FLB: Месяц громких скандалов в Московском патриархате. И ещё скандал непрозвучавший: известный священник и телеведущий в милицейской картотеке занесен в категорию «педерасты»
"Скандал первый, самый чудовищный, который оказался самым тихим: 21 ноября суд в Ростовской области приговорил бывшего священника Евгения Демидова к девяти годам заключения за убийство жены. Подсудимый своей вины не признал.
По версии следствия, в ночь с 7 на 8 декабря 2012 года священник несколько раз ударил свою 27-летнюю супругу руками и ногами, желая «проучить её за непослушание». Наутро он обнаружил, что жена скончалась и вызвал медиков с полицией. Вскрытие показало, что женщина умерла от разрыва селезенки.
Семья священнослужителя перебралась на донской хутор Можаевка из Дагестана за месяц до трагедии и с первых дней держалась особняком. Епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий назначил Демидова штатным клириком местного прихода. Вместе с женой и двумя детьми тот поселился в маленьком доме на окраине хутора. Иерей производил впечатление замкнутого, даже слегка заторможенного человека. А матушку хуторяне видели, только когда она тенью скользила по двору собственного дома. Никто из соседей не слышал криков о помощи и даже разговора на повышенных тонах.
На фото kp.ru: Храм в Можаевке
А через полмесяца, под Новый 2013 год, шахтинская епархия организовала и провела для своих священников семинар на тему «преодоление домашнего насилия». (Весной 2009 года в Ростове уже случалась кровавая драма в семье священника : 38-летний иерей Свято-Александрийского храма Владимир Рудинский расстрелял из охотничьего ружья свою супругу и восьмилетнего сына, после чего застрелился сам. У священника произошло расстройство рассудка из-за большой нагрузки, сообщили церковные иерархи, и он был похоронен по православным канонам.)
Расходы на погребение женщины взяли на себя хуторские прихожане. Как умирала матушка, чувствовала ли она приближение смерти? Может быть, молодая женщина изо всех сил сдерживала стоны, чтобы не потревожить драгоценный сон пастыря. Жизнь уходила с каждой каплей крови из порванной селезенки. Кромешная ночь, дом на самом краю хутора, дыхание детей, у икон светится лампада. Сознание взрывается: муж – убил и причастил.
Скандал второй, самый «романтический»: сочетался вторым браком игумен Ростислав (Якубовский), настоятель Успенского подворья монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге, (первым, точнее высшим, браком монах, как известно, сочетается с Богом). По церковной среде эта новость пробежала, как взрывная волна. Оптина пустыня – «наиболее жаркая свеча» русского православия, святая обитель, откуда пошло уникальное русское старчество, - и это только придало взрыву «кумулятивный эффект».
Избранницей игумена стала молодая прихожанка. Сначала её девичий стан заметно округлился, когда этого никто не ожидал. Затем на свет появился «незаконнорожденный» ребенок. Явление чуда опроверг сам пастырь, честно признав, что вступил в плотские отношения с девицей.
На фото: «отец-байкер» игумен Ростислав (Якубовский)
На фото: жена Якубовского
А 15 октября 2013 года игумен Ростислав принимал у себя самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла, демонстрировал Святейшему блестяще отреставрированное Успенское подворье.
Впрочем, не уверен, возможно, всё было наоборот: сначала игумен продемонстрировал патриарху подворье, а потом признался прихожанам в отцовстве. Но это не важно, потому что все воцерковленные люди единодушны в главном: уход из монашества — это личная катастрофа. Верующие расскажут миллион разных историй - о судьбах бывших монахов - с одним трагическим финалом.
«Конечно, в личной духовной жизни уход из монашества — это катастрофическая ситуация. Но считать это нарушением канонов нельзя. Вот уже полтораста лет Церковь дозволяет такой выход, - говорит известный специалист по церковному праву протоиерей Владислав Цыпин. - Вернуться к монашеской жизни после того как снял с себя обеты – можно, и это даже хорошо».
А «говорящая голова» Московского патриархата - протодиакон Андрей Кураев – даже поблагодарил расстригу Якубовского: «Но спасибо ему за то, что не стал врать. Неужели вы думаете, что среди иерархически успешных друзей о. Ростислава не было добрых советчиков, которые говорили: «Ну влюбился, и что? Ты, как мы, живи со своей бабой, но служи Церкви!"? Но он отказался на один грех класть другой. Вот за это ему спасибо». К счастью, считает диакон, забеременевшая девица не сделала аборт, так как «с точки зрения современной молодежной морали у неё есть все основания на один грех наложить другой - грех детоубийства».
Услышав новые подробности об интимной жизни монахов, можно, конечно, благочестиво гневаться, обвиняя «одиозного Кураева» в очернительстве Церкви, но, во-первых, диакон определенно не ставит цель эпатировать публику, а во-вторых, в священном сане он пребывает почти четверть века и хорошо знает нравы клира. Но узнаем ли мы когда-нибудь, сколько «успешных» иереев и епископов «живут со своими бабами»? Или закон о частной жизни распространяется и на монахов (в интимном смысле)?
Есть в РПЦ и «консерваторы», которые придерживаются иной точки зрения. Например, главный редактор православного сайта «Антимодернизм» Роман Вершилло убеждает в том, что «такого рода лица (т. е. как игумен Ростислав – А. Ч.), оказавшиеся неверными в духовной жизни, опасны и для общества». Диакон Андрей Кураев выражает между тем надежду, что расстриженный игумен «лет через 30, может, и вернется» и желает молодоженам: «Человеческого счастья вам, молодые байкеры!»
Игумена Ростислава прихожане иногда называли «отцом-байкером». Когда-то ему подарили японский спортбайк мощностью в 155 лошадиных сил, который разгоняется до 280 километров в час. Стальной конь верно служил на миссионерской и патриотической ниве. Например, под руководством игумена российские и немецкие байкеры совершили мотопробег "Свеча памяти" в честь победы над фашизмом, потом возглавил мотопробег “Мир и память”.
А сейчас переоблаченный в косуху Ростислав Якубовский продолжает свои игуменские труды. Бороду не сбрил, косичку густых темных волос не отрезал и «совесть сохранил». Вместе с женой теперь, оседлав мотоциклы, как в голливудских «Диких ангелах», несутся они в Сосновый Бор, где достраивается храм преподобного Амвросия Оптинского, где разбит большой фруктовый сад, есть пасека с пчелами и делают свой очень вкусный сыр, где целый зоопарк: страусы, еноты, кролики, алтайские белки и поросята. Словом, рай на земле.
Скандал третий, самый грязный: 6 ноября в Санкт-Петербурге обвинили в растлении двух девочек иерея Глеба Грозовского. Одной девять лет, другой двенадцать. По версии следствия, священник совершил «насильственные действия сексуального характера» в июне 2013 года, когда отдыхал вместе с российскими школьниками на острове Кос в Греции, в отеле на территории детского лагеря православного клуба путешественников "Филадельфия".
На фото: друг детей иерей Глеб Грозовский
Когда вернулись в Россию, одну из девочек осмотрел гинеколог, и она сразу перешла в юридический разряд жертв преступления. Полицейским эта девочка призналась, что «встречалась» с батюшкой Глебом, и ещё рассказала, что священника в лагере «все называли маньяком».
Прошедшим летом Грозовский «вывозил» школьников на отдых всего четыре раза: дважды - в Ленинградскую область, и так же - за границу. Дети, отдыхавшие на острове Коневец под Петербургом, также отмечали "странное" поведение священника. Пресса смаковала подробности, предоставленные полицией: батюшка будто бы каждую ночь заходил в домики для детей и «целовал девочек в губы, шею, живот и гениталии».
В доме священника провели обыск. До этого, в середине сентября, гатчинский епископ неожиданно откомандировал Грозовского в Израиль до конца ноября, дабы помогать ближневосточным наркоманам и алкоголикам (?!). Спустя неделю-две рабочая поездка была продлена на полгода - до середины марта 2014-го. Общался со следствием священник через социальную сеть в манере, которую нецерковный человек сочтет издевательской: «Вернусь в Россию, как только получу благословение от Господа!». Потом написал в своей странице ВКонтакте конкретнее: «Приеду! Постараюсь в ближайшее время. Как только завершу намеченные ещё в мае этого года встречи и будет снята мера пресечения».
В России священника объявили в международный розыск, а суд заочно избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Сам Грозовский поначалу заявлял знакомым, что дело сфабриковано сторонниками ювенальной юстиции, против которой он выступал. Предполагали также, что потерпевшую изнасиловал кто-то из её родственников. Позднее пытались «переквалифицировать» эту пакостную историю в месть «влюбчивых девчонок» на почве ревности к батюшке.
19 ноября 2013-го СМИ сообщили, что, по решению Санкт-Петербургской митрополии, «священник Глеб Грозовский запрещен в служении на время следствия по его делу». Этот педофильский скандал затмил все прочие, героями которых были учителя физкультуры и тренеры, судебные приставы и морские офицеры в отставке. Не прошел мимо него даже далекий от религии «национал-большевик» Эдуард Лимонов. Известный писатель, он дал красочное сравнение священника с вороном, клюющим детскую плоть. «Советник генерального директора футбольного клуба «Зенит», - возмущался автор скабрезного романа «Это я – Эдичка!», - духовник команды, ответственный за духовно-нравственное воспитание! (А, каково, за духовно-нравственное! Одна только фотка с пионерками на голых коленях вопиюще безнравственна, уже за неё судить бы можно...)».
(Грозовский когда-то играл в юношеской команде «Зенита», дружил со звездами отечественного футбола Аршавиным и Кержаковым и, став священником, «окормлял» футболистов, освящал раздевалку перед игрой на выездных матчах и пр.. Однако и руководство «Зенита» мгновенно открестилось от Грозовского.)
Пожалуй, только «говорящая голова» РПЦ - протодиакон Андрей Кураев - упорно отказывалась верить в «грехопадение» 34-летнего священника: «Не верю тому, - писал он в своем блоге 6 ноября, - что про него сейчас говорят. Знаю его как достойного христианского пастыря. Кажется, кому-то властному понадобилась земля его прихода».
Через два дня диакон, не указывая источник, разместил в своем блоге «первую информацию о человеке, который, похоже, и инициировал уголовное на дело на священника Глеба Грозовского». Им оказался некий гражданин Сергей Зазимко, бывший сотрудник ГРУ, которого «информатор» назвал «убежденным атеистом, ненавидящим РПЦ и христианство в целом».
«Я - свидетель по делу. Один из десятков. Видимо, единственный с армейским прошлым, чем и воспользовалась сторона защиты. Но и нервы у меня покрепче», - парировал «атеист и враг РПЦ».
Трезвую христианскую оценку этой мерзопакостной истории дали в конце концов два известных в церковной среде человека: Игорь Гаслов, выпускник С.-Петербургской духовной семинарии, автор книги "Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян" (С.-Петербург) и священник Александр Цыганков, выпускник МГУ и клирик одного из храмов Московского патриархата в США. Гаслов пишет в своем блоге: «…В случае подобных обвинений у священнослужителей должна быть не презумпция невиновности, именно презумпция вины. И этот случай данный тезис только подтверждает. Ну а побег в Израиль и прочее только все уверенней добавляет очков в пользу виновности священника Глеба Грозовского».
Тогда дайте, пожалуйста, ответ на два актуальных вопроса: а если суд неправедный, ведь и такое тоже бывает? И что такое "презумпция вины"?
«Суд неправедный вполне может быть и в случае оправдания действительно виновного клирика, - справедливо замечает Гаслов. - И в таком случае цена ошибки ещё более возрастает, так как сколько душ он погубит оправданный судом? «Презумпция вины» - это больше не правовое, а нравственное понятие. И клирик должен быть готов в любой момент именно оправдываться и доказывать свою невиновность, а не ждать доказательств своей вины. Бремя доказывания должно лежать именно на нем. В том и цена святыни, в том и цена рукоположения».
Священник Александр Цыганков поддерживает Гаслова в одной части: «С тем, что священник должен считать своим долгом защиту своего доброго имени как частный случай защиты правды - согласен (в противном случае должен смиряться и не ныть)».
Словом, суд над клириком отличается радикально от того, что совершается над мирянином. Священнослужитель до суда совершенно открыт, обнажен перед миром, его сила в беззащитности. Поэтому к нему и требования другие…
Скандал последний, который только зреет, напрямую относится к протоиерею Алексею Уминскому. Этот фотогеничный седобородый священник, обладатель мягкого баритона, принадлежит к очень узкому кругу священнослужителей РПЦ, который имеет постоянную трибуну на центральных каналах телевидения. Он вёл на канале «Культура» программу «Дела житейские», создатель и ведущий телевизионного сериала «Тесные врата», посвященного житиям святых. С октября 2003 года — ведущий программы «Православная энциклопедия» на телеканале ТВЦ.
На фото: протоиерей Алексей Уминский
Протоиерей Алексей Уминский - настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, член редсовета журнала «Альфа и Омега», автор многочисленных публикаций на тему христианской педагогики. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Его высокое положение в обществе и та ответственная роль духовного наставника, которую он играет вне и внутри РПЦ, никак не вязались с всплывшим недавно из архивов МВД документом. В учетной карточке № 1590К в уже далеком 1987 году была зафиксирована оперативная информация Управления уголовного розыска: «27-летний гражданин Алексей Анатольевич Уминский проходит по статье Уголовного кодекса РСФСР о мужеложстве и в милицейской картотеке относится к категории «педерасты», - так высказали свое оперативное подозрение или утверждение (?) оперативные сотрудники МВД.
Фамилия ИО: УМИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ Номер карты: 1590К Тип: АРХ Источник информации: ОПЕРИНФОРМАЦИЯ УУР 03 87 Дата, место рождения: 00 00 60 Место регистрации: В-ОКРУГ ОВД-0301 ПЕРОВО-МО 082 КУСКОВСКАЯ ДХХ КХ КВХХ 309-ХХ-ХХ Пол: МУЖ Статья: МУЖЕЛОЖСТВО Категория: ПЕДЕРАСТЫ
Уголовная ответственность за мужеложство была введена в советском уголовном праве в 1934 года. Статья 121 была исключена из УК РСФСР 3 июня 1993 года, мужеложство перестало считаться преступлением в России.
Почему понадобилось вытаскивать на свет полуистлевшие бумажки? А причиной, наверное, стала вышеупомянутая «презумпция вины» священнослужителя. Пусть московские сыщики могли по ошибке причислить Уминского к гомосексуалистам. И пусть давно отменили уголовную статью за мужеложство. И пусть существует тайна исповеди и закон о частной жизни. Но если такая «оперативная бумага» появилась на свет, надо, видимо, чтобы священник дал объяснение."
29.11.2013
Алексей Челноков, Агентство федеральных расследований FLB.ru FLB
- Член Русского ПЕН-центра и Союза писателей России;
- сотрудничал с журналом "Гласность" (Москва) и газетой "Русская мысль" (Париж) (1987-1990);
- редактор ИА "Постфактум" (гл. редактор Г. О. Павловский, 1990-1992);
- корреспондент газеты "Известия" (гл. редактор И. Н. Голембиовский, 1992-1997);
- обозреватель газеты "Совершенно секретно" (гл. редактор А. Г. Боровик, 1997-1999; 2011 - по н. в. );
- заместитель главного редактора Агентства федеральных расследований FLB.ru (1999 - по н. в.).
Автор и автор-составитель 15 публицистических книг, посвященных самым острым проблемам современной России.
Блог http://chelnokov-ac.livejournal.com/