FLB: В Дагестане для одних уголовный кодекс суров, для других - мягок, на третьих он и вовсе не распространяется
"О том, как идут уголовные дела, фигурантами которых являются муниципальные чиновники Дагестана, на портале «Кавказская политика» рассказывает журналист Муса Мусаев в материале «Фигуранты уголовной безответственности».
«Исполняющим обязанности главы Кумторкалинского района назначен Магомед Баматов, который с марта этого года занимал пост главы администрации этого района. Его кандидатуру поддержали спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов и руководитель управления Президента РД по внутренней политике Артур Исрапилов, которые в пятницу 27 сентября приехали на встречу с активом в районный центр — селение Коркмаскалу.
Как сообщила в пресс-службе администрации Кумторкалинского района, «на встрече с активом в актовом зале нарисовалась четкая картина пожеланий жителей – дать руководить районом местному жителю Магомеду Бамматову.
Он пользуется поддержкой и уважением представителей всех поселений. Собеседник напомнил, что еще «в марте на всеобщем сходе, предъявляя претензии главе района Руслану Тотурбиеву, многие хотели видеть руководителем района именно Магомеда Бамматова (на тот момент директора МФЦ, который, кстати, за короткое время стал одним из лучших в республике)».
Кавказская политика рассказывала об упомянутом протестном сходе. Одной из причин недовольства стала незаконная распродажа земель.
Тогда, в марте, был арестован глава администрации Кумторкалинского района Абакар Хангишиев. На его место исполняющим обязанности главы администрации Тотурбиев назначил Бамматова. Эта должность для него стала трамплином на пост главы района. Спустя 6 месяцев возбудили уголовное дело и арестовали самого Руслана Тотурбиева. В итоге, Баматов временно занял его место.
По словам руководителя пресс-службы администрации Кумторкалинского района Данияла Гаджиева, депутаты райсобрания, избрав Бамматова, прислушались к «гласу народа».
«За прошедшие полгода авторитет молодого парня только возрос. И на встрече с председателем Народного Собрания все собравшиеся в один голос поддерживали кандидатуру исполняющего обязанности главы района Магомеда Бамматова. Оценив пожелания людей, председатель Народного Собрания одобрил кандидатуру, пожелал удачи в работе и обещал всестороннюю поддержку молодому руководителю», — сообщил Гаджиев.
Сначала взяли зама, затем главу
Тотурбиева задержали на прошлой неделе по подозрению в мошенничестве, совершенном организованной группой, повлекшем лишение права гражданина на жилое помещение — преступление, предусмотренное частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ.
По данным следствия, Руслан Тотурбиев, действуя в составе организованной группы, составил и представил в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан заведомо подложные списки многоквартирных жилых домов, якобы находящихся в аварийном состоянии.
На самом деле в списки были включены нежилые строения хозяйственного назначения, а также списки лиц, не имеющих право принимать участие в реализации программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда за 2011 и 2012 годы. В результате, Фондом выделены денежные средства в сумме 160 млн. рублей, которые впоследствии были похищены.
Отца убили, сына посадили
Руслан Тотурбиев является сыном покойного общественно-политического деятеля, депутата Верховного совета ДАССР, заслуженного строителя СССР Тотурби Тотурбиева. Старший Тотурбиев возглавлял «Промжилстрой», затем и «Главдагестанводстрой». Под его руководством хозяйства становились успешными, вводились в строй социальные объекты и инфраструктура.
В те годы Тотурбиев пользовался большим авторитетом. Его влияние росло. Многие называли Тотурбиева одним из возможных руководителей республики. Но в 1993 году Тотурби Тотурбиева убили в Москве, в гостинице, когда он собирался вылететь в Испанию на переговоры с партнерами. Убийство не раскрыто до сих пор.
Как Руслан Тотурбиев стал уголовно наказуемым
О мотивах уголовного преследования Руслана Тотурбиева существует несколько версий. Первая и наиболее правдоподобная — это борьба за власть и желание сместить Тотурбиева. Цель, можно сказать, практически достигнута. Коррупционерами являются все муниципалы Дагестана. А подследственными становятся лишь немногие. Место Тотурбиева занял Магомед Бамматов, который по данным нашего источника, в правительстве РД будет исполнять обязанности главы района до следующих выборов.
Высока вероятность, что на выборах он избавится от приставки исполняющего обязанности, поскольку является ставленником дагестанского белого дома, точнее, креатурой Хизри Шихсаидова. Кумыкский тяжеловес, который в период президентов Муху Алиева и Магомедсалама Магомедова несколько отдалился от дел в политической кухне горной республики, является ближайшим соратником Рамазана Абдулатипова.
Они еще задолго до прихода к власти в Дагестане строили планы по обустройству республики, о чем Шихсаидов дал понять на одной из сессии, при утверждении основного финансового документа, призывая коллег из правительства к финансовой дисциплине. Сейчас Шихсаидов постепенно берет под свой личный контроль все кумыкские районы, которые раннее контролировали разные кланы.
Борьба за активы Кумторкалинского района
Версия номер два. Кумторкалинский район мог приглянуться разным силам, он является перспективным пригородом Махачкалы. Земли в этом пригороде на вес золота. На территории района реализовываются крупные инвестиционные проекты. В частности, должны ввести в строй Каспийский завод листового стекла, который, согласно проекту, станет крупнейшим производителем стекла в России.
Завод должны запустить в ближайшее время. Также начато строительство крупной текстильной фабрики турецкой компании «Нергиз». Фабрика, можно сказать, переезжает из Турции, поскольку работает на российском сырье. И перенос фабрики ближе к источникам сырья в два раза экономит деньги ее хозяевам. А район получит налоги и рабочие места. Выбор места строительства крупных предприятий эксперты считают не случайным. Тотурбиев быстро решил вопрос выделения земли под реализацию инвестиционных проектов.
Позиция руководства республики, которую изложил Хизри Шихсаидов, сводится к следующему: в районе должна быть стабильность. Митинги, коррупционные скандалы, убийства могут сорвать инвестиционные проекты. Деньги любят тишину. И Баматов, на которого делает ставку руководство республики, должен обеспечить эту самую тишину.
По команде «фас» или по букве закона?
И наконец, третья — самая наивная версия. Правоохранительным органам дана установка активизировать борьбу с коррупцией. И в этой компании Тотурбиев не первый и не последний беловоротничковый фигурант громкого уголовного дела.
Уголовные дела возбуждены также в отношении главы Тарумовского района Сергея Чепурного, экс-главы Каякентского района Ильмудина Гамзаева, чиновников администрации города Кизляр и самого мэра Вячеслава Паламарчука, экс-главу Ахтынского района Сафидина Мурсалова.
Последний является депутатом Народного собрания Дагестана. О лишении его депутатской неприкосновенности вопрос не стоит. Уголовное дело не помешало Мурсалову пойти на повышение. На последней сессии Народного собрания депутаты утвердили Мурсалова заместителем председателя Комитета НС РД по аграрной политике. Он будет работать депутатом на профессиональной основе.
Напомним, 20 августа 2013 года следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Дагестан в отношении экс-главы муниципального образования «Ахтынский район» Сафидина Мурсалова возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Следствием установлено, что Мурсалов получил от руководителя подрядной организации Республиканского казенного предприятия «Дагестанское предприятие по взрывчатым материалам и взрывным работам» взятку в размере 1,3 млн. рублей за оказание содействия в заключении с муниципальным унитарным предприятием «ЖКХ Ахтынского района» договора субподряда на выполнение буровзрывных работ на объекте «строительство водопровода Ахты-Маза».
Статус и местонахождение экс-главы Табасаранского района Нурмагомеда Шихмагомедова остаются неизвестными.
Постскриптум
У меня лично складывается мнение, что как на федеральном уровне, так и в Дагестане правоохранительные органы весьма и весьма избирательно применяют меры наказания. Для одних уголовный кодекс суров, для других — мягок, на третьих он и вовсе не распространяется. И это дает основание говорить, что правоохранительная система и судебная власть крайне зависимы, слабы, коррумпированы, уязвимы. А потому, судьи, прокуроры, следователи, полицейские обслуживают интересы определенных сил.
Избирательное правоприменение в Дагестане приводит к усилению одних кланов и ослаблению других. Но суть не меняется. Люди устали от нарушения прав и постоянной нестабильности. Они ждут усиления государственных институтов, которые должны охранять их права, а не усилять кланы» – полагает автор. "