Расстроенный рояль правосудия, или «вопиющий случай» продолжается
FLB: По делу Ильи Фарбера 24 сентября состоится уже третий судебный процесс, это больше, чем по делу Навального. Что стоит за этим?
"
Что с роялем?
Полтора месяца прошло после судебного приговора художнику, учителю и отцу троих детей Илье Фарберу. Защита Фарбера подала апелляцию на приговор еще 10 августа. Адвокаты считают, что право их клиента на защиту было нарушено. В ходе процесса было выявлено немало нарушений. Например, большие подозрения вызывает тот факт, что судья читал приговор в течение двух часов, а писал в течение полутора. Кроме того, в тексте приговора судья извратил некоторые показания свидетелей, а какие-то просто не упомянул. Журналистов неоднократно удаляли с заседания без каких-либо объяснений. Свое отношение в начале сентября по делу Фарбера высказал и Владимир Путин, чья характеристика приговора как «вопиющего случая» стала уже нарицательной для всех, кто так или иначе обсуждает процесс над учителем сельской школы.
Но, вероятно, именно реакция президента повлияла на события. Иначе как понять, что еще сегодня с утра (18 сентября) СМИ говорили о том, что прокуратура собирается обжаловать приговор Илье Фарберу, осужденному на семь лет за взятку. По крайней мере, об этом на своей странице в Facebook написал Петр Фарбер, его сын, неоднократно задерживаемый на пикетах в знак протеста против приговора отцу и требующего отпустить осужденного. Петр пишет: «24 сентября в Осташковском городском суде будет рассмотрено ходатайство о восстановлении срока апелляционного обжалования (389.5 УПК РФ) на не вступивший в силу приговор от 1 августа 2013 в отношении Фарбера И.И. Угадайте с трёх раз, кто не успел пожаловаться на папин приговор (7 лет и 1 месяц и 3 100 000 руб)? Не угадали! Прокуратура! Ваши предположения - что это будет за жалоба?" - написал на своей странице Петр Фарбер.
А к полудню, как сообщил РИА Новости помощник председателя Осташковского городского суда Елена Курова, стало известно, что прокурор внес представление в суд о смягчении приговора. Она не уточнила, правда, на сколько прокуратура просит снизить наказание.
Более того, «Одновременно с представлением об обжаловании приговора прокурор обращается с ходатайством о восстановлении срока апелляционного обжалования приговора. И мы это будем рассматривать», — сказала собеседница агентства. По словам Куровой, продолжает РИА Новости, срок обжалования приговора истек, и 24 сентября Осташковскому суду предстоит установить, был ли пропущен срок по уважительным причинам. Если суд вынесет решение в пользу прокурора, то представление об обжаловании приговора Фарберу будет рассматривать областной суд. Одновременно он рассмотрит также и жалобы защиты Фарбера на приговор.
А теперь сравните информацию СМИ и комментарий, который дает сегодня адвокат Ильи Фарбера: «Прокуратура только прислала нам приглашение, то есть уведомила нас о том, что 24 сентября будет рассматриваться ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, но не присылала представление. Может быть, оно было подано только сейчас, но ни у защиты, ни у самого Ильи Исааковича этого представления нет. Я с Ильей Исааковичем разговаривала в понедельник. Если прокуратура просит смягчить приговор, то мы не понимаем, как прокуратура вообще могла пропустить срок обжалования, — государственный обвинитель присутствовал при оглашении приговора на судебном заседании, получил 5 августа текст приговора полностью, 10 суток на обжалование у него было. Если он изначально был не согласен с приговором, то он мог написать хотя бы краткую апелляционную жалобу, после чего у него, как и у других участников процесса, было бы право подать дополнение к ней. Сейчас я полагаю, что на него что-то сильно повлияло, раз он так быстро стал восстанавливать сроки обжалования и, видимо, нашел какие-то нарушения закона, которых до этого не находил».
Получается, что пока не пригласят «мастера», рояль так и будет «фальшивить»?
Невольно вспоминается процесс Навального, в котором судебное решение также принималось странным для общества способом. Как сказали бы юристы, прецедентное право набирает обороты. Возникает правомерный вопрос: «Насколько независима у нас в стране судебная система?»
«Приговор отменят, и, наверное, будет новый суд. Заключенные шутят, что так и будут то судить, то отменять приговор. Вот 8 лет и пройдет», - говорит Илья.
А если учесть, что по делу Фарбера было уже два приговора суда, более того, Верховный суд РФ уже отменял прежнее решение — восемь лет тюрьмы, то складывается впечатление, что рояль правосудия нуждается либо в серьезном ремонте, речь о настройке уже не идет, либо… пора менять рояль.
Кто сказал, что закон одинаков для всех?
Журналист Олег Лурье в своем блоге пишет: «Сумма инкриминируемых взяток составила 432 тысячи рублей, а ущерб государству по мнению суда составил 941 тысячу рублей. Вины своей Фарбер не признал, а обвинение строилось только на показаниях одного человека, явно заинтересованного в таком исходе дела.
Обратите внимания на сумму взятки (432 тысячи рублей), предполагаемого ущерба государству (941 тысяча рублей) и реальный срок лишения свободы (7 лет строгого режима)».
Дальше Лурье приводит несколько фактов нашей судебной справедливости, которая ложится то ли фоном, то ли тенью на дело Фарбера. «22 августа 2013 года Забайкальский краевой суд призналбывшего заместителя начальника краевого управления МЧС Владимира Ермакова виновным в получении взяток в крупном размере в составе преступной группы (ч. 4 ст. 290 УК РФ), а также злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285). Чиновник незаконно присвоил 15 миллионов рублей. В качестве наказания суд приговорил экс-чиновника Ермакова к шести годам лишения свободы условно.
Бывший вице-мэр Москвы Александр Рябинин признан виновным в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием группой лиц по предварительному сговору с использованием своего служебного положения в особо крупном размере и в злоупотреблении служебным положением. Взятки вымогались на сумму в два миллиона долларов. Приговор экс-чиновнику: три года лишения свободы условно.
Бывший руководитель департамента транспорта Краснодарского края Дмитрий Пугачев, обвиняемый в злоупотреблениях полномочиями и нанесший ущерб государству на 25 миллионов рублей, приговорен к двум годам лишения свободы условно.
Экс-начальник управления экономики и финансов Росприроднадзора Назип Абдуллаев , попался на взятке в один миллион рублей. Абдуллаеву было предъявлено обвинение по статье «Получение взятки в крупном размере», максимальная санкция по которой - 12 лет заключения. В итоге Пресненский райсуд Москвы приговорил Абдуллаева к четырем годам лишения свободы условно.
Ворошиловский районный суд Волгоградапризналзамруководителя волгоградского областного филиала Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Сергея Лавриненко виновным в получении взятки на сумму 2,5 млн рублей. Чиновник приговорен к пяти годам лишения свободы условно.
В апреле 2013 года оглашен приговор Мосгорсуда Сергею Федосову, бывшему гендиректору госучреждения "Дирекция заказчика по сантехническим работам "Сантехработ"", подведомственном Департаменту ЖКХ и благоустройства столицы. Суммы взяток и откатов, полученных чиновником, превышает 13 миллионов рублей. Приговор: пять лет лишения свободы условно.
Городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор заместителю председателя «Дирекции по организации дорожного движения» Петербурга Александру Лащу. Экс-чиновник вместе с соучастниками обвинялся в мошенничестве в особо крупном размере, получении взятки, а также в подготовке к мошенничеству. Александра Лаща суд приговорил к семи с половиной годам лишения свободы условно.
Заместитель начальника управления здравоохранения Минздравсоцразвития по Калужской области Сергей Кабиков попался на двух эпизодах взяток. Гуманный Калужский областной суд приговорил Кабикова к трем годам лишения свободы условно.
Суд в Екатеринбургеприговорилэкс-чиновника бывшего гендиректора одной из структур «Оборонсервиса» Виталия Кондренко за присвоение 2,6 миллиона рублей к четырем годам условно.
Пресненский суд Москвы вынес приговор бывшему начальнику сектора Управления информатизации правительства Москвы Виталию Гливинскому. Чиновник признан виновным в систематическом получении взяток, однако приговорен всего к двум годам лишения свободы условно.
Этот список включает в себя несколько сотен имен и миллиарды рублей ущерба . Но все они, по мнению гуманного российского суда, не нуждаются в реальном лишении свободы, так как обязательно исправятся дома у телевизора, рядом с семьей и мягким диваном. Причем, легко. В отличии от сельского школьного учителя Фарбера, который обязательно должен сидеть в колонии строгого режима».
Очень трудно не согласиться с Лурье, который честно искал ответ на вопрос, насколько закон одинаков и обязателен для всех, но так и не нашел.
Как и трудно не согласиться с блогером Игорем Сажиным, который считает, что «созерцание кейса Фарбера не просто подрывает систему правовой справедливости, а делает хорошую работу правовых механизмов в других кейсах абсолютно бессмысленной. А причина простая - никакие конструкции справедливости, никакие обоснования справедливости здесь не срабатывают. Ну не чем здесь государству оправдаться. Если мне уже совсем посторонние от гражданской активности люди говорят, что дело Фабера - это бред на фоне цветения коррупционной системы откатов, работающей в стране на полную мощность, и на это власть не срабатывает вообще.
Только одна концепция хоть как-то объясняет весь этот бред с Фарбером. Правоохранители, в купе с судейскими, не могут и не очень-то и хотят преследовать за коррупцию, им просто лень, а отчитываться чем-то надо. И вот, что бы не нарушить коррупционный мир в том или ином регионе, знаковыми делают просто удобные и легкие дела, в которых на самом деле коррупции на 0,5%...»
Или опять дело в фамилии?
Хотя, иногда надо увлечь общество какой-то проблемой, чтобы отвлечь от другой. И не важно, что ценой такой политической игры может стать чья-то жизнь. Вот поэтому мы все будем ждать 24 сентября и следить за тем, что будет происходить в зале суда по делу бывшего художника и учителя, уже два года лишенного возможности общения со своей семьей.
А пока бывший учитель Илья Фарбер время в тюрьме старается проводить с пользой, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров. Рисует картины и занимается ушу, разрабатывает бизнес-проекты и планирует заняться после освобождения правозащитной деятельностью.