление Чечни не хочет. В связи с этим они потребовали закрыть все филиалы, пообещав стереть меня в порошок в противном случае".
Согласно показаниям Фомина, после этого Ахтаханов сделал несколько резких высказываний в адрес руководства Чечни и ее руководителя Рамзана Кадырова.
Оба этих свидетеля долгое время не являлись в суд, но потом все-таки выступили. Фомин полностью подтвердил свои показания. Тараканов уже был более мягок в формулировках.
Адвокаты обвиняемых на слушаниях привели показания свидетелей, в том числе друзей Ахтаханова, о том, что последний никогда не критиковал руководство Чечни, а незадолго до гибели и вовсе наладил очень хорошие отношения с Рамзаном Кадыровым. Вместе они даже обсуждали проект по выращиванию на территории республики топинамбуров. Однако суд счел более убедительными доводы следствия».
“Ахтаханов был известен тем, что всегда выступал за сохранение Чечни в составе Российской Федерации. Он считался сторонником не только религиозного, но и светского развития республики, чем часто вызывал недовольство у радикально настроенных бандитских формирований Чечни», - говорится в досье на поэта, составленном «Кавказским узлом».
“Ахтаханова застрелили вечером 15 ноября 2011 года на парковке у его дома в Москве. Убийца выстрелил в поэта как минимум пять раз и скрылся на машине. Автомобиль преступник и его сообщник попытались сжечь, однако горящую машину потушили сотрудники снегоплавильного комбината. По ее сохранившимся номерам следствие вышло на Умаева и Каримова. По делу также арестовали гражданскую жену Умаева, но до суда ее дело не дошло», - напоминает радиостанция «Эхо Кавказа».
24 июня в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Свидетели обвинения прислушались к друзьям покойного» говорилось: «в Савеловский суд Москвы, где проходят слушания по делу об убийстве поэта, проректора Современной гуманитарной академии (СГА) Руслана Ахтаханова, одновременно не явились для дачи показаний сразу десять основных свидетелей обвинения.
Как сообщил агентству источник в правоохранительных органа, на последних слушаниях над Майербеком Умаевым и Зелимханом Каримовым, которые обвиняются в соучастии в убийстве Ахтаханова, должны были выступить ключевые свидетели обвинения, на показаниях которых во многом и строится озвученный следствием мотив преступления – поэта убили за неосторожные высказывания о "руководстве Чеченской республики". Перед служителями Фемиды, в частности, должны были выступить ректор СГА Валерий Тараканов и доцент кафедры теории и истории государства и права СГА Валентин Фомин. Ранее они заявляли об угрозах, поступавших из Чечни в адрес Ахтаханова. Однако ни один из десяти вызванных свидетелей в суд не явился. В результате слушания перенесли на 3 июля 2013 года.
Напомним, доцент СГА Валентин Фомин заявил следователям, что в декабре 2010 года Ахтаханов жаловался, что ему угрожают люди Рамзана Кадырова. Об угрозах в адрес поэта заявлял и ректор СГА Валерий Тараканов», - сообщало агентство “Росбалт”.
«В правоохранительных органах подозревают, что на свидетелей могли оказать давление. Знакомые обвиняемых полагают, что сотрудники СГА давали показания под диктовку следователей и сейчас им сложно объяснить свои заявления.
"Мы разбираемся с этой ситуацией, — рассказал источник агентства в правоохранительных органах. — Сейчас лето — пора экзаменов и отпусков, возможно, сотрудники СГА были заняты и не имели возможности прибыть в суд. Хотя не исключаем, что на них могли оказать давление".
"Все близкие друзья Ахтаханова и его родственники заявляли на следствии, что у него не было никаких конфликтов с руководством Чечни. Наоборот — незадолго до гибели Ахтаханов встречался с Кадыровым, тот согласился поддержать ряд его проектов. Однако эти свидетельства "не ложатся" в версию о мотиве преступления из-за якобы критики в адрес руководства в Чечни со стороны Ахтаханова. И тут — как нельзя кстати — появились показания Фомина и Тараканова, которые сами признаются, что никогда не были даже приятелями Ахтаханова. Но он поделился с ними проблемами, которые не доверил близким друзьям. Причем, по нашему мнению, эти показания выглядят как написанные под диктовку. Прояснить все можно, только если эти люди лично явятся в суд, а не будут оглашены протоколы их допросов", — сообщили агентству знакомые обвиняемых.
Как удалось выяснить агентству, ректор СГА Валерий Тараканов заявил следователям, что Ахтаханов курировал работу вуза в "экстремальных" регионах, в том числе в Чечне. По словам свидетеля, ранее в этой республике было 16 филиалов академии, однако"с приходом к власти Рамзана Кадырова"все они оказались закрыты. Якобы Ахтаханова очень беспокоил этот вопрос, он пытался разрешить ситуацию, что вызвало недовольство в регионе.
"Он нам сообщал, что в его адрес поступают угрозы, вплоть до физического уничтожения, и эти угрозы Ахтаханов воспринимал как реальную опасность", — заявил Тараканов на допросах. На вопрос о том, от кого могли исходить угрозы, ректор ответил весьма витиевато. Мол, пугали Ахтаханова не оппозиционные силы, противостоящие руководству Чечни, и не экстремистыВпрочем, Тараканов признал, что незадолго до убийства у его коллеги состоялась встреча с Кадыровым, он договорился о возобновлении работы академии в Чечне, в связи с чем перед гибелью был в хорошем настроение.
Как ранее сообщало агентство, Валентин Фомин тоже подтвердил информацию об угрозах в адрес поэта.
"Ко мне уже приезжали люди в камуфляжной форме, и это были не боевики, а люди Рамзана, — пересказал доцент слова, якобы сказанные ему в 2010 году Ахтахановым. — Они завили, что СГА получает деньги от студентов, занимается коммерческой деятельностью в республике, зарабатывает, а выделять средства на восстановление Чечни не хочет. В связи с этим они потребовали закрыть все филиалы, пообещав стереть меня в порошок в противном случае".
Согласно показаниям Фомина, после этого Ахтаханов сделал несколько резких высказываний в адрес руководства Чечни и ее руководителя Рамзана Кадырова. Доцент отмечал, что он никогда не был другом или даже товарищем Ахтаханова. В связи с этим Фомин предположил, что поэт мог плохо отзываться о республиканских властях и при других людях, в том числе посторонних.
Версии о том, что Ахтаханов погиб именно из-за неосторожных высказываний, придерживается и следственный отдел по САО ГСУ СК РФ по Москве. В материалах дела говорится, что Умаев и Каримов пошли на преступление"в связи с публичными негативными высказываниями Ахтаханова в адрес руководства Чеченской республики". При этом следствие предполагает, что злоумышленниками двигало "чувство ложного патриотизма".
Но многочисленные друзья поэта, в том числе из ассоциации чеченских общественных и культурных деятелей, назвали такую версию несостоятельной. По их словам, конфликт был не между Кадыровым и Ахтахановым, а между последними и ректорами чеченских государственных вузов. Более того, разрешить ситуацию удалось как раз после вмешательства Кадырова, являвшегося почетным профессором СГА», - писал в материале агентства «Росбалт» журналист Юрий Вершов.