FLB: Для браконьеров запретов нет. Судно получает разрешение на добычу, к примеру, трески, однако ловит краба, указывая в отчетах треску. Либо сообщает, что улова вообще нет
"Ученые говорят, что численность камчатского краба растет. Значит, браконьеры могут снова расправить плечи и бить трудовые рекорды. Прикрытие у них надежное – полагает журналист Кирилл Маренин, делясь своими наблюдениями о состоянии дел в отрасли.
«22 ноября в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах возобновился промысел камчатского краба, который был под запретом почти 8 лет. Столько времени потребовалось, чтобы восстановить его запасы. Впрочем, для браконьеров запретов не существует. Все эти годы они продолжали добывать камчатского краба. После снятия запрета ситуация на промысле изменилась. Однако в упомянутых подзонах все еще находятся суда, которые могут вести нелегальный лов, в том числе, под прикрытием «двойного промысла». Напомню, что означает этот термин: судно получает разрешение на добычу, к примеру, трески, однако ловит краба, указывая в отчетах треску. Либо сообщает, что улова вообще нет.
В 2012-м глава Росрыболовства Андрей Крайний назвал некоторые краболовы, для которых рыбный промысел явно служил только маскировкой: «Громово», «Соломон», «Дежнево», «Шантар-I», «Зуйково», «Камчатка».
Летом 2013-го к берегам Камчатки снова занесло несколько краболовных судов, которые не имели разрешения на добычу краба и вряд ли могли рассчитывать на его получение в будущем. Среди них – «Бристоль», «Саяны», «Тигиль», «Капитан Басов», а также упомянутые «Зуйково» и «Камчатка».
Прошло почти три месяца после того, как мы рассказали об их похождениях. Я обратился в Северо-Восточное управление Росрыболовства, чтобы узнать о дальнейшей судьбе этих добытчиков. Вот что мне сообщил и. о. руководителя управления Александр Калюжный.
Краболовы «Бристоль», «Саяны», «Тигиль», «Капитан Басов» находились в районе Западной Камчатки с августа до середины ноября, не подавая информацию о промысловых операциях и вылове. Это ведь не запрещено — выйти в море и просто стоять, ничего не делать, любоваться морским пейзажем. При этом на их борту находилась свежемороженую сельдь, которая используется как нажива для крабов. Все четыре судна позиционировались в Западно-Камчатской подзоне в районах, близких к промысловым скоплениям камчатского краба (м. Южный – м. Утхолокский, бухта Квачина).
«Камчатка» с середины сентября постоянно позиционировалась в южной части Западно-Камчатской подзоны на локальном промысловом скоплении камчатского краба, но не подавала данных о вылове. В начале октября она покинула район и прибыла в Петропавловск.
«Волк Арктики» и «Зуйково», которые оборудованы для промысла краба, с августа продолжают позиционироваться в Западно-Камчатской (а первое судно – и в Камчатско-Курильской) подзоне. Если верить их судовым суточным донесениям, то они продолжительное время ведут лов трески донным ярусом, причем в местах наиболее плотных скоплений камчатского краба в Колпаковском миграционном районе. Результаты промысла очень скромные.
Так, общий вылов «Зуйково» с 1 октября по 30 ноября (за два месяца) составил порядка 8,8 тонны рыбы (то есть, в сутки судно якобы добывало в среднем лишь 245 кг). Добыча «Волка Арктики» с 7 октября по 29 ноября — 13,4 тонны (в сутки — 893 кг).
Чего же стоит морская охрана, если она готова поверить в эти цифры? Но мы-то с вами понимаем, что ни один капиталист не будет держать флот в море при таких мизерных уловах себе в убыток. Вероятнее всего, - предполагает автор, - в реальной жизни эти суда добывают совсем другие объемы и другие объекты промысла, которые могут обеспечить их рентабельность.
В скобках замечу, что минимальный суточный улов камчатского краба для Западно-Камчатской подзоны — 5,5 тонн (реальный улов заметно превышает эту цифру). Посчитайте сами, сколько эти суда могли бы выловить краба, если бы занимались его нелегальной добычей. А если в море есть те, кто нелегально добывает краба, значит, должны быть и те, кто вывозит «неучтенку» из районов промысла за рубеж. Таким перевозчиком вполне могло быть, например, транспортное судно «Корум», которое пограничники задержали в октябре. «Корум» рыскал по Охотскому морю под панамским флагом. Судно оборудовано для транспортировки краба в живом виде. В трюме нашли наживу для промысла — сельдь и минтай. Но, видимо, отряд браконьеров не заметил потери «бойца». Замена «Коруму» наверняка нашлась быстро.
Теперь, когда ученые говорят, что численность камчатского краба растет, браконьеры могут снова расправить плечи и бить трудовые рекорды. Рискну предположить, что прикрытием им служит не только «красивая» легенда о промысле трески или палтуса, но и вполне конкретные должностные лица, которые не хотят видеть очевидного. Как бы нам такими темпами не вернуться к запрету крабового промысла» - подчеркивает автор.
Для справки:
В 2013-м общий допустимый улов камчатского краба составил 3.630 тонн в Западно-Камчатской подзоне, 2.126 тонн — в Камчатско-Курильской подзоне.
По информации Северо-Восточного теруправления Росрыболовства, к 5 декабря 12 камчатских компаний оформили разрешения на добычу камчатского краба, либо получили добавку этого объекта промысла в ранее выданные разрешения. Все поступившие в управление заявки на получение разрешений и внесение изменений по квотам камчатского краба удовлетворены, отказов нет.
На этот год, как и на 2014-й, камчатский краб для целей промышленного рыболовства предоставлен только на континентальном шельфе и в исключительной экономзоне. Прибрежный лов не предусмотрен.
На 5 декабря в Камчатско-Курильской подзоне на легальном промысле камчатского краба зарегистрировано 7 судов. В Западно-Камчатской подзоне — 22 судна. Суммарный вылов камчатского краба на Западной Камчатке с начала промысла (с 22 ноября) составил более 2 тысяч тонн.
- полномочный представитель президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства России, бывший помощник президента РФ, бывший министр природных ресурсов РФ, бывший губернатор Пермской области