FLB: «Халатных» сотрудников СИЗО «Матросская тишина» будут судить за побег опасного киллера из группировки Деда Хасана - Олега Топалова
"«Следователи СКР по Москве направили в суд дело троих сотрудников ФСИН, допустивших в мае этого года побег убийцы Олега Топалова, - передает 16 октября телекомпания «Мир 24».
Как сообщает пресс-служба столичного ГСУ Следственного комитета, инспекторы Виктор Добрынин и Александр Синьковский, а также дежурный помощник начальника следственного изолятора Сергей Платонов обвиняются по статье "Халатность".
«В ходе ненадлежащего исполнения Добрыниным, Синьковским и Платоновым своих обязанностей, вследствие небрежного и недобросовестного отношения к службе, отсутствия бдительности по несению службы, содержащийся под стражей в камере следственного изолятора Олег Топалов совершил побег», —говорится в сообщении на официальном сайте СК РФ.
«По версии следствия, бывшие должностные лица не обеспечили должный надзор за обвиняемым, благодаря чему ему удалось спрятать предмет, использованный для побега, - передает в среду BFM.Ru.
Ведомство сообщает, что он сбежал, воспользовавшись заранее подготовленным металлическим предметом, с помощью которого разрушил кирпичную кладку вентиляционной шахты, ведущей на чердак».
Арестант "Матросской тишины" Олег Топалов (справа) проходит через турникет. Фото: Следственный комитет РФ/
«Обвиняемый в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (его обвиняли в убийстве двух лиц, а также незаконном обороте оружия) уроженец Сочи Топалов 7 мая сбежал из "Матросской тишины". Два дня спустя Топалов со сломанной ногой был задержан в Измайловском парке в столице, - напоминает «Российская газета».
Ранее сообщалось, мужчина покинул свою камеру через дырку в потолке. При этом, предполагали правоохранители, единственным предметом, пригодным для изготовления отверстия, который мог быть в камере у Олега Топалова, - это столовая ложка для приема пищи. В пользу этой версии говорит и то, что в камерах регулярно проводятся обыски на предмет наличия каких-либо посторонних предметов».
«32-летний Олег Топалов покинул камеру через отверстие в потолке, которое проделал и выбрался на крышу режимного корпуса. С крыши он бежал через основное ограждение, - отмечает издание Гудок.Ру.
Всего 25 сотрудников следственного изолятора «Матросская тишина» были привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с побегом заключенного. Два человека были уволены. В список проштрафившихся попали не только работники собственно СИЗО, но и столичного управления ФСИН и центрального аппарата».
Как сообщало в апреле агентство "Росбалт", “первый раз Олега Топалова взяли под стражу в октябре 2011 года. Тогда сотрудники МВД РФ приехали в Сочи и позвонили в квартиру мамы Топалова. Полицейские сказали, что им нужен Олег. Он сразу вышел из одной из комнат: сказал, что ждал появления полицейских. Надел свитер, джинсы и стал собирать вещмешок с одеждой, зубной щеткой и т.д. На следующей день его доставили в столицу и поместили в СИЗО ГУ МВД РФ на улице Петровка.
Топалова допрашивали сотрудники ГСУ СК РФ по Москве, которые вели дело в отношении ОПГ Дмитрия Леснякова и Андрея Вершинина, совершившей на территории России несколько десятков убийств. Следователи полагали, что Топалов один из ее членов. В частности, он принимал участие в расправе над директором ООО "Росвтормет" Юрием Звездочкиным в Ростовской области.
В СИЗО на Петровке Топалов сразу написал явку с повинной, в которой изложил свою версию событий.
По его словам, в 2010 году он перебрался из родного Сочи в Ростов, где поселился у своей знакомой. Там его приятель, Кудрявцев, предложил поучаствовать в слежке за неким бизнесменом. Олег согласился. Вскоре Кудрявцев привез его к ростовскому офису коммерсанта, показал его самого и его автомобиль Mercedes. К наблюдению также был привлечен некий Тедеев, которого Топалов ранее не знал. Несколько дней они следили за коммерсантом. А потом Олег в качестве водителя отвез Кудрявцева и Тедеева к дому бизнесмена в городе Бийск, где последние вышли из автомобиля с большими сумками. Вскоре раздались выстрелы, назад подельники Топалова прибежали в масках на лицах и с автоматами в руках.
Позже выяснилось, что киллеры расстреляли Юрия Зведочкина и его водителя. Олег отвез их в условленное место, там машину сожгли и пересели в другую, во внедорожник. Вскоре Топалов уехал в Сочи. По словам источника агентства, Олег заявил, что не знал о том, что его знакомые готовят убийство и до последнего был уверен, будто участвует только в слежке за коммерсантом. "Он себя показывал такой "бедной овечкой", которую подставили нечестные приятели",- отметил собеседник агентства в правоохранительных органах.
Получив предложение предложения представителей правоохранительных органов заключить сделку со следствием и дать показания на членов и лидеров ОПГ, Топалов попросил время на раздумье.
По словам источника, весь рассказ Топалова никак не совпадал с теми сведениями, которыми располагали оперативники. По их данным, в Сочи Олег был байкером, владел несколькими спортивными мотоциклами, несколько раз попадал на них в ДТП, во время которых получал серьезные черепно-мозговые травмы. Общался он с криминальным контингентом, тоже любившим быструю езду. Как то у Топалова возник конфликт с членами ОПГ Леснкова-Вершинина, в сферу интересов которой попадало и Сочи. Правда, закончился он тем, что Олег сам стал участником этой группировки. Причем считался в ней наиболее агрессивным и дерзким боевиком.
Топалов принимал участие в различных разборках, во время одной из них получил серьезные травмы. Сыщики подозревают, что расстрел Звездочкина далеко не единственное убийство, к которому имел отношение Олег.
Впрочем, вскоре Топалов показал следователям свое "истинное лицо". Ему продемонстрировали показания, которые ранее дал один из членов ОПГ. Из них следовало, что Олег был далеко не последним человеком в их бригаде, а также расписывалась его роль в убийстве Звездочкина. Получалось, что она была существенной, что заметно противоречило версии самого Топалова. По словам источника в правоохранительных органах, после прочтения этого документа лицо до этого якобы испуганного Олега исказила гримаса злобы, он, мягко говоря, высказал недовольство своим бывшим коллегой по банде.
После этого байкер отказался от ранее данной явки с повинной и замкнулся. У оперативников появились данные, что Топалов даже стал вынашивать планы мести людям, давшим на него показания. ИЗ СИЗО на Петровке Топалова перевели в СИЗО "Матросская тишина", где он и содержался вплоть до побега.
Решиться на это у него было сразу несколько поводов. Во-первых, следователи закончили расследования об убийстве Звездочкина и его водителя, Топалова со дня на день должны были этапировать в Ростовскую область для суда, в ходе которого он может получить весьма крупный срок. Во-вторых, оперативники начали проверять Олега на причастность к другим убийствам, а всего их на счету ОПГ Леснякова-Вершинина около 30. В некоторых нападениях принимал участие киллер на мотоцикле. Понятно, что эти расследования тоже ничем хорошим для Топалова не кончатся.
В результате он вынул в камере несколько кирпичей, закрывавших воздуховод, выбрался по нему на крышу 2-этажного здания корпуса СИЗО. Потом перелез на крышу хозяйственной постройки, с нее — на примыкающую к изолятору психбольницу. Дальше Топалов забрался в находившееся по соседству трамвайное депо, где переоделся в джинсы и свитер, в которых был на момент задержания в Сочи, и ушел в город.
Оперативники, подозревали, что у Топалова имелись сообщники на воле. Сам он, по их данным, до ареста в Москве не бывал. Однако сыщики могли и не знать о каких-либо визитах киллера в столичный регион для выполнения поручений лидеров ОПГ. К тому же в Москве проживали знакомые его матери. Также изучались люди, с которыми он общался из СИЗО. Там, как выяснилось, у Топалова было несколько мобильных телефонов.
Найти беглеца удалось 8 мая в Измайловском парке. Завидев людей в форме, Олег попытался затеряться среди отдыхающих. Как позже выяснилось, убежать ему мешала травма ноги, полученная во время побега. В результате полицейские задержали злоумышленника. По сообщению ГУ МВД по Москве, при себе у него был дневник со следующей записью: "Вот и осуществилась моя мечта. Воля! Свобода! Я очень хочу изменить свою жизнь и приложу для этого все усилия".
"Теперь меняться к лучшему Топалов будет в колонии, — пошутил источник. — Примечательно, что жизнь там он себе значительно упростил. Человек, совершивший побег из "Матросской тишины", будет пользоваться уважением как у простых заключенных, так и у "авторитетов"».
5 июня в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Беглому киллеру добавили «халатных» надзирателей» говорилось: «московские следователи определились с кругом сотрудников столичного следственного изолятора «Матросская Тишина», которые ответят за майский побег из этого СИЗО опасного арестанта Олега Топалова, обвиняемого в убийствах и незаконном обороте оружия. Обвинения по статье «Халатность» предъявлены инспекторам дежурной смены изолятора Александру Синьковскому и Виктору Добрынину. Если суд признает их виновными, им грозит арест на срок до трех месяцев.
Уголовное дело по ст. 293 УК («Халатность») было возбуждено еще 7 мая, когда из «Матросской Тишины» сбежал Олег Топалов. В СИЗО сразу же выехали чиновники центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в том числе начальник управления организации деятельности тюрем и СИЗО генерал-майор Валерий Бояринев. Тогда же в «Матросской Тишине» началась служебная проверка. Она касалась как действий надзирателей, так и дежурной смены и оперчасти. Известно, что еще в июне прошлого года Топалов был поставлен на спецучет как склонный к побегу. Он также обладает навыками обращения с оружием. За такими арестантами обычно устанавливают особый контроль.
Круг подозреваемых оказался небольшим. По данным издания, несколько дней назад следователи предъявили обвинения по ч. 1 ст. 293 УК инспекторам дежурной смены — 30-летним Александру Синьковскому и Виктору Добрынину.
Напомним, что о побеге Олега Топалова стало известно утром 7 мая, когда инспекторы не обнаружили его в камере № 409 в так называемом малом спецкорпусе. Спустившись с ограды «Матросской Тишины», он направился в сторону находящейся рядом набережной Яузы. Там пущенная по его следу служебная собака потеряла след. Видимо, Топалов поймал попутку и уехал.
Как рассказали изданию в пресс-бюро ФСИН, на поиски Топалова было брошено около 100 сотрудников-разыскников, имеющих большой опыт в проведении подобных мероприятий.
Топалова нашли и задержали на следующий день в Измайловском парке два сержанта-кинолога из УВД Восточного округа Москвы. Как выяснилось, ему попросту было некуда идти, к тому же при побеге он повредил ногу.
Мать Топалова рассказала изданию, что сразу после задержания ее сына перевели в столичное СИЗО № 5, где на несколько дней поместили в карцер.
— Я не знаю, как с ним там обращались, но передачи от нас не принимали, — рассказала Екатерина Топалова.
По ее словам, недавно Олега Топалова этапировали в Ростовскую область, где его будут судить. Затем вновь вернут в Москву, где будет расследоваться уголовное дело о его побеге из «Матросской Тишины». Это может закончиться для него дополнительным сроком.
По данным издания, Топалов входил в одну из самых жестоких криминальных группировок последних лет — банду Дмитрия Леснякова по кличке Лес. Группировка в последнее время работала в интересах крупного мафиозного клана Аслана Усояна (Дед Хасан), убитого в январе этого года. Топалов был задержан в 2011 году по обвинению в убийстве в Батайске владельца ростовской компании «Росвтормет» Юрия Звездочкина и его телохранителя.
Эксперты удивлены решением руководства ФСИН и СКР привлечь к ответственности инспекторов «Матросской Тишины».
— В первую очередь отвечать должен начальник тюрьмы, который знает о том, что у него стены из песка, которые можно прорыть ложкой, но ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию, — рассказал «Известиям» адвокат Владимир Жеребенков. — Арестант, наверно, также рыл стену не один день, и всё это время в тюрьме дежурили разные смены, которые должны были наблюдать за контингентом, контролировать ситуацию. Понятно, что ФСИН было удобно назначить крайних из смены того дня, в который случился побег.
По мнению Жеребенкова, реально инспекторам по статье «Халатность» грозит штраф или условный срок. Однако, по его мнению, любому адвокату не составит труда доказать, что они не имеют отношения к этой истории, а к ответственности необходимо привлекать многих других сотрудников СИЗО», - писали тогда “Известия”.