"В понедельник следственная группа завершила работу по разбору завалов и поиску вещдоков на борту АПЛ "Курск". "Практически для нас уже нет тайны в том, что произошло на лодке", - заявил в Рослякове генпрокурор России Владимир Устинов, специально прилетевший в понедельник в Мурманскую область, чтобы объявить об окончании одного из тяжелейших этапов расследования. Устинов отметил, что следствие выявило серьезные нарушения со стороны командования Северного флота и экипажа подлодки.
Генеральный прокурор вместе с главкомом ВМФ России Владимиром Куроедовым посетил судоремонтный завод в Рослякове и плавучий док ПД-50, куда после подъема со дна Баренцева моря поставили АПЛ "Курск". После проведенного совещания Устинов заявил, что завершен самый тяжелый период в деятельности группы следователей: разбор завалов, поиск в отсеках тел моряков, а также вещественных доказательств, которые могут пролить свет на причину катастрофы.
- Проделан огромный объем работы. Собраны вещдоки - бортовые журналы, самописцы и другие, которые лягут в основу уголовного дела о гибели атомохода "Курск", - заявил генеральный прокурор.
По словам Устинова, для прокуратуры уже практически нет тайн в том, что происходило на лодке. Однако ни одна из найденных записок членов экипажа, утверждает генпрокурор, не дала информации о причинах трагедии. Более того, информация одной из записок, где говорилось об отсутствии спасательных средств в девятом отсеке, была опровергнута следствием. В обнаруженных вахтенных журналах также не оказалось записей об аварийной ситуации на борту.
На пресс-конференции в Мурманске Устинов отметил, что иностранных кораблей - "ни надводных, ни подводных" - в районе гибели "Курска" зафиксировано не было, хотя подводники вели наблюдения за пятью внешними объектами. Что касается показаний бывшего начштаба Северного флота (СФ) вице-адмирала Михаила Моцака, который утверждал, что после катастрофы был обнаружен иностранный спасательный буй, следствие считает, что опытные моряки увидели медузу, которых в этом море огромное количество.
В ходе расследования уголовного дела по факту гибели подлодки выяснилось, что оставшиеся в живых члены экипажа "Курска" не смогли отдать аварийный буй, потому что, по словам Устинова, "это было невозможно по объективным и субъективным причинам". Следствие обнаружило заводские и эксплуатационные недостатки в креплении буя. Генпрокурор отметил, что на единственной подлодке этого типа, которая регулярно ходила в море, присутствовало "традиционное отечественное разгильдяйство". Например, экипаж многие годы плавал с отключенной системой выброса антенны, а также не включал сигнализацию аварийного буя. Руководство СФ виновато в нарушении регламента военно-морских учений. Правда, Устинов заявил, что причин "наследственной связи" между гибелью "Курска" и действиями бывшего командующего СФ адмирала Вячеслава Попова в ходе расследования не установлено.
По словам генпрокурора, следователи достали из корпуса "Курска" тела 82 подводников, из которых опознано 79 человек. Таким образом, с учетом тел, поднятых осенью 2000 года, найдены трупы 94 моряков. В понедельник появилась информация, что удалось опознать тела еще двух членов экипажа - командира подводной лодки Геннадия Лячина и старшего на борту во время последнего похода субмарины капитана 1 ранга Владимира Багрянцева. Однако в военной прокуратуре СФ "Известиям" факт опознания пока не подтвердили. С окончанием работ следственной бригады завершены и поиски остальных членов экипажа. Установить принадлежность фрагментов человеческих тел, которые находятся в морге госпиталя в Североморске, видимо, уже никогда не удастся. Командование флота склоняется к тому, чтобы захоронить их в братской могиле, которая станет и памятником экипажу. Но многие родственники моряков выступают против этого.
По плану завершить работы в корпусе субмарины планировалось еще в конце прошлого года. Однако сильные морозы и полярная ночь вынудили скорректировать график проведения следственных действий. Несмотря на то что следователи трудились в три смены, в глубь второго и третьего отсеков, где все было сметено сильнейшими взрывами, они продвигались с трудом. Пришлось вручную при искусственном освещении перебирать груды искореженного металла, соблюдая при этом еще и повышенные меры предосторожности.
- На лодке до сих пор остается семь крылатых ракет "Гранит", мы находили взрывчатые вещества, оставшиеся от торпед, поэтому все операции проводились под контролем взрывотехников, - сообщил "Известиям" военный прокурор Северного флота Владимир Мулов.
На совещании в Рослякове обсуждались и вопросы утилизации атомной субмарины, которую разделают на судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске. Топливо из реактора будет перегружено по традиционной технологии на спецсудно, а не извлечено на заводе, как предлагали инженеры "Нерпы", считавшие, что полученные кораблем повреждения помешают отработанному процессу. Впрочем, проект утилизации, начало которой намечено на лето этого года, еще не утвержден. Но отправить лодку из Рослякова в Снежногорск планируется уже в апреле, сообщил в понедельник главком ВМФ России Владимир Куроедов. Он сделал и еще одно важное заявление: ВМФ планирует отказаться от использования торпед, которыми был вооружен "Курск". По его словам, они уже сняты с боевого дежурства. При этом Куроедов отметил, что взрыв торпеды по-прежнему остается лишь одной из трех возможных причин катастрофы. "