FLB: Новые грузинские власти приравняли ордена Великой Отечественной войны к фашистской символике
"В Грузии наравне с нагрудными знаками немецко-фашистских войск под запрет попали и ордена СССР, которые вручали в годы Великой Отечественной войны, сообщает интернет-издание «Политикус»/«Сила в Правде». (На фото – кадр из фильма «Отец солдата», 1964 г.).
– За нарушение на первом этапе ограничатся предупреждением виновника, в случае повторения его накажут штрафом в размере 1000 лари (примерно 19,5 тыс. российских рублей – Ред. ), – говорит депутат от Республиканской партии Грузии Леван Бердзенишвили.
В 2011 году в Грузии была принята так называемая «Хартия свободы». Она ввела ограничения для бывших сотрудников спецслужб Советского Союза, бывших высших должностных лиц компартии и комсомола, предписывала не допускать использования в общественных местах фашистской и коммунистической символики. Теперь же, по сообщениям СМИ, ее дополнили конкретными санкциями. В первую очередь под запрет попадает все, что связано со Сталиным и КПСС – символы серпа и молота, советская звезда, памятники деятелям СССР.
Музей Сталина, дабы не сносить, руководство страны предлагает переименовать в музей сталинизма и рассказывать его посетителям не о личности Иосифа Виссарионовича, а о тех, кто попал под его репрессии.
Активную борьбу с советским наследием в Грузии начал Михаил Саакашвили. При нем как раз и была принята «Хартия свободы». Своими президентскими указами Саакашвили менял названия сел, уничтожал памятники советского периода – Иосифу Сталину на его родине в Гори, мемориал воинам Великой Отечественной войны в Кутаиси. Сегодня режим Саакашвили пал, однако нынешний президент Грузии и правящая коалиция «Грузинская мечта» поддерживают антисоветские начинания скандального экс-президента. Почему?
Одним из тех, кто в 1945 г. водрузил красное знамя на фашистском рейхстаге, был грузин Мелитон Кантария. Сегодня за геройскую защиту Родины в годы Великой Отечественной войны его бы оштрафовали на 1000 лари
Экс-депутат парламента Грузии, руководитель НПО «Институт стратегии управления» Петрэ Мамрадзе уверен: в Грузии к антисоветским запретам в целом никто серьезно не относится, кроме небольшой «группы молодежи».
– У некоторых представителей «Грузинской мечты» комплекс, связанный с тем, что про Иванишвили, когда он пришел в политику, ходило много слухов, мол, руководство России выплатило ему несколько миллиардов долларов, чтобы он убрал Саакашвили с политической арены. Распускал такие слухи сам Саакашвили. Теперь отдельные представители правящей коалиции пытаются антикоммунистическими запретами справиться с этим комплексом, который на самом деле не имеет под собой никаких оснований. И, повторюсь: население Грузии всерьез такие запреты не воспринимает.
Старший научный сотрудник отдела Кавказа института стран СНГ Руслан Харабуа говорит: мнение о том, что «Грузинская мечта» – партия пророссийская, – в корне ошибочно.
– Есть какие-то подвижки с установлением некий добропорядочных отношений, но все это – политика, а значит – постоянная игра. Президент Маргвелашвили и экс-премьер Иванишвили стремятся продемонстрировать лояльность по отношению к России. Тем самым они продвигают свою продукцию, которая в Европе, если честно, никому не нужна. Но они надеются, что, установив ассоциированные отношения, им удастся продвигать грузинскую продукцию на российском рынке.
Нынешний запрет орденов СССР и других атрибутов советской власти – просто дополнение того, что не успел сделать Саакашвили. Коалиция «Грузинская мечта», руководство Грузии будут показывать свою способность к диалогу с Россией, но на самом деле – это мираж. Пока Грузии не вернут Абхазию, не говорю даже про Южную Осетию, она не будет устанавливать отношения. Российской общественности надо понять, что нынешнее руководство Грузии будет продолжать саакашвилевский курс – на евроинтеграцию и НАТО. Вот такая сегодня она, грузинская мечта.
Грузия поставила под запрет память о нашем общем героическом прошлом. Но есть ли тогда у нас общее будущее?
«Сила в Правде» («СП»): – А как получилось, что в Грузии стали отказываться от советского наследия? Ведь всем известно, какие митинги были в 1956 году после XX съезда КПСС, когда Хрущев обрушился с критикой на Сталина.
– Ну да, было в 1956 году восстание. Но мое мнение: грузины жили с антисоветскими настроениями всегда, просто старались это скрыть. К тому же сегодня грузины активно отказываются от символики советского времени, полагая, что это понравится европейцам.
Один из лидеров «Альянса левых сил» Иосиф Шатберашвили замечает, что не все грузины против принятия запретительных законов в отношении наследия СССР.
– Инициатором подобных законов был член парламента Георгий Тортладзе, который олицетворял грузинский национализм, я бы сказал, – грузинский фашизм, ну и, естественно, Михаил Саакашвили. Эти люди запретили преподавание русского языка в грузинских школах, запретили петь русские песни в грузинских ресторанах, запретили крутить русские песни по радио и ТВ, правда, радиостанции их все равно передавали. Эти люди осквернили памятник Сталину, сняли его барельефы с бывшего ИМЭЛ – института Маркса – Энгельса – Ленина, который был уникальным учебным заведением в масштабах всего Советского союза.
Но ведь Сталин был великим полководцев великой армии! Это наша история, наше прошлое! Мой отец был защитником Ленинграда, у него много государственных наград. Неужели я буду осквернять его прошлое? Это фашистские действия.
«СП»: - Почему «Грузинская мечта» подхватила антисоветские идеи?
– Дело в том, что многие члены коалиции «Грузинской мечты» – бывшие члены «Единого национального движения», партии Саакашвили. К сожалению, Иванишвили укомплектовал свою «Грузинскую мечту» и такими кадрами, которые в свое время участвовали в «розовой» революции. Причем сам Бидзина Иванишвили финансировал эту революцию и с его помощью Саакашвили пришел к власти. Так что националистов в «Грузинской мечте» более чем предостаточно.
«СП»: – Запрет на советское наследие связан с националистическими настроениями в обществе и в политической элите, или все-таки с курсом Грузии на Запад?
– Много внешних сил против того, чтобы в Грузии считали Сталина великим главнокомандующим. Эти люди даже финансировали правительство Саакашвили, чтобы оно вело кампанию против имени Сталина и советского наследия. Нам говорят, что в советские времена было много репрессий. Да, были. Но ведь они были и во времена Наполеона, Тамерлана, Александра Македонского. И это – великие полководцы, коих в мире единицы. И это – наше прошлое, которое нельзя просто так вычеркнуть, наоборот – его надо беречь.
Директор института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимир Шаповалов отмечает, что грузинские запреты на СССР – это следствие как позиции правящей коалиции, так и инерционности запущенных при Саакашвили политических процессов и настроений в обществе.
– Приверженцы Саакашвили распространяют ложное мнение, будто «Грузинская мечта» – пророссийское объединение. Это далеко не так, и запрет на советские ордена – тому подтверждение. Другое дело, что эта коалиция занимает более взвешенную позицию по отношению к России, чем сторонники Саакашвили. В целом же «Грузинская мечта» продолжает политику евроатлантизма. За событиями на Украине мы не заметили, как две страны постсоветского пространства – Грузия и Молдавия подписали соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Причем состоялось это в одной из стран Балтии.
А в странах Балтии, как мы знаем, принимается множество различных решений, ставящих в один ряд советских воинов-освободителей и фашистов. По тому же пути идет политическая элита Грузии на протяжении последних лет. Напомню, что при Михаиле Саакашвили был открыт музей советской оккупации.
«Грузинская мечта» не настроена так радикально против Советского Союза, нынешней России и памяти прошлого, как сторонники Саакашвили. Но существует инерция и резко изменить курс внешней политики сложно. Я думаю, что решение запретить ордена – следствие инерционных процессов, начатых в период правления режима Саакашвили.
«СП»: – Премьер-министр Ираклий Гарибашвили недавно заявил, что вступление Грузии в Евросоюз и НАТО не повлияет на российско-грузинские отношения. На эти отношения может повлиять только возвращение Грузии Абхазии и Южной Осетии или России в принципе все равно – станет ли Грузия полноценным членом Евросоюза и даже НАТО?
Заявление премьер-министра – стандартная дипломатическая уловка. Каждое государство постсоветского пространства, подобно Грузии, старается сблизиться со странами Запада и придерживается такой словесной эквилибристики. Мы должны быть реалистами и понимать, что вступление любой страны, граничащей с Россией, в самый мощный в мире военно-политический союз – означает усиление угрозы для безопасности России. Несмотря на вроде бы добрососедские отношения с блоком НАТО, мы не должны забывать о его мощи, и о том, что он все ближе и ближе подходит к нашим границам.