FLB: Следователь, сдавший старших товарищей, находится под госзащитой, однако, по слухам, уже готов изложить противоположную версию событий
"Стали известны показания недавно задержанного следователя Поличева – в начале октября на него было заведено уголовное дело в покушении на мошенничество. Содержание их немаловажно, поскольку откровенность Поличева повлекла за собой увольнение личного состава структурного подразделения СК Петербурга.
Уже на следующий день был отправлен в отставку заместитель прокурора Петербурга Феофил Кехиополо, надзирающий за следствием; спешно уволили и шефа экономического направления СК Дмитрия Филипцева, попросили на выход и еще четырех сотрудников. Сам ньюсмейкер находится под госзащитой без обвинения и, похоже, отрекается от миллионов. Более подробно о ситуации рассказывает журналист «Фонтанки» Евгений Вышенков.
До задержания
Максим Поличев помогал в расследовании непростых уголовных дел, связанных с незаконным возвратом НДС. В том числе принимал участие в рядовых процессуальных действиях по серьезному теневому обнальщику Юрию Пастухову. Последний был арестован в июле этого года по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере.
По его делу проходит еще четыре соучастника, на обысках у Пастухова было изъято 70 миллионов рублей, а 49 миллионов рублей арестовано на его фирмах-однодневках. Также следователь Поличев участвовал в незначительных мероприятиях и по делу родственника Пастухова — Разгуляева. Последний считается в подпольном финансовом мире фигурой регионального масштаба. Он также арестован в июне 2013 года за мошенничество и незаконную банковскую деятельность. На обысках у Разгуляева было обнаружено 170 миллионов рублей наличными.
Кроме следователя Поличева, этими делами занимались следователи Богданов, Румянцев, Ильясов. Возглавляет их подразделение Владимир Ромицин, а самим Управлением по расследованию особо важных дел в сфере экономики руководил как раз уволенный ныне Дмитрий Филипцев.
В сентябре этого года обвиняемый Пастухов решил деятельно загладить ущерб, нанесенный казне. А так как для этого надо было покрыть вменяемые ему десятки миллионов рублей, то он вспомнил о своей компании ООО «Орион», на счету которой, по его убеждению, скучали 26 миллионов рублей. Но денег внутри не оказалось. Пока он был под арестом, 9 августа этого года неизвестные злоумышленники тремя платежами перевели всю сумму на счет столичной компании. Насколько известно редакции «Фонтанки», первоначально Пастухов заподозрил в обнулении своих активов именно следователей, которые изучали его многочисленные фирмы-однодневки.
Чуть позже на беседу была вызвана номинальный гендиректор ООО «Орион» Светлана Алексеева. Дама не спешила откровенничать, а после того, как покинула кабинеты, тут же позвонила знакомым и похвасталась, насколько она коварна. Навряд ли для Алексеевой была откровением возможность прослушивания телефонных переговоров. Скорее, ее подвели женские эмоции.
Во время
По информации «Фонтанки», следователь Поличев настолько эмоционально воспринял собственное привлечение к уголовной ответственности, что решил вспомнить тонкости своих взаимоотношений с руководителями и коллегами по процессуальной деятельности. Есть предположение, что его искренность настигла сослуживцев, когда он понял, что заступаться за него никто не станет. А последнее не произошло по причине того, что исполняющий обязанности руководителя СК Петербурга Александр Клаус отнесся к выходке подчиненного крайне враждебно. Также, по нашим данным, с начала прошлой недели на Мойке работает с проверкой столичная ведомственная комиссия, члены которой случайно оказались свидетелями скандала, о чем, соответственно, не преминули сигнализировать в Москву.
Как стало известно журналисту «Фонтанки», Поличев достаточно скоро заключил соглашение о сотрудничестве со следствием в присутствии сотрудника прокуратуры города и на протяжении почти пяти часов давал письменные показания. Навряд ли они окажутся в распоряжении репортеров, так как факты, изложенные в них, скрываются даже от ответственных работников ведомства. Скорее всего, искренность задержанного повлияла на то, что ходатайство перед судом о его аресте не ставилось.
Однако, пишет Евгений Вышенков, когда 4 октября 2013 года следователи из соседнего отдела (начальник Осипкин) допрашивали Поличева, а тот тщательно вспоминал, как его товарищи украли 26 миллионов, сами товарищи ничего не подозревали и готовились к реализации.
Как известно, в ту же пятницу – 4 октября – врио руководителя СК по Петербургу Александр Клаус вместе с своим заместителем Павлом Камчатным вызвали начальника Управления Дмитрия Филипцева и без изящества предложили уйти из органов. Говорят, что руководству была подложена справка из УФСБ, в которой излагался коррупционный заговор следователей.
Филипцев гордо согласился. А 7 октября, в понедельник, то же самое произошло с четырьмя следователями. Они в первый момент дрогнули, но потом, в отличие от начальника, не стали изображать дворян и решили подождать.
После
К этому времени у них уже было понимание, как 26 миллионов ушло в Москву. 9 октября арестованный Пастухов написал заявление с просьбой привлечь и разобраться. Теми же следователями, которые ждали изгнания из рядов, было возбуждено уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере. В этот же день была задержана Светлана Алексеева, ее бывший гражданский муж Василий Воронежев, посредник Вячеслав Смирнов и еще три участника комбинации. Заодно были арестованы счета московской компании, куда упали, а потом были, естественно, обналичены 26 пастуховских миллионов. В Москве зависло 167 миллионов, и в Петербург, по сведениям Евгения Вышенкова пошли просьбы о размораживании за 25% отступных (это уже боковая история, пишет журналист, хотя в ней и фигурируют любопытные имена решальщиков).
К вечеру 9 октября все шестеро заговорили. Так, например, Алексеевой досталось три миллиона от своего прежнего шефа. Московские дельцы, как пишет «Фонтанка», за обнальные хлопоты заработали от суммы «законные» восемь процентов (в Петербурге средняя ставка по таким операциям — 5%).
В прошлую пятницу, 11 октября, всем шестерым Куйбышевский суд избрал меру пресечения: двум — подписка о невыезде, четырем — домашний арест с залогами. Не обошлось без иронии. Так, одному из фигурантов назначили залог в 1 100 000 рублей, а именно столько, по мнению следователей, он и заработал на этой операции.
Впереди
Таким образом, атмосфера в коридорах Следственного комитета на Мойке к концу прошлой недели стала вовсе пасмурной. Если 7 октября (в понедельник) следователям высказали обидное недоверие в агрессивной форме, то к среде мнение должно было поменяться. А порой психологические развороты даются трудно.
К сожалению, редакция «Фонтанки» не располагает всеми откровениями следователя Максима, пишет Вышенков. По нашей информации, после того как он подписал многостраничный документ и вздохнул, получив в награду подписку о невыезде, его взяли под государственную защиту. Любопытно, что традиционный срок в десять дней для предъявления обвинения прошел, и фактически теперь Максим – свидетель. Правда, скрывается он вне дома. Хотя, странно представить себе, что коллеги Ильясов, Богданов, Румянцев, ушедший Филипцев и прочие захотят его физически наказать.
Среди личного состава Следственного комитета ходят слухи, что Поличев готов изложить или уже изложил противоположное мнение. Мол, его заставили оболгать коллег. В таком случае также не верится, что врио начальника СК Клаус запугивал его в стилистике прогулки Мюллера и Штирлица в пыточные камеры. Как бы там ни было, эти истории вряд ли добавят энтузиазма в работе ведомства. Заодно они путают карты игрокам на бирже незаконного возврата НДС.
Сама тема незаконного возврата налога на добавленную стоимость уже пару лет обсуждается на всевозможных совещаниях, вплоть до губернатора Полтавченко, также пишет Евгений Вышенков. Чтобы понять объем проблемы: по данным экономической полиции и налоговой службы, если в 2011 году сумма причиненного ущерба от незаконного возврата НДС равнялась 4.4 млрд рублей, а правоохранительные органы в бюджет смогли вернуть лишь 35 процентов, то в 2012 году примерно на тот же убыток возврат достиг цифры в 75 процентов. Что касается этого года, то в результате совместных усилий налоговиков и полиции не допущено к незаконным возвратам около 15 млрд рублей.
При таких масштабах даже обывателю понятно, что претерпевает в настоящий момент теневой рынок НДС. Следовательно, растет коррупционный накал. Вверх идут котировки рисков. Безусловно, не может не отметить «Фонтанка», СК и прокуратура нервно относятся к журналистским вопросам по этому поводу.