Неоконченная пьеса для механического административного театра
FLB: Рациональный подход к жизням детей со стороны чиновников приоритетней, чем человеческий фактор
" Фото: Валерий КОЗЬЯНИН
Власти области собираются закрыть детский дом № 3, а воспитанников перевести в другие интернаты. Однако сами дети выступили резко против этого. Выпускники детского дома написали письмо президенту, и вопросом заинтересовались в Общественной палате (ОП), сообщил журналист калужского интернет-издания КP40.ru Дмитрий Ивьев.
Во вторник, 22 октября, член Общественной палаты Денис Дворников побывал в детском доме на улице Карла Либкнехта, а также встретился с властями. Он намерен добиваться временного моратория на закрытие детского дома №3.
- Если переселения все-таки не удастся избежать, то нужно, хотя бы, отсрочить этот момент и провести ряд мероприятий, чтобы дети смогли адаптироваться к новому месту и переезд был максимально безболезненным, - цитирует Дворникова пресс-служба ОП.
Больше всего его беспокоит, что после закрытия детского дома исчезнет уникальный наработанный годами опыт по социальной адаптации детей, подмечает журналист.
Процесс перехода детей из одного дома в другой должен быть очень аккуратным и терапевтичным-, с постепенным знакомством коллективов и обменом опытом между воспитателями, - заявил он. - Это же не «зэки», в конце концов, которых по этапу перебрасывают.
Член Общественной палаты подготовит письма с просьбой о моратории президенту России Владимиру Путину и Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
- Отсрочить переезд хотя бы на год - критически необходимо. Это в интересах детей, - подчеркнул Дворников.
В то же время министр по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области Светлана Медникова на встрече с представителем Общественной палаты заверила, что детям в Азарово и Кондрово будет лучше, чем в Калуге.
- Есть свободные места в другом детском доме, там условия проживания гораздо лучше, поэтому будет рационально их объединить, - подчеркнула она. - Тем более что у города есть большая потребность в социальной гостинице, которая будет располагаться в освобожденном здании.
Проблему закрытия этого детского дома журналист издания отслеживает уже давно. 10 сентября 2013 года, писал ранее Дмитрий Ивьев, губернатор области Анатолий Артамонов встречался с инициативной группой выпускников калужского детского дома №3. Молодые люди пришли просить главу региона не закрывать детдом, где они учились. Но Артамонов пояснил, что это все-таки неизбежно.
Сейчас в детдоме воспитываются 29 детей, а численность обслуживающего персонала превышает 50 человек , сообщили в управлении по работе со СМИ администрации губернатора. Из Калуги детей хотят перевести в Азаровский детский дом-школу имени В.Т.Попова и Кондровский детский дом-школу. Туда же могут перевестись и работники детского дома №3. Им также предложат вариант перехода в другие социальные учреждения.
Губернатор подчеркнул, что в этой ситуации главным образом учитываются интересы самих детей.
- Я говорил еще 12 лет назад, что в нашей области останется только два детских дома, остальные дети будут воспитываться в семьях, - заявил Артамонов. - И мы сделаем все для того, чтобы эти дети не были обездоленными. Мы сегодня не только стараемся достойно воспитать детей, оставшихся без родителей, но и осуществляем их постинтернатное сопровождение, обеспечиваем жильем.
По его словам, в области ежегодно строится по 200 квартир для выпускников интернатов, а здания бывших детских домов используются в интересах детей. В корпусе закрывающегося детского дома №3 на улице Карла Либкнехта, например, хотят создать социальную гостиницу для выпускников таких учреждений.
Мнение педагога и журналиста: Причинение добра и нанесение радости детям путем перевода в другие интернаты со стороны чиновников, считающих, что там им будет лучше, никак не связано с человеческим отношением, знанием педагогики и детской психологии. Тем более что психология сирот сильно отличается от психологии обычных детей. Механический перевод навсегда оставит травму. Они и так чувствуют себя обделенными, что порождает самые различные варианты отношения к жизни: от страха до агрессии. Последствия отношения к жизни обязательно сказываются на поступках в будущем. Было бы хорошо это понимать тем чиновникам, которые имеют отношение к решению социальных проблем и, прежде всего, к социально незащищенным членам общества. В ситуации данного детского дома действия Дениса Дворникова вызывают уважение.
Хочется напомнить, что современная педагогика обязывает взрослых не просто учитывать интересы детей, а относиться к ним как равным. В данной ситуации – спросить их мнение, как минимум.
Есть еще один аспект данной проблемы. Адаптация. Причем и детей и сотрудников детского дома. Хочется напомнить и министру по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области Светлане Медниковой, и, простите, губернатору Анатолию Артамонову, что детский дом для его воспитанников и работников – это семья. Но думаю, что об этом уже говорили и сами воспитанники при встречах. Механический перенос и разрывание семьи, которое преподносится как благо, таковым не является. Не берусь судить, сколько времени может занять адаптация в каждом конкретном случае, но то, что не меньше года, точно. И это при очень аккуратной и последовательной работе с каждым членом детского дома: и ребенком и воспитателем.
Ну а что касается условий проживания, мол, в других домах лучше, так хочется просто напомнить русскую поговорку: «Дома и стены помогают». Как скоро новый дом станет помогать? Какие конфликты ждут детей, которых переведут из родного дома в чужой? Чем могут обернуться эти конфликты? Насколько я знаю, а я знаю, так как почти четверть века проработала учителем и воспитателем и видела самых разных детей, реакция детей может быть непредсказуема. Более того, ответственность за конфликты будут нести руководители и воспитатели тех детских домов, куда будут переведены дети. Это уже не будет головной болью чиновников. А если это и произойдет, то эти же чиновники еще и накажут.
Во всех случаях люди, оказавшиеся заложниками механистического подхода к решению вопросов их жизни без их же согласия, закончатся тем, что они будут ненавидеть своих обидчиков. Об этом, интересно, подумали чиновники? Правило «после нас хоть потоп» не работает!