FLB: Почему «зависло» уголовное дело № 2012397315 по факту финансовых нарушений в расходовании бюджетных средств университета
"Донской государственный аграрный университет последние годы сотрясают скандалы, связанные с хищением бюджетных средств – рассказывает на портале «Южный Федеральный» журналист Александр Масалов, приводя подробности
ДонГАУ — одно из старейших учебных заведений на Дону. Находится оно близ Новочеркасска, в поселке Персиановском Октябрьского сельского района Ростовской области. Место это живописное, уютное и тихое — во всяком случае, на первый взгляд. Отличное подтверждение верности старой присказки о тихом омуте, в котором черти водятся. Только «черти» здесь все именитые, с учеными званиями...
ДонГАУ имеет многовековую историю. Он был создан в январе 1840 года, первоначально находился в Варшаве и назывался Школа ветеринаров. С мая 1889 года учебное заведение переименовали в Варшавский ветеринарный институт. В 1915 году в связи с началом первой мировой войны институт эвакуировали в Москву, а через год перевели в Новочеркасск. Институт не менее десяти раз менял название и статус. Донским государственным аграрным университетом стал называться в июле 1993 года. С октября 2002 года и по сей день ректором ДонГАУ является Анатолий Бараников...
Впрочем, скоро ДонГАУ снова сменит название. Дело в том, что в ноябре 2012 года региональные власти приняли решение объединить несколько учебных заведений, попавших в список неэффективных ВУЗов.
По предложению заместителя губернатора Ростовской области Игоря Гуськова первоначально хотели «слить» воедино Азовского-Черноморскую агроинженерную академию и Донской государственный аграрный университет. Затем к двум неэффективным решили добавить эффективный ВУЗ - Новочеркасскую государственную мелиоративную академию.
По непонятной логике, новое объединенное учебное заведение будет создано не на базе эффективной мелиоративной академии, а на базе ДонГАУ. Согласно приказа № 319 от 26 августа 2013 года, именно Анатолий Бараников назначен председателем комиссии по реорганизации трех донских вузов с перспективой стать ректором объединенного университета.
Напомним, что ректор Ростовской консерватории, которая под его руководством тоже была признана неэффективной, просто подал заявление об отставке.
Выпускники ДонГАУ утверждают, что чудеса с выдачей материальной помощи студентам начались одновременно с назначением Бараникова ректором университета. То есть, примерно с 2002 года. Но особый размах подобная «химия» получила в последние годы.
О практике выдачи крупных денежных сумм под видом материальной помощи в университете знают, но предпочитают молчать. Студенты хотят благополучно доучиться, а преподаватели не хотят потерять работу.
Информационную блокаду прорвала летом 2012 года выпускница ДонГАУ Евгения Санина. Будучи старостой общежития, она на своем личном опыте знала, как это делается.
«В течение всего периода моего обучения в ДонГАУ ко мне и другим студентам указанного ВУЗа обращались преподаватели и сотрудники этого учебного заведения с просьбой о том, чтобы я и другие студенты написали заявления о выделении нам материальной помощи...», - рассказала девушка.
По словам Саниной, за время учебы она лично написала примерно 30-40 заявлений на материальную помощь без указания точной суммы. Сколько денег было выдано и кому по ее заявлениям, девушка не знает. Каждый раз, уговаривая подписать очередную бумажку, называлась разная мотивировка: эти средства пойдут на проведение праздника, на ремонт в университете, на развитие материально-технической базы университета...
Кроме того, аналогичные заявления по ее просьбе писали другие студенты.
Собрав пачку заявлений — от 5 до 30 штук за раз, она отдавала их декану экономического факультета Бунчикову Олегу Николаевичу или его заместителю Шахбазовой Ольге Павловне. Через какое-то время Бунчиков или Шахбазова давали ведомость, и студенты расписывались в получении материальной помощи. Разумеется, денег они не получали.
Только в течение 2010 года, по словам Саниной, она раз десять ходила по студентам, собирая подписи. Более того, она слышала от знакомых старост с других факультетов и общежитий, что они занимаются тем же. Цифры, фигурирующие в ведомостях, были от 20 до 80 тысяч рублей.
В марте 2012 года выдачей материальной помощи в ДонГАУ заинтересовались сотрудники Новочеркасского ФСБ. Они опрашивали студентов, чьи фамилии упоминались в ведомостях. Следственные действия новочеркасские чекисты проводили с апреля по июнь 2012 года.
Как рассказывает Евгения Санина, среди собственноручно написанных заявлений она видела и другие, написанные другими людьми. Денег, разумеется, она и в глаза не видела. Даже не знала, сколько ей выписала «альма-матер».
-В свою очередь руководство ДонГАУ предпринимало определенные шаги. На ковер вызывали студентов, давших показания, и требовали написать объяснения, согласно которым сотрудники ФСБ запугивали и оказывали иное моральное давление, чтобы получить нужную информацию. Чаще всего со студентами «работал» заместитель ректора по воспитательной работе С. Гуржий, экономист О. Гулянская, проректор В. Злобин...
Одним студентам грозили отчислением, другим - сулили блага. Так, Евгении Саниной руководство университета обещало поступление в аспирантуру, если она напишет нужную объяснительную записку.
Некоторые студенты все-таки устояли. Было возбуждено уголовное дело № 2012397315 по факту финансовых нарушений в расходовании бюджетных средств университета.
Вы думаете, что законность восторжествовала, имея на руках свидетельские показания почти двух десятков студентов, ведомости и расходники из бухгалтерии ДонГАУ?
Как бы не так! Через год, 15 апреля 2013 года, предварительное следствие было приостановлено. В постановлении, подписанном старшим следователем ОП-3 МУ МВД России «Новочеркасское» и капитаном юстиции Н.А. Рябых, сказано, что «установить лиц, причастных к совершению данного преступления не представилось возможным».
Злоупотребления были? Это не отрицается. Средства, выделенные из федерального бюджета ушли неизвестно куда? Ушли. А вот установить, кто именно отдавал распоряжения писать заявления и кто получал через кассу ДонГАУ сотни тысяч рублей, не представляется возможным. Можно подумать, бухгалтерия государственного университета — это проходной двор...
Не потому ли уголовное дело рассыпалось, что были задействованы мощные силы? Не секрет, что муж заведующей аспирантурой работает в ГУ МВД по Ростовской области, муж начальника отдела кадров занимает высокий пост в УФСБ по Ростовской области, оба сына проректора по капитальному строительству работают в прокуратуре...
Предположение о том, что все кругом федеральное, государственное — следовательно, бесхозное и бесконтрольное, мы рассматривать не будем.
Любое ненаказанное преступление порождает новое, еще более тяжкое. Особо это актуально после того, как численность студентов и количество бюджетных средств увеличится после объединения трех вузов под руководством ректора Анатолия Баранникова» – полагает автор."