FLB: Бывшие вице-губернаторы Петербурга захватили остров (земля – около 2 млн рублей за сотку)
"FLB уже писало о том, что в городе-курорте Сестрорецке, всего в двух шагах от шумного Приморского шоссе, есть чудное местечко — Угольный остров. Это мир роскошных коттеджей, ухоженных лужаек и вышколенных охранников. Правда, простым петербуржцам ход сюда закрыт. Берег острова продан под элитную застройку, ограничен шлагбаумами и даже искусственно прорытыми каналами. Питерцы давно подозревали, что здесь обитают птицы очень высокого полета: долгое время ни жалобы, ни проверки этим «птицам» были ни по чем. Администрация района, в свою очередь, полностью признала факт захвата берега, а также созналась в своей неспособности с ним справиться. (Автор картинки: «Avatar112)
Однако в настоящий момент, как сообщает корреспондент издания «Фонтанка» Антонина Асанова, Росреестр, прокуратура и администрация Курортного района намерены приступить к масштабной проверке Угольного острова — элитного района на берегу Сестрорецкого Разлива. Многие частные владения на этой территории примыкают вплотную к воде, не оставляя для доступа общественности 20-метровой береговой полосы, как это прописано в Водном кодексе. По информации активистов движения «Против захвата озер», среди нарушителей — бывшие вице-губернаторы Петербурга Александр Вахмистров и Роман Филимонов.
Красноармейская улица в Сестрорецке проходит параллельно Приморскому шоссе. С одной стороны она доходит до Угольной набережной. С другой — упирается в шлагбаум. За ним с двух сторон расположены элитные дачи, а затем — еще одна преграда, искусственно созданный канал, отрезающий северную часть полуострова от посторонних глаз. Через канал перекинуты мостики только с частных владений.
За каналом находится территория площадью около 2,5 га. Частный сквер облагорожен дорожками, теннисным кортом и детской площадкой, а также — ухоженными пляжами. Возможность беспрепятственно проходить на них зафиксирована в Водном кодексе. Стоимость одной сотки на острове — около 2 млн рублей, рассказал координатор движения «Против захвата озер» Роман Ларин на заседании профильной комиссии по экологической защите ЗакСа. В 2002 году участки на Угольном острове активно распродавались с торгов Фонда имущества по цене 4 тысячи долларов за сотку.
В июне этого года Роман Ларин с семьей, детьми катались на лодке и решили высадиться на оконечности Угольного острова, где издавна находилась детская площадка. «К нам подошел человек с территории близлежащего особняка, сказал, что это частная собственность, и мы должны покинуть берег. Я стал возражать, подошел еще один человек, я снова отказался отплыть. В итоге, 6 охранников на глазах жены, детей меня чуть ли не затолкали в эту лодку, и я был вынужден уехать», – рассказывает житель Сестрорецка. Ссылки на Водный кодекс и то, что береговая полоса шириной до 20 метров должна быть доступна всем жителям, не подействовали. «Это апофеоз беззакония и цитадель хамства», – недоволен Ларин.
Кроме того, Роман Ларин подозревает, что эти участки используются с нарушениями. К примеру, оконечность полуострова согласно Генплану относится к рекреационной зоне Р5. И чтобы построить на нем теннисный корт, то есть плоскостное физкультурно-спортивное сооружение, требуется оформить условно разрешенный вид использования. К тому же, едва ли работы по созданию искусственных каналов законны — все-таки водохранилище является резервным источником водоснабжения Сестрорецка, считает Ларин.
С этого момента Роман Ларин начал активную переписку с правоохранительными органами, прокуратурой и администрацией. Два первых ведомства никаких нарушений в действиях собственников участков не нашли. А вот районная комиссия под предводительством замглавы Курортного района Александра Скворцова на Угольный остров наведалась и также не была допущена к береговой полосе озера. Нарушения были признаны и Росприроднадзором. Активист, в свою очередь, начал наводить справки об обитателях отгороженных владений. «Документального подтверждения у меня нет, но по факту там живут Александр Вахмистров и Роман Филимонов, бывшие вице-губернаторы Петербурга», - рассказал Роман Ларин.
По информации «Фонтанки», по состоянию на 2013 год в доме на Дубовой улице, 1А, были прописаны четверо — Роман Евгеньевич Филимонов, его жена Лилия Владимировна и двое детей Арсений и Алиса. Зарегистрирован дом на мать бывшего вице-губернатора — Инну Сергеевну. Как рассказал «Фонтанке» замглавы Курортного района Александр Скворцов, по данным администрации, участки, владельцы которых перегородили доступ горожан к воде, действительно зарегистрированы на Филимонову. Связаться с Александром Вахмистровым и подтвердить, что второй участок — на Красноармейской улице, 1А, находится в его пользовании, не удалось.
И все-таки заявления Романа Ларина на нарушение его прав вызвали волну проверок. «Сейчас нами вместе с администрацией и прокуратурой будет прочесываться весь Угольный остров», – заявил на заседании заместитель руководителя Росреестра по Петербургу. Для того, чтобы Росреестр начал проверку этих частных владений, разрешение на это ведомству должна дать прокуратура. И скорее всего, это разрешение будет дано, подтвердил Александр Скворцов.
Впрочем, насколько эффективной будет эта проверка, неизвестно. В данный момент штрафы за нарушение Водного кодекса составляют от 1 до 2 тысяч рублей. С 1 ноября они подымутся до 3-5 тысяч рублей. Администрация района может подать в суд на нарушителей, чтобы обязать демонтировать заборы, но фактически такие решения служителей Фемиды редко исполняются.
К примеру, доступ горожан на береговую территорию участка на улице Морские дубки, 2-4, в Лисьем Носу до сих пор не обеспечен, несмотря на решения суда. Эти владения связывают с ректором Гуманитарного университета профсоюзов Александром Запесоцким. В крайнем случае собственники на время сносят забор или открывают ворота для свободного доступа, а после получения подтверждения исполнения судебного решения вновь перегораживают доступ.
Другая законодательная тонкость – если участки, подходящие вплотную к водоемам, зарегистрированы до 2006 года, когда был утвержден Водный кодекс, их собственники могут перегораживать доступ к береговой линии законно. Александр Скворцов привел в пример участок на Магазинной улице, 21, в Сестрорецке. Его собственник также перекрыл горожанам доступ к пляжу на Сестрорецком Разливе. «Участок был зарегистрирован 10-15 лет назад, когда еще не действовал Водный кодекс, и у нас нет оснований для пересмотра его границ», – заявил Александр Скворцов. То есть фактически в противоречие вступают две федеральные нормы закона – о сохранности частной собственности и о свободном доступе граждан к береговой полосе водоемов шириной 20 метров. Яркий пример этой коллизии — законный забор еще одного бывшего вице-губернатора Петербурга Александра Полукеева, установленный прямо на дне Финского залива. (Подобных примеров, как писало FLB, знают немало и подмосковные берега).
В итоге, в черте Петербурга существуют десятки примеров «приватизации» береговой полосы рек, озер и залива. Это Суздальские, Суходольское, Щучье озера, Малая Сестра, озеро парка «Осиновая роща», Финский залив. «Это свидетельство круговой поруки, и есть каста неприкасаемых, для которых эти законы не действуют», - считает депутат Марина Шишкина. Однако представители исполнительной власти отвечают, что у них слишком мало полномочий для проверок и привлечения к ответственности. В свою очередь, они апеллируют к законодателям — необходимо увеличить штрафы за нарушение Водного кодекса в десятки раз, заявил Дмитрий Гордо.