"В настоящее время подавляющее большинство популярных, научных и военно-стратегических материалов, посвященных решению так называемого чеченского вопроса , являются полным бредом. Это объясняется отсутствием какой-либо аналитической экспертизы вопроса в целом и логического осмысления взаимоотношений между народами различной культуры. Для понимания современной российской проблемы независимой Ичкерии следует проследить историю колониальных войн пятнадцатого-девятнадцатого веков. Практически повсеместно контакт европейской (условно англо-испано-германской) цивилизации с любой иной приводил к вооруженному конфликту, причем протекавшему каждый раз по новому сценарию. Исключение составляли контакты, когда немногочисленные группы европейцев сталкивались с народами, чьи потребности были весьма ограничены, а интересы колонизаторов не представлялись для аборигенов обременительными. Как, например, на Гавайах, где местные общины без ущерба для себя поставляли европейцам пищу и девушек для развлечений, что соответствовало их социальной культуре. Или как северные народы, населявшие Сибирь в пятнадцатом-семнадцатом веках и платившие русским необременительный налог, взамен получая несомненные блага кремень, железные изделия и т.д. При этом русские не посягали на структуру их жизни, охотничьи угодья и поселения, то есть не было поводов для ссор. Именно поэтому присоединение Сибири к России прошло достаточно мирно, а экспедиция Ермака являлась на самом деле не захватом территории, а карательной операцией по забытому сейчас поводу. В колониальных конфликтах первоначальную победу одерживали, естественно, европейцы в силу подавляющего военного превосходства. Однако, если противоборствующая сторона не была физически уничтожена, то рано или поздно, переняв ряд технических достижений своих поработителей, местная цивилизация (племя, род, социальная общность) вырабатывала систему выживания, обеспечивавшую хотя бы сохранение самобытности, а затем и определенную независимость от метрополии. Интересно отметить, что чем ближе к ХХ веку завоевывалась колония, тем быстрее она приобретала самостоятельность. Огромное влияние на процесс обретения независимости колониями оказала глобализация, начавшаяся еще в первые годы ХХ века, а не сейчас, как думает подавляющее большинство жителей Земли. Появление глобальных информационных, торговых, промышленных и транспортных систем привело к тому, что колонизированные страны стали сознательно или интуитивно использовать разногласия метрополий, вплоть до провокаций военных конфликтов между ними. Первая мировая война это полностью подтвердила. Вместо передела сфер влияния вне Европы метрополии сцепились друг с другом и значительно ослабили свои собственные позиции по всем статьям от идеологии до торговли. Великобритания, Франция, Испания и Португалия были вынуждены развить производственные силы своих колоний в Азии, Южной Америке и Африке, и в итоге через пару десятилетий получили от ворот поворот в полусотне стран, так и не поняв, что всё сделали своими руками. Присоединение Кавказа и Закавказья к России шло по смешанному типу, когда часть народов в лице их властвовавшей верхушки мирно, на основе договоров, входила в Империю, а часть оказывала активное вооруженное сопротивление. Одним из наиболее упорно воюющих народов оказалось население горной Чечни. Здесь следует сразу отметить, что с самого начала война чеченских племен с регулярной российской армией не могла быть выиграна, ибо маленькая и малонаселенная территория горной Чечни находилась внутри российско-грузинского объединения без каких-либо перспектив иметь границу с иным независимым государством и без выхода к морю. Вайнахи подпитывались только Турцией, откуда уже в те времена шли деньги и оружие. Русские войска никогда не применяли тактику выжженной земли , столь характерной, например, для немецкой колонизации, в связи с чем покорение горной Чечни растянулось на многие годы. Кстати говоря, сам термин чеченцы или чечены появился только в конце позапрошлого века, до этого общим было название горское население Терской области . Как видно на карте 1868 года, современная Чечня включала в себя земли Терского казачьего войска, Чеченский, Аргунский и Ичкерийский (!) округа, и некоторые районы Ингушетии и Дагестана. В связи с остротой проблемы стоит выполнить непредвзятый анализ всех причин, приведших к нынешнему конфликту на Кавказе. Особо отметим, что большинство современных российских геополитиков , политологов и военных стратегов либо не знают о наличии работ Гумилева, Вернадского и других великих ученых, посвященных рассматриваемой теме, либо по злобному скудоумию их замалчивают. А зря! Многих кажущихся нерешаемыми проблем можно было бы избежать. Начнем с вопроса образования сообщества вайнахских народов, одним из которых являются чеченцы. Горная Чечня расположена недалеко от центра расселения древнейших племен юга Каспийского моря и персидского нагорья. Племена были в основном кочевыми, добывавшими себе пищу охотой и частично пастушеским скотоводством. В начале нашей эры климат в этих краях был более влажным, чем сейчас, земля была покрыта лесами и густым травяным покровом, что давало достаточно пищи для населявших территорию людей. Однако в периоды засухи и по некоторым иным причинам небольшие группы аборигенов регулярно уходили на поиски новых земель. Направлявшиеся на запад в район современного Ставропольского края не могли не замечать покрытых богатой растительностью и изобилующих дичью чеченских предгорий, население которых казалось крайне малочисленным. Дело было в том, что летом как пастухи, так и охотники отправлялись в высокогорные районы и спускались в аулы лишь к зиме. Встречи с пришельцами, пытавшимися закрепиться на описываемых территориях, были отнюдь не дружественными. Лорда Джадда с его слюнявой пропагандой общечеловеческих ценностей тогда не было и всё решалось силой оружия. Велась абсолютно неприкрытая борьба за выживание, в которой побеждали либо самые сильные, либо самые хитрые. Наиболее многочисленные группы, кстати, победить не могли, так как запасы пищи были ограничены. Большое племя было объективно обречено на вымирание от голода. Приток свежей крови при жесточайшем наборе биологических критериев выживания и сформировал чеченский народ. Если сравнить этнографическую и естественно-природную карты Кавказа, то можно сделать практические выводы об особенностях каждого, даже самого малого, народов, определить наиболее приемлемые для них формы социальной организации, питания и физического облика. Отсюда вытекают и способы ведения переговоров или войн, перспективы развития и наиболее подходящие области ремесла, условно комфортные подавляющему большинству населения и приносящие максимальную общественную пользу. К сожалению, данный подход никогда и нигде не был использован, что приводило и приводит к весьма негативным явлениям. Например, советизация северных народов вылилась в полное или частичное их вымирание, советизация Кавказа в нынешнее вооруженное противостояние. Наиболее логичными чертами чеченского народа, сформировавшимися за несколько веков обороны предгорий от набегов захватчиков, являются следующие:
1) Абсолютная личная свобода первое условие того, что в экстремальной ситуации победа зависит от индивидуального быстрого решения. Естественно, принимаются в расчет и предыдущий опыт, и алгоритмы предметного обучения, и возможность взаимодействия с соплеменниками. Однако в основе всего лежит всё же личное решение.
2) Расчет на индивидуальное действие. В горах не ходят большими группами опасно и трудно. Гораздо эффективнее воевать либо в одиночку, либо в составе маленького коллектива.
3) Стремление заслужить авторитет, в том числе и негативный. Если авторитет есть, то обычно он абсолютный.
4) Неприятие мнения абстрактного большинства , а только авторитетов из числа родственников или народных героев .
5) Неприятие абстрактных понятий прав человека , особенно основанных на принципах чужой культуры.
6) Мгновенное переключение с одного рода деятельности на другой от мирного труда к войне.
7) Постоянная готовность к самозащите, отслеживание окружающей ситуации.
Соответственно, для данного психофизического типа личности наиболее приемлемыми являются следующие области приложения своих сил: охота, пастушество, охранное сопровождение, война, набеги с целью грабежа, контрабанда. В настоящее время к ним еще могут быть отнесены банковская деятельность (как легальная, так и нелегальная), в малой степени торговля, руководство некими нестандартными операциями типа частной детективной, медицина, рекламный и шоу-бизнес. Совершенно неприемлемы работа на конвейере, любая стандартизированная работа (токарь, слесарь), аналитическое рассмотрение абстрактных задач, деятельность, связанная с вживанием в чужой образ, где есть опасность частичной потери собственной индивидуальности актер или психолог. Попытки насильственного привлечения чеченцев к несвойственному им труду объективно обречены на неудачу, ибо полностью противоречат психофизическому типу народа и вызывают у них внутренний психологический конфликт. У вайнахов также существует своеобразная система ценностей. В первую очередь это то, что сейчас называется имиджем: религиозный или социальный авторитет в группе, красивое оружие, дорогая машина, хороший дом. Но роль материальных ценностей не стоит переоценивать, авторитет важнее.
Понятие Родины и родного дома у горцев несколько отличается от европейского, как, кстати, замечал еще М.Ю.Лермонтов. Для вайнахов Родиной являются знакомые им горы, где они чувствуют себя комфортно. Родная сакля всегда являлась источником беспокойства как объект защиты и как некая западня , которую может окружить враг. К тому же обычно помимо основного дома в предгорьях у горца есть два-три строения в горах, где он может пересидеть, и несколько верных друзей, к которым он может обратиться за помощью. Так что авианалеты и артиллерийские обстрелы равнинных селений гораздо менее эффективны психологически, чем это кажется медноголовым генералам из нашего Генштаба.
Весьма важен вопрос о личной храбрости чеченцев. Если горец один, он старается любыми способами избежать гибели, если же он находится в составе авторитетной группы или сам старается заслужить авторитет, то способен на бесшабашную показную удаль, обычно довольно бессмысленную и не приносящую результата общему делу. Исходя из вышеизложенного, становится понятным предпочтение горцев к ведению войны партизанскими методами. К захвату регулярными европеизированными войсками каких-либо мест их компактного проживания вайнахи относятся спокойно, понимая, что это временное явление и только усиливает ненависть народа к оккупантам. Соответственно, отношение к родственникам и соплеменникам у чеченцев абсолютно прагматичное, они ничтоже сумняшеся пустят вперед толпу женщин и детей, если требуется прикрыться ими от огня. Психофизический тип нации предопределил и религиозное предпочтение ислам. В исламе обосновывается фатальность всего происходящего, спокойное отношение к жизни и смерти, равнодушие к чужим страданиям, презрение к проходящим богатствам. Ценится лишь человек как орудие Высшей Силы. Причем ислам в Чечне не совсем традиционен в силу объективных обстоятельств. Например, у вайнахов отсутствует терпимость к другим религиям, но это тема отдельного теологического исследования. Интересно рассмотреть также вопрос об обучении горцев. Следует понимать, что все люди в среднем обладают более-менее одинаковыми способностями, однако до 80% информации человек получает в возрасте 3-5 лет, то есть под непосредственным влиянием семьи.
Если проанализировать тематику чеченского фольклора, то можно отметить, что главным его героем является молодой мужчина, отменно владеющий оружием, почитающий стариков своего тейпа и религиозных авторитетов нации. Он хороший охотник и пастух, но максимум почета он получает за нестандартные действия типа налетов на соседей. Так, например, в одной из чеченских народных песен от имени девушки говорится, что она горда своим возлюбленным, который ночью перебил большую казачью семью, пригнал их стадо, доставил в аул мальчика-заложника (которого затем с выгодой продал в Турцию), был ранен, но этого не заметил . Понятно, что такие песни вряд ли способствуют воспитанию уважения к другим народам. У чеченцев есть ряд черт, культивирование которых ведет к процветанию данной этнической группы, но с другой стороны это развивает обостренный индивидуализм и быструю потерю интереса к условно нудным занятиям. Лишь авторитет старшего позволяет подобные негативные в современном мире проявления. В частности, сейчас планирование и координация боевых операций отрядов полевых командиров производятся в основном арабами, издавна поднаторевшими в торговых сделках и умеющими просчитывать многоходовые операции. В отрыве от иностранных инструкторов чеченцы сами бы не стали вести слишком длительную войну, а заключили бы перемирие, дабы накопить силы на будущее. До конца восемнадцатого века контакты русских и чеченцев особенно не выделялись на фоне торгово-военных отношений с другими народами Кавказа и происходили в виде эпизодических стычек.
После добровольного присоединения Грузии к Российской Империи судьба промежуточных территорий стала предрешена. Большинство народов подчинились довольно мирно, однако с Чечней это не получилось. Русские войска начали действовать по стандартной схеме захват территории, прочесывание местности, уничтожение укрепрайонов, создание имперских государственных институтов, подкуп местной элиты, попытки введения новых форм хозяйствования, налогообложения и переписи населения. Сразу была допущена стратегическая ошибка введение войск дало повод многочисленной, но бедной элите поднять соплеменников на борьбу с оккупантами, тем более, что, как и сейчас, активизировалась Турция. Тактика захвата и прочесывания равнинных территорий оказалась малоэффективна. Тогда, кстати, прокололся и имам Шамиль, принявший непонятно зачем европейский стиль ведения войны малоподвижные многочисленные соединения и защиту укреплений, - что привело к его поражению. Захват и уничтожение аулов были в лучшем случае бессмысленны, в худшем - раздували пламя мести. По поводу подобных войн еще Наполеон говорил, что, когда встречаются мамелюк и француз, то побеждает всегда мамелюк, если двое на двое то шансы одинаковы, если трое на трое побеждают всегда французы, а полк французов остановит целую орду мамелюков. После завоевания Чечни и почетного пленения Шамиля Империя создала там видимость порядка, особенно не влезая во внутренние родо-племенные отношения тейпов. Однако есть поговорка, что выстрел на Кавказе слышен сто лет.
При советской власти, когда основой внутренней политики стали репрессии, а личная свобода была сведена до нуля, многие чеченцы вспомнили старые обиды и с радостью восприняли приход немецких войск, не понимая, что национальная немецкая доктрина предусматривала их полное уничтожение как неполноценной расы. Некоторые действия чеченцев типа подарков офицерам вермахта геббельсовская пропаганда широко использовала против СССР, что в свою очередь не вызвало симпатий у Сталина. Логическим завершением стала депортация чеченцев в Казахстан. От полного истребления вайнахов спасло лишь то, что многие из них честно воевали в Советской Армии и 127 чеченцев стали Героями Советского Союза (в процентном отношении больше, чем в каком-либо ином народе). К тому же, препятствием к уничтожению отдельно взятого народа было еще большое количество смешанных семей. Депортация чеченцев в Казахстан тоже была ошибкой. В пути погибли наиболее слабые и, увы, наиболее образованные горцы. Так что воспитанием подрастающего поколения занялись отнюдь не лучшие представители нации, быстро создавшие образ русского врага. Хотя, если строго разобраться, врагами должны были стать грузины. В Казахстане, где к чеченцам отнеслись хорошо, они быстро заняли свою экологическую нишу и восстановили численность народа, во многом превысив по материальному положению коренных обитателей. После реабилитации в Чечню вернулась в основном молодежь, воспитанная в духе ненависти к русским, наиболее трудолюбивые и образованные чеченцы предпочли остаться в России. И совершенно естественно, что пошел рост преступности, в результате приведший к нынешнему положению дел. В СССР с помощью карательных мер ситуацию еще как-то держали в рамках, после развала Союза всё пошло по нарастающей. Помогла также и кремлевская власть, оставившая в республике полные склады с оружием. Каким-то сдерживающим фактором было избрание на высокий государственный пост Хасбулатова, что поддерживало гордость чеченцев и не вызывало жгучего желания отделиться от России.
Роковой (а возможно намеренной) ошибкой было унизительное снятие Руслана Имрановича с его поста, да еще и на фоне лозунга - Берите суверенитета столько, сколько хотите . Оперируя всем этим, партийная и криминальная верхушки Чечни сумели создать в чеченском обществе желание строить независимое государство . Политически грамотному человеку ясно, что географическое положение исключает самостоятельность Ичкерии и даже при условии нефтяных запасов Чечня никогда не станет кавказским аналогом Арабских Эмиратов. Но расчет был не на разум, а на эмоции. Московские псевдодемократы то просто закрывали на всё это глаза, то выдвигали бессмысленные ультиматумы, невыполнение которых способствовало усилению антирусского влияния. После позорного окончания первой чеченской войны опять была совершена стратегическая ошибка пользовавшемуся в то время значительным влиянием Масхадову надо было дать серьезный общегосударственный пост, что давало перспективу мирного развития событий. Вместо этого снова был применен наиболее идиотский способ взаимоотношений запугивание чеченцев бронетехникой и попытки силой заставить их отказаться от независимости. Но, как обычно, кремлевские мыслители просчитались. И вот почему. Во-первых, как мы отмечали ранее, понятия свобода и независимость являются для горцев наиболее значимыми и ценными символами. Во-вторых, бронетехника без плотного прикрытия пехотой и авиацией бесполезна. Стоит посмотреть любой фильм о Великой Отечественной Войне и немного подумать, чтобы понять, что для борьбы с танками, особенно в условиях города или крупного села, достаточно бутылки с бензином и спичек.
Лично у меня создается впечатление, что в нашем Генштабе сидят олигофрены, которые не только не читали учебников по тактике, но даже в кино ни разу не были. Естественно, что боевики одерживали победу за победой до тех пор, пока города не были стерты с лица земли. В-третьих, долгое время продолжалось паломничество к Масхадову наших политических кастратов. Видя слабость центра, боевики только усилили партизанскую войну. Российская армия была практически деморализована и окончательно предана Лебедем под Хасавьюртом. Но тут наступил черед чеченского руководства совершить стратегическую ошибку. Вместо того, чтобы объявить о согласии войти в Россию на правах самой широкой автономии (как, к примеру, Татарстан), ввести в свою Конституцию элементы шариата, провести несколько показательных судов над ублюдками вроде Бараева и Басаева и начать разворовывать федеральные трансферты, Масхадов и компания решили взять всё и сразу. А так не бывает! Федеральное правительство кое-как зализало раны, стерло плевки с физиономии и стало думать, что делать дальше, практически не вмешиваясь в дела Ичкерии . Вроде это было правильно, так как позволяло Масхадову навести хоть какой-либо элементарный порядок, но в Москве не учли слабости чеченского президента и отказали ему в малейшей помощи. Масхадов надулся и не стал препятствовать реализации диких планов отмороженных полевых командиров. Горцы, естественно, долго не могли удерживаться в рамках свободной территории и решили немного поучить жизни Дагестан. Думаю, что здесь не обошлось без пропаганды как агентов влияния Запада типа вечно улыбчивого Козырева, пространно рассуждавшего на различных саммитах о правах наций на самоопределение, так и спецслужб России. С одной стороны, вторжение в Дагестан стало роковой ошибкой, которая привела к масштабному избиению уже всех чеченцев. Заодно московская чиновничья верхушка опять принялась делать деньги на войне и немного отвлекла народ от осмысления ситуации в России. Когда есть внешний враг , общество редко задумывается об экономике. С другой стороны, создание так называемых лагерей беженцев явилось гениальной стратегической находкой боевиков, подсказанной благодетелями из ПАСЕ и Вашингтона. Отношения в чеченских семьях здорово отличаются от наших стереотипов мужчины рассматривают женщин и детей в первую очередь как соратников по борьбе , а проявления сентиментальности не приветствуются. Фактически боевики отдали на прокорм врагу сотни тысяч своих родственников, избавившись от необходимости обременять себя заботой о них. К тому же всегда есть повод обвинить русских в негуманном отношении к маленькому, но гордому народу, приведя в пример лагеря беженцев, а индивидуумы типа журналистки Политковской или лорда-миротворца Джадда будут долго биться в истерике и раздувать пожар мировой сенсации. Более того - чем хуже положение беженцев, тем лучше боевикам, больше апологетов партизанской борьбы вольются в их ряды.
В заключение следует отметить, что данный вопрос рассмотрен более широко, чем позволяют рамки статьи, и найдено дерево решений существующей проблемы. Однако здесь оно не приводится, так как либо данная методика будет украдена нашим политическим бомондом и выдана за свою, либо, что еще хуже, всё будет понято с точностью до наоборот и тогда Россию ждут гораздо более крупные неприятности, чем сейчас. "