FLB: Судья верховного суда Чечни Вахид Абубакаров отказался рассматривать дело бывшего ОМОНовца после «указательного» звонка
"«Проблемы правосудия в Чечне стали достоянием не только прессы, этой темой заинтересовались правозащитники. Как говорится в заявлении, опубликованном на сайте Совета по правам человека при президенте РФ, члены совета обеспокоены тем фактом, что на судью верховного суда республики Вахида Абубакарова попытался оказать давление человек, представившийся министром внутренних дел региона генерал-лейтенантом Алхановым. Совет обещает следить за ситуацией и надеется, что правоохранительные органы займутся расследованием», - передает 13 ноября радио «Эхо Москвы».
«В Чечне во время судебного следствия по рядовому, на первый взгляд, делу об убийстве сотрудника ДПС судья верховного суда республики Вахид Абубакаров неожиданно для всех взял самоотвод. Ещё более неожиданными оказались мотивы – как пишет судья в постановлении о самоотводе, ему « позвонило лицо, представившееся министром внутренних дел Чечни, и заявило, что подсудимый виновен», - сообщал ранее телеканал «Дождь».
«За всю мою почти сорокалетнюю жизнь в правоохранительных органах, в судебной системе впервые это произошло. Я без особо шума вынес постановление и ушел из процесса. Я сам даже гласности этот вопрос придавать не хотел. Просто у меня участники процесса заявили ходатайства – дайте нам копию постановления. Я им на руки отдал, и они растрезвонили по всему миру. Участники процесса – это мать обвиняемого, которая из соображений безопасности с прессой не общается. Она и распространила сенсационный текст постановления о самоотводе», - объясняет Вахид Абубакаров.
«Лицо, представившееся министром внутренних дел по Чеченской Республике генерал- лейтенантом Алхановым Русланом Шахаевичем, по телефону, номер которого не определился, позвонило и заявило мне — судье, что ему достоверно известно, что подсудимый Эдигов С.С. виновен в совершении вмененных ему в вину преступлений, и предостерегло меня от вынесения в отношении него оправдательного приговора», - рассказал судья верховного суда республики.
Почему вдруг к рядовому, казалось бы, делу – такое внимание? Зачем давить на судью Верховного суда? Здесь дело в том, как шёл процесс Сулеймана Эдигова. 28-летний молодой человек – он работал в ОМОНе, потом уволился из-за проблем со зрением, эмигрировал в Швецию, там живёт сейчас его семья – обвиняется в убийстве сотрудника ДПС 23 февраля 2012 года. Во время процесса адвокаты пытались доказать, что из данных биллинга звонков следует, что Эдигов находился в момент убийства в 67 км от места преступления. А также, что в отделе полиции его пытали, чтобы выбить признательные показания.
«О том, что было похищение и о том, что были пытки, еще до последнего слова, когда мы подходили к прениям, было заявлено нам. Но когда суд назначил, проверку проводило следственное управление СК Чеченской республики, нам приходили одни и те же ответы, что все является законным и обоснованным”, - рассказывает адвокат Эдигова Саид Ахмед Юсупов.
Это продолжалось до последнего заседания суда, где подсудимый Эдигов взял последнее слово. Тогда он в деталях пересказал свою версию событий. Рассказал, как оперативные работники полиции 3 августа 2012 незаконно похитили его, как 40 дней пытали. Как к пальцам присоединяли алюминиевые провода и совали их в розетку, добиваясь от Эдигова «чистосердечного» признания в убийстве. Когда раны стали гнить, к нему вызвали сотрудницу из местного морга, медсестру по образованию, она обработала раны, и они зажили, но шрамы остались на всю жизнь.
«И вот когда он последнее слово, я смотрел на судью и прямо на глазах видел, что он меняется. Суд уже непосредственно начал проверять, не поручать это кому-либо, а сам, мы запрашивали, мы выясняли лица, вызывали их, допрашивали эти лица, устанавливали, на которых Эдигов, некоторых называл по кличкам, некоторых только по именам. Он называл кличку Шах, насколько я помню … Их начали вызывать, потом они видят, что факты начинают подтверждаться, естественно, там уже могли возбудить уголовное дело в отношении них. И не только уголовное дело, люди могли с работы полететь”, - рассказывает Саид Ахмед Юсупов.
Как говорят участники процесса, оперативники заметно нервничали, волновались и путались в показаниях. И тогда и состоялся тот самый звонок судье от лица, представившегося министром внутренних дел.
“Получается так, что суд поручает эту проверку, те «от балды» выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и этим постановлением затыкают рот подсудимому по делу. Он говорит: «Меня пытали, надо мной издевались, меня заставили признаться во всем этом». А следствие вынесло постановление, и этим постановлением ему закрывает рот. Судья вмешиваться в этот процесс не вправе”, - поясняет судья Верховного суда Чеченской республики Вахид Абубакаров.
По его мнению, следствие не было заинтересовано в том, чтобы Эдигова оправдали. Лица, знакомые с материалами дела, говорят, что подсудимый Эдигов несколько лет общался с неким Тимуром Исаевым по кличке Ислам.
Ислам склонял его вступить в незаконные вооруженные формирования, чтобы вести «джихад» «священную войну». В последнее время Эдигов жил в Швеции, но привозил в Чечню из Европы подержанные автомобили. Последний автомобиль помог сбыть этот самый Ислам.
Эдигов не знал, что Ислам – агент МВД Чечни, про него говорят – «у него больше результатов, чем у всех районных отделов внутренних дел Грозного, вместе взятых».
Под результатом понимается следующая техника – вербовщик от МВД подбивает молодёжь уходить в лес, в ходе спецоперации их убивают как боевиков, а сотрудники МВД Чечни получают награды, - полагает Вахид Абубакаров.
Судья Верховного суда Чеченской Республики Вахид Абубакаров отказывается судить в Чечне
“Поступок судьи Абубакарова, о котором, кстати, все мои знакомые чеченские адвокаты отзываются как об одном из самых жестких (он знаменит тем, что давал подсудимым сроки даже большие, чем просило обвинение), не имеет аналогов в истории российской судебной системы. А если учитывать географию поступка, судья Абубакаров — невероятно мужественный человек, - полагает автор материала в «Новой газете» Елена Милашина.
Его тихо поддержали коллеги, замученные произволом местных сотрудников полиции. И его совсем не поддержало руководство Верховного суда Чечни.
Вахид Алиевич говорит, что обо всех многочисленных угрозах и фактах неприкрытого, наглого давления на суд докладывал лично председателю Верховного суда и его заместителям. И ждал, ждал помощи. Но начальники самоустранились от решения конфликта судьи с «полицией».
31 октября Рамзан Кадыров провел масштабное совещание с представителями судейского корпуса Чечни, прокуратуры, МВД и следственного комитета. На совещании речь шла не только о судьбе конкретного судьи Абубакарова. Речь шла о необходимости установления контроля исполнительной власти над судами республики.
«В поле вашего постоянного внимания должны находиться ситуация на Северном Кавказе. Стабильность в этом регионе восстанавливается непросто. Дается нам дорогой ценой. Но иного пути у нас нет», - якобы заявил Рамзан Кадыров.
Представители судебной власти согласились, потому что промолчали. Потому что возражать на таких совещаниях не принято. Тогда Вахид Алиевич и вынес постановление о самоотводе, честно указав причину.
Сразу после совещания Рамзан Кадыров уехал в Дубай. А к Вахиду Алиевичу срочно приехали его взрослые сыновья. Чтобы защитить отца, потому как судью Абубакарова, более 40 лет проработавшего в российской правоохранительной системе (в свое время он был прокурором Чечни и старшим прокурором отдела Генеральной прокуратуры России), больше, видимо, защитить некому».
По сведениям регионального издания “Кавказский узел”, “постановление о самоотводе по делу Сулеймана Эдигова, обвиняемого в совершении преступлений по ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.222 ч.2 (незаконный оборот оружия) УК РФ Вахид Абубакаров вынес 1 ноября.
Bздание приводит комментарий руководителя пресс-службы министра внутренних дел Чечни Магомед-Амина Дениева, который опровергает информацию о давлении на судью.
"Я не смог найти министра для вашего комментария. Но официально я могу заявить, что данная информация (давление на судью Абубакарова) не соответствует действительности. Чем я могу доказать свои слова? А мы что, в суде находимся, что ли? Я еще раз уверенно заявляю, что опровергаю обвинения в адрес министра и официально говорю вам, что не подтверждаю эту информацию", - заявил Дениев.
Теперь родственники надеются, что дело Сулеймана Эдигова будет пересмотрено, рассказал изданию один из близких знакомых Эдигова, также не пожелавший быть названным.
"Мы надеемся, что дело Сулеймана будет пересмотрено, а все виновные понесут заслуженное наказание. Многие наши так называемые полицейские - это вчерашние боевики, и они продолжают действовать теми методами, которые использовали в свое время против неугодных. Но этому должен прийти конец, потому что время безнаказанных похищений и пыток ушло в прошлое, или должно уйти", - говорит мужчина.
О том, что от подследственных поступают жалобы на избиения со стороны силовиков, заявил и корреспонденту издания источник в Верховном суде республики.
"К сожалению, такие вещи у нас все еще происходят довольно часто. От подследственных и их родственников систематически поступают жалобы на избиения и издевательства со стороны работников правоохранительных структур, нередко сами обвиняемые прямо в суде отказываются от своих прежних показаний и сообщают, что вынуждены были их дать, чтобы избежать пыток и истязаний. Такие вещи огласке обычно не предаются, и заявление Абубакарова стало неожиданностью для многих", - говорит источник»."