FLB: Администрация считает, что дом 1953 года постройки не стоило признавать аварийным
"
Сочинение жалоб – занятие для сельского жителя несвойственное. Однако обстоятельства не оставили другого выбора молодой многодетной супружеской паре Голанцевых из села Салтычки Добринского района. После хождения по различным инстанциям у Голанцевых уже начали опускаться руки. Но обращение в прокуратуру породило надежду на благополучное решение проблемы, которая волнует семью вот уже несколько лет.
А проблема эта заключается в том, что дом, в котором проживают муж, жена и четверо их маленьких детей, вот-вот может развалиться, и держится лишь благодаря металлическим подпоркам .
К дому Юрия и Натальи Голанцевых пришлось пробираться, прокладывая дорогу через необъятное стадо гусей, дружным гоготаньем приветствовавших гостя из Липецка и норовивших дружески его ущипнуть. Сам глава семьи неугомонно сновал у кормушек для свиней. Оторвавшись от работы, ведет в дом, наливает чаю и гостю, и себе, признавшись, что еще не завтракал. Проснулся – и сразу погрузился в хлопоты по хозяйству. А супруга Наталья в это время провожала троих детей в школу. Потом четвертого, самого маленького, отвела к бабушке. Ведь в собственном доме холодновато. Отапливать его приходится электрическими обогревателями. Газопровод рядом, котел и все другое оборудование установлено, но на подключение газа специалисты наложили вето. Не положено. Дом аварийный.
Именно Наталья занимается домашней канцелярией, ведет переписку с различными ведомствами по поводу жилищной проблемы. Она и знакомит корреспондента с историей своей семьи.
История эта похожа на множество других. Наталья – 1982 года рождения. Местная. Окончила в Салтычках восьмилетнюю школу. И вскоре вышла замуж за работящего парня Юрия. Кстати, хотя брак официально зарегистрирован, фамилию женщина оставила свою – Андреева. Такое сейчас – не столь уж большая редкость.
Молодожены мечтали иметь много детей, но понимали, что в родительском доме с многочисленной детворой будет тесно. В 2000-м году решили приобрести собственное жилье . Как раз в то время старенькая бабушка ввиду преклонного возраста переехала к дочери, объявив о продаже своей саманной хаты 1953-го года постройки . Его и приобрела молодая семья.
Шли годы. Семья росла. В 2000-м году у супругов родилась Олеся, в 2004-м году – Егорка, в 2007-м – Артем, в 2010-м – Вова. Молодая женщина целиком посвятила себя воспитанию детей. А материальное обеспечение семьи взял на себя муж Юрий. Работы в Салтычках нет. Юрию приходится ездить в соседнюю Нижнюю Матренку, где он устроился на мельницу грузчиком. Естественно, одной зарплаты недостаточно. Выручает личное подсобное хозяйство.
Тем временем минусы саманного дома стали явно перевешивать плюсы. Самым неприятным открытием для обитателей старого дома стали осыпка и оседание стен . Наталья делает знак, чтобы все замолчали, и предлагает прислушаться. То в одном, то в другом месте за обоями слышится шорох. Это струится по стенам превратившийся в труху саман.
Хозяйка жилища ведет в зал и показывает огромную щель под потолком, поясняя: под удерживающие верх дома балки, чтобы они не давили на стены, супруг подвел металлические подпорки. Но стены все равно оседают под собственной тяжестью, от чего и образовалась щель .
Заинтересовавшись ноу-хау, прошу показать подпорки. Юрий, оторвавшись от дел, ведет во двор и рассказывает, как укладывал фундамент, укреплял на нем металлические столбы и подводил их под балки. Толщина столбов приличная, но…гнутся под тяжестью верха, изменяя прямолинейную форму на волнистую.
Вдобавок ко всему, шиферная крыша течет: листы от времени потрескались. Заменять полностью верх рискованно из-за того, что дом может рухнуть под тяжестью строителей . Приходится ограничиваться накладыванием новых листов шифера на те места, в которых обнаруживается течь и подставлять внутри жилища под струйки воды тазы. Но полы уберечь все равно не удалось. Гниют.
Специальная комиссия официально признала дом аварийным. В 2011 году семью поставили на очередь под номером один. Но очередь не движется . Глава сельской администрации, рассказывает Наталья Андреева, ссылается на то, что муниципальное жилье за это время не строилось. Нет денег. Семье предлагают два варианта: либо принять участие в уже действующей программе предоставления льгот при сооружении жилья, либо ждать, когда в области начнет действовать пока только планируемая программа, призванная удовлетворить жилищные потребности малоимущих граждан. Но для включения в действующую программу необходим довольно солидный взнос, а кредитов семье в настоящее время не дают. Она уже брала ссуду для приобретения молодняка свиней, которую еще не погасила. Не может пока этого сделать из-за того, что закупочные цены на свинину упали. А ждать, когда будет разработана и вступит в силу программа помощи малоимущим в решении их жилищных вопросов, нет времени. Дом стремительно разрушается. И почему в Пушкино остронуждающиеся семьи не ждут? Там муниципальные дома появляются один за другим. Обо всем этом Наталья Андреева обязательно намерена сказать на суде.
Салтычки находятся на территории Хворостянской сельской администрации. Беседую с ее главой Андреем Фирсовым. Тот излагает свою позицию, которую он намерен озвучить на суде. По его мнению, Добринская районная прокуратура превысила свои полномочия, направив в Салтычки ведомственную комиссию, которая включила дом Натальи Андреевой и Юрия Голанцева в число аварийных. Строение у них частное, а названная комиссия вправе обследовать на предмет признания аварийными лишь муниципальные здания. Что касается ситуации в Пушкино, то там жители переселяются в построенное муниципальное жилье из такого же муниципального, но признанного ветхим. В Пушкино оно имелось, что распространяет на данное село действие программы переселения из ветхого и аварийного жилья, а в Салтычках преобладали частные постройки. Наталье Андреевой и Юрий Голанцеву, по мнению Андрея Фирсова, действительно сегодня остается одно из двух: либо принять участие в действующей программе строительства жилья на льготных условиях, либо ждать, когда заработает разрабатываемая областная программа обеспечения жильем малоимущих.
Однако у сотрудников прокуратуры Добринского района своя, не менее твердая позиция. Конкретно занимающаяся рассмотрением жалобы Натальи Андреевой и Юрия Голанцева старший помощник прокурора, юрист первого класса Ольга Ракчеева поясняет: глава сельской администрации не учитывает Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года за №16, неверно трактует положения статей 57, 86, 87, 88, 89 Жилищного Кодекса РФ, не принимает во внимание главу 40 Констируции РФ. Кроме того, есть еще определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года №376 - О-П. Именно этими статьями и положениями руководствовалась прокуратура района, когда направляла в Салтычки ведомственную комиссию обследовать дом многодетной семьи. Этими статьями она будет аргументировать свою позицию и на суде, добиваясь предоставления жилья названной семье.