"Консорциум Альфа-Групп" - крупнейший финансовый, торговый и инвестиционный конгломерат. Начало формированию консорциума положило создание в 1988г. торговой компании "Альфа-Эко". В 1991-92 гг. появились Альфа-банк и две другие ключевые компании группы - "Альфа-Эстейт" и "Альфа-Капитал".
"Структура, позиции, управление
В настоящее время ядро консорциума составляют пять компаний так называемого "первого уровня" : Альфа-банк, чековый инвестиционный фонд "Альфа-Капитал" и одноименная управляющая компания, торговая компания "Альфа-Эко", риэлторская и девелоперская компания "Альфа-Эстейт", компания по торговле произведениями искусства "Альфа-Арт".
Ядерные компании, по официальной версии консорциума, и формально, и фактически независимы друг от друга. Основной тип взаимоотношений между ними - координация деятельности, обеспечиваемая путем неформальных контактов лидеров.
Второй уровень составляют дочерние компании ядерных компаний группы. Они входят в группу только при возможности установления над ними полного контроля.
Промышленная составляющая консорциума до лета 1997г. была представлена несколькими десятками предприятий, контролируемых, в основном, компаниями "Альфа-Эко" и "Альфа-капитал" (через владение крупными пакетами акций, систему договоров, или иными средствами). Большинство этих предприятий относится к пищевой (сахарные заводы и крупнейшие чаеразвесочные фабрики России), цементной, стекольной, химической и фармацевтической отраслям. Степень контроля ядерных компаний консорциума над "своими" предприятиями и участия в управлении ими для разных предприятий весьма различна. Наиболее широко известна активность консорциума в цементной и сахарной отраслях, для работы с которыми были созданы специальные структуры "Альфа-сахар" и "Альфа-цемент".
Летом 1997г. Альфа-групп приобрела на инвестиционном конкурсе 40% акций Тюменской нефтяной компании (ТНК), реальная хозяйственная значимость и ценность которой во много раз превышает все имевшиеся до этого у группы активы. (И это заставляет, по крайней мере, не отвергать с ходу гипотезу о том, что в случае ТНК она является не самостоятельным стратегическим инвестором, а либо участником неафишируемого консорциума, либо даже просто посредником.)
Тем же летом группа участвовала в аукционе по продаже 25% акций Связьинвеста и потерпела поражение. Тем не менее, она уже объявила о намерении участвовать в аукционе по следующему пакету акций, который состоится в 1998г. О серьезности намерений Альфа-групп в телекоммуникационном бизнесе свидетельствует и то, что еще до объявления результатов конкурса по Связьинвесту "Альфа-Капитал" объявил о своем намерении участвовать в приватизации "Укртелекома".
В августе-сентябре 1997г., по некоторым данным, "Альфа-Капитал" производил агрессивную скупку акций у мелких держателей АО "Рыбинские моторы" (одновременно с ОНЭКСИМбанком). Наблюдатели объясняли это попыткой установить контроль над одним из трех крупнейших авиамоторных заводов в России и связывали с возможной продажей в ближайшем будущем 37-процентного государственного пакета акций этого АО.
Главный орган управления консорциумом - совет директоров, включающий в себя первых руководителей ядерных компаний и некоторых других лиц, ответственных за функциональные направления деятельности всей группы. На весну 1996г. в него входили: П.Авен - президент Альфа-банка, Л.Вид - председатель правления Альфа-банка, Г.Хан - президент "Альфа-Эко", А.Файн - генеральный директор "Альфа-Эко", А.Косогов - генеральный директор "Альфа-Капитал", Б.Киперман - генеральный директор "Альфа-Эстейт", а также М.Безелянский и А.Шелухин.
Бесспорный и единоличный лидер "Консорциума "Альфа-Групп" - М.Фридман. Он занимает посты председателя советов директоров всего консорциума, а также Альфа-банка.
М.Фридман - один из немногих лидеров российского бизнеса, который долгое время предпочитал управлять своей "империей" из тени (вместе с тем, его реальное влияние в консорциуме было известно, и он его не скрывал). Он очень редко появлялся на публичных мероприятиях, не мелькал в прессе, не участвовал ни в каких социально-политических инициативах предпринимателей, не занимал никаких общественных постов. В публичном пространстве М.Фридман стал появляться лишь в 1996г. При этом достаточно громким был его выход и на общественное поприще (появление на закладке синагоги на Поклонной горе, занятие руководящих постов в еврейских общественных организациях) и в политику (один из подписантов заявления "Выйти из тупика"). В результате он сразу попал в число наиболее влиятельных в политическом плане российских бизнесменов.
Центром "Консорциума "Альфа-Групп" сегодня, без сомнений, является Альфа-банк. (Хотя, по официальной версии консорциума, банк относится к другим его членам точно также, как к остальным своим клиентам.) Двумя другими наиболее важными структурами являются, на наш взгляд, "Альфа-Эко" (вначале именно она была основной) и "Альфа-Капитал".
Альфа-банк
Создан в 1991г. В начале 1994г. впервые появляется в списке ста самых крупных банков России сразу на 31 месте. С тех пор постоянно улучшает свою позицию в этом списке, поднявшись за четыре года на 11-е место. По мнению журнала "Эксперт", в 1994г. он был одним из наиболее быстро развивающихся банков России, затем стал менее динамичным. Постоянно входит в группу банков высшей надежности (категория LA1).
Альфа-банк характеризует себя как универсальный коммерческий банк, не контролируемый другими членами консорциума.
В течение длительного времени Альфа-банк занимал лидирующие позиции в стране по частным операциям с внешними долгами бывшего СССР. По словам П.Авена, успехи в этом направлении определяются тем, что в банке работает мощная группа специалистов из Совфинтрейда - "структуры, специально созданной Внешэкономбанком СССР для торговли бумагами". (Напомним, что другая часть Совфинтрейда стала одним из дочерних банков Газпрома.) В 1997г. Альфа-банк принимал участие в размещении еврооблигаций правительств России и Москвы.
Альфа-банк работает и с региональными властями. В 1996г. он стал организатором и гарантом привлечения в республику Коми синдицированного кредита консорциума немецких банков размером в 300 млн.долл. для финансирования инвестиционных проектов на ее территории. В начале 1997г. в прессе появились статьи о противоречиях между республиканским правительством и банком и о том, что от его услуг могут отказаться. На наш взгляд, такие противоречия, а также использование СМИ для давления на партнера, вполне естественны: республиканское правительство в наибольшей степени заинтересовано в кредитовании своих проектов, а банк - самых надежных и прибыльных.
Повышенная региональная активность Альфа-банка приходится на лето-осень 1997г. В этот период он подписал соглашение с администрациями трех ключевых регионов: Санкт-Петербурга (и одновременно открыл там свой филиал), Татарстана и Нижегородской области (предполагающее, в частности, совместную работу по привлечению инвестиций в промышленность региона). В этот же период Альфа-банк выиграл тендер на право стать уполномоченным банком Ленинградской области (в ряду других крупнейших московских банков).
С правительством Татарстана Альфа-банк не только подписал соглашение об организации размещения республиканских еврооблигаций, но и договорился об открытии под его гарантии кредитной линии в 300 млрд.руб. КАМАЗу для пополнения оборотных средств. Выделение столь крупного кредита "лежащему" предприятию свидетельствует либо о тесноте контактов банка и региона, либо по крайней мере об очень серьезных намерениях.
Альфа-Эко" и "Альфа-Капитал"
"Альфа-Эко" с самого начала была одной из крупнейших российских торговых фирм. Специализируется на оптовой торговле чаем, сахаром, нефтью и нефтепродуктами, алкогольными напитками. В частности, была одной из трех первых российских частных компаний, которые начали привлекаться правительством к поставкам нефти по межгосударственным соглашениям (наибольшую известность приобрел контракт с Кубой - "нефть-сахар", в котором "Альфа-Эко" участвовал наряду с торговым домом Менатеп-Импэкс).
В настоящее время позиции "Альфа-Эко" как нефтетрейдера ослабли, и ближайшее будущее не сулит улучшений. (Впрочем, это же относится к большинству других нефтетрейдеров, не являющихся нефтедобытчиками или не входящих в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний.) Вместе с тем очевидно, что усиливаются ее позиции в неторговой сфере. Об этом свидетельствует, в частности, то, что именно высший менеджмент "Альфа-Эко" занят сейчас распутыванием ситуации с ТНК, и при благоприятном раскладе именно они будут вести ее финансовые дела.
Название "Альфа-Капитал" носят одновременно чековый инвестиционный фонд и управляющая его активами финансовая компания.
Чековый инвестиционный фонд "Альфа-Капитал" был одним из крупнейших. Он собрал 2 млн. ваучеров и имеет 1,1 млн. акционеров. (Значимо крупнее были только три ЧИФа - Первый ваучерный, Московская недвижимость и ЛУКойл-фонд.) В 1993-94 гг. многие эксперты утверждали, что собранный этим ЧИФом пакет акций промышленных предприятий подобран наиболее грамотно и выглядит наиболее перспективно. Впрочем, насколько нам известно, значимых дивидендов своим акционерам он ни тогда, ни потом не выплачивал. О планах его трансформации нам также ничего не известно.
Финансовая компания "Альфа-Капитал" - один из старейших и активнейших операторов на российском финансовом и фондовом рынках. Весной 1997г. появились сообщения о том, что она предполагает трансформироваться в инвестиционный банк и одновременно выделить в самостоятельные компании ряд своих специализированных подразделений, в том числе и по управлению активами одноименного ЧИФа. По состоянию на осень 1997г., по мнению ряда экспертов, можно говорить уже о группе компаний "Альфа-Капитал".
Тюменская нефтяная компания
Тюменская нефтяная компания - вертикально интегрированный нефтяной холдинг. Основную ценность в ТНК представляет ее дочернее предприятие Нижневартовскнефтегаз, являющееся одним из крупнейших российских нефтедобытчиков и владеющее уникальным месторождением Самотлор. Перерабатывающая (Рязанский НПЗ) и сбытовые "дочки" значительно менее мощны, неудобно расположены и значимой ценности не представляют.
ТНК - одна из слабых российских компаний. Интеграция в ней была формальной, управление дочерними предприятиями - номинальным, а финансовое положение Нижневартовскнефтегаза с каждым годом ухудшалось. В частности, он постоянно находится в списке крупнейших неплательщиков по налогам. Поэтому приватизация ТНК и ее передача под контроль мощной финансовой группы представлялась государству единственным средством восстановления управляемости в компании и придания экономического смысла ее деятельности. (По аналогии с положительно оцениваемым опытом альянсов Менатеп-ЮКОС и ОНЭКСИМ-СИДАНКО.) А для хозяина ТНК долгосрочная выгода от владения Самотлором перевешивала любые текущие убытки и проблемы.
В качестве альтернативы приватизации ТНК рассматривался вариант ее объединения с Центральной нефтяной компанией, имеющей крупный Московский НПЗ и не имеющей никаких добывающих мощностей. Это объединение должно было происходить под патронажем правительства Москвы и администрации Тюменской области и ими лоббировался.
Летом 1997г. 40% акций Тюменской нефтяной компании было выставлено на инвестиционный конкурс. При этом Правительство РФ сделало все от него зависящее, чтобы помочь Альфа-групп стать победителем этого конкурса. Правда, сумма, которую обязан выплатить победитель за купленный пакет акций, по сравнению с ценами ранее проданных нефтяных компаний, была беспрецедентно большой - свыше 800 млн.долл.
Однако еще до проведения конкурса у консорциума сложились остро конфликтные отношения с руководством Нижневартовскнефтегаза и его влиятельнейшим генеральным директором В.Палием. В настоящее время руководство "Альфа-Эко" и назначенное им руководство ТНК тратят основные усилия на установления своего контроля над Нижневартовскнефтегазом, но увенчаются ли они успехом, пока не ясно. (При этом федеральное павительство очевидно пытается помочь им в этом, инициировав процедуру банкротства нефтедобывающего предприятия.)
Поэтому на сегодня еще не понятно, какую роль будет играть консорциум по отношению к Тюменской нефтяной компании. Пока теоретически возможен весь спектр вариантов - от полноценного хозяина и стратегического партнера (как Менатеп - Роспром и ЮКОС) до временного посредника при вынужденном возврате к уже упоминавшемуся варианту объединения Тюменской и Центральной нефтяных компаний.
Отношения с государством
Отношения консорциума Альфа-групп с государством развивались по четко выраженной синусоиде.
По мнению многих экспертов, в первый период своей деятельности Альфа-банк находился под особым патронажем команды Гайдара. Явным благоволением павительства пользовалось и "Альфа-Эко". Об этом, в частности, говорит ее назначение ее в 1994г. одним из двух исполнителей сделки "нефть-сахар" с Кубой.
В 1995-96 гг. отношения между Альфа-групп и властью, по-видимому, были достаточно напряженными. На поверхности это проявилось как минимум в двух моментах.
В конце 1995г. группа проиграла залоговые аукционы, а по ее собственным утверждениям, была силовым образом вытеснена с них. В результате вместе с Инкомбанком и Российским кредитом Альфа-банк составил "оппозицию" не только победителям (ОНЭКСИМ, Менатеп, СБС), но и правительству, объявив о незаконности процедуры аукционов и потребовав отмены их результатов. Полемика достигла такой остроты, что банки выдвинули явно политически некорректную (хотя столь же явно и несбыточную) угрозу обрушить рынок ГКО.
А в январе 1997г. автор идеи залоговых аукционов В.Потанин, бывший в это время первым заместителем председателя правительства, попытался сделать ответный ход. При разработке списка уполномоченных банков правительства он не включил Альфа-банк в группу банков-агентов, (т.е. "наиболее уполномоченных" банков, которые без специального решения могут выполнять любые поручения государственных ведомств). Невключение было объяснено несоответствием банка формальным требованиям, установленным комиссией.
Но той же зимой отношения между консорциумом и государством вновь стали развиваться по восходящей. Уже в феврале тот же В.Потанин объявил о включении Альфа-банка (а также МОСТ-банка и Уникомбанка) в число банков-агентов с условием, что они приведут свои показатели в соответствие с установленными критериями отбора до 1 июля 1997г.
Весной 1997г. правительство продемонстрировало свое доверие Альфа-банку, сделав на него, наряду с Агропромбанком, ставку в создании новой системы финансирования сельского хозяйства. Альфа-банк стал агентом правительства по обслуживанию специального федерального фонда кредитования сельского хозяйства (ему было поручено распределить 900 млрд.руб. кредитов). И хотя, по сообщениям прессы, и в период посевной, и в период уборочной кампании у него возникли конфликты с министерством сельского хозяйства, но претензии к нему были меньшими, чем к Агропромбанку и его хозяину СБС-Агро.
Летом 1997г. Альфа-банк подписал соглашение о сотрудничестве с Федеральной дорожной службой и стал ее финансовым агентом по разрешению кризиса неплатежей, реструктуризации и погашению взаимной задолженности между службой, дорожными фондами и бюджетом. О масштабах открывшегося поля деятельности говорит тот факт, что на 1 мая 1997г. общая задолженность федеральному дорожному фонду составила 3,4 трлн.руб. Предполагается также, что Альфа-банк станет менеджером по размещению внешних займов Федеральной дорожной службы.
О степени поддержки, которую правительство оказало консорциуму при уже упоминавшемся приобретении им 40-процентного пакета акций Тюменской нефтяной компании, красноречиво говорят следующие три момента. Во-первых, впервые российские власти поддержали недружественный захват крупной нефтяной компании - о враждебных отношениях группы и руководства Нижневартовскнефтегаза было хорошо известно. Во-вторых, правительством была проигнорирована позиция генеральной прокуратуры, требовавшей отложить конкурс, а на судебные власти Тюменской области было оказано давление, заставившее последних снять возражения против его проведения в установленные сроки. В-третьих, было отклонено предложение мэра Москвы об объединении ТНК и Центральной нефтяной компании до их приватизации.
И наконец, участие М.Фридмана в сентябрьской встрече президента с шестеркой "видных банкиров" (на которую не были приглашены руководители более крупных, чем Альфа-банк, банков "Санкт-Петербург", Мосбизнесбанка, "Российского кредита"), а также тот факт, что он сопровождал А.Чубайса в очень значимом для последнего октябрьском визите в Лондон, четко свидетельствует о том, что власти прочно включили Альфа-групп в число финансово-промышленных конгломератов высшей государственной значимости.
Что же касается поражения Альфа-банка и его партнеров на инвестиционном конкурсе по продаже блокирующего пакета акций Связьинвеста, то оно, на наш взгляд, о реальных отношениях Альфа-групп и государства не говорит ровно ничего. Просто Альфа-банк и МОСТ-банк, при всей их крупности, еще не имеют достаточной "мощности", чтобы выступать в качестве стратегических финансовых партнеров для промышленных предприятий общенационального масштаба и значимости. (Не случайно еще весной 1997г. считалось, что эти банки будут участвовать в данном аукционе не как противники, а как партнеры ОНЭКСИМа.)
Между Альфа-групп и властью существует также многолетняя личная уния. В 1993г. президентом банка стал бывший министр внешнеэкономических связей в гайдаровском правительстве П.Авен. (При переходе в Альфа-банк он, по его словам, "получил 10% его акций, передав ему взамен 50% акций своей частной компании "ФинПА".) И именно с его приходом начался период наиболее быстрого роста банка.
В 1995г. на должность председателя правления банка был назначен другой крупный советско-российский чиновник Л.Вид - бывший зампред Госплана СССР и бывший (относительно короткое время) руководитель исполкома движения "Наш дом - Россия". И наконец, осенью 1997г. на должность вице-президента консорциума перешел бывший начальник пресс-центра ЦБ РФ А.Ситнин.
Альфа-групп, пожалуй, первой в России освоила практику приглашения на руководящие должности в бизнес не только крупных государственных чиновников, но и "знаковых фигур". Так, еще в 1992г. на должность президента инвестиционной компании "Альфа-Капитал" (управляющая компания одноименного чекового инвестиционного фонда) был приглашен А.Леонов - один из самых известных советских космонавтов и руководителей программы пилотируемых космических полетов. (Второй яркий пример такого рода появился значительно позже - во главе Росшельфа был поставлен академик Е.Велихов.) "