Полиция в середине мая задержала Голубкова, возглавлявшего банк с 2008 года, при передаче 5 миллионов рублей, якобы части более крупного вознаграждения в 1,5 миллиона долларов, которое глава банка вымогал у экс-депутата Мосгордумы и рок-музыканта Андрея Ковалева за реструктуризацию кредита на 80 миллионов долларов. Поляницыной и Голубкову грозит как штраф в размере до 70-кратной суммы подкупа, так и заключение на срок до семи лет».
“По данным источника в правоохранительных органах, Следственный комитет готов направить в суд уголовное дело против Поляницыной уже в октябре, - сообщает в понедельник агентство ПРАЙМ.
Тамара Поляницына заключила сделку со следствием и признала свою вину в пособничестве в коммерческом подкупе, поэтому ее дело будет рассмотрено в особом порядке, а сама она может рассчитывать на мягкое наказание. Однако следователи собираются по так называемому принципу преюдиции использовать ее приговор для осуждения и самого Голубкова.
Согласно принципу преюдиции, установленные в суде факты по одному и тому же уголовному делу в дальнейших разбирательствах принимаются без проверки и доказательств. Таким образом, если суд признает Поляницыну виновной, это будет гарантировать виновность и самому Голубкову».
Тамара Поляницына в рассчете на “мягкое наказание” подводит бывшего шефа под обвинительный приговор
“Основные следственные действия по делу Тамары Поляницыной завершены, в ближайшее время материалы будут переданы для утверждения в прокуратуру, а затем и в суд. Бывший старший вице-президент Росбанка обвиняется по ст. 33 и 204 УК («Пособничестве в коммерческом подкупе»), за что ей грозит до 12 лет лишения свободы и штраф до 50-кратного размера самого подкупа, - пишут в сеголняшнем номере “Известия”.
По версии следствия, Поляницына была активной участницей истории с вымогательством председателем правления Росбанка Владимиром Голубковым $1,5 млн у бизнесменов Татьяны и Андрея Ковалевых за пролонгацию кредитного договора и заключение допсоглашения с уменьшением кредитной ставки и суммы ежемесячных платежей по кредиту.
Как ранее рассказывал сам Андрей Ковалев, все переговоры с ним от имени Голубкова вела именно Поляницына. Она же получила от него в ресторане часть взятки в 5 млн рублей, после чего и была задержана оперативниками. Она согласилась сотрудничать с полицейскими и, когда под их контролем передала шефу деньги, он был задержан.
При избрании судом для Поляницыной меры пресечения, она просила о послаблении, ссылаясь на наличие у нее ребенка-инвалида и престарелых родителей, которым необходимо ее внимание. Суд тем не менее отправил ее под арест.
Собрать доказательства против Поляницыной следствию не составило особого труда. Все просьбы Голубкова и детали передачи денег она обсуждала с Ковалевым открыто по телефону, с первого дня сотрудничала со следствием, признала свою вину и дала показания на своего шефа. Поляницына заключила сделку со следствием, поэтому ее дело будет выделено из основного и первым уйдет в суд. За помощь следствию она теперь может рассчитывать на более мягкое наказание — не превышающее двух третей максимального срока по ст. 204 УК.
— Предположительно, в октябре дело может поступить в суд, — сообщили источники в правоохранительных органах.
Нынешний адвокат Тамары Поляницыной Екатерина Батинова беседовать с изданием отказалась.
Что касается самого Владимира Голубкова, то у него есть веские основания опасаться сделки со следствием, заключенной его бывшей подчиненной. Если суд признает Поляницыну виновной, это будет означать фактически гарантированную виновность и самого Голубкова.
— Мы обеспокоены законодательным регулированием преюдициальности, которое может существенно повлиять на решение суда по Владимиру Голубкову, — пояснил изданию адвокат Голубкова Тимофей Гриднев.
По словам защитника, к этому располагает и особый порядок рассмотрения уголовного дела Поляницыной в суде — без допроса свидетелей и исследования доказательств.
— Мы этого очень опасаемся, — добавил Гриднев. — Там особый порядок, там никто ничего не исследует. Поляницына просто-напросто признает свою вину, прокурор скажет, что она действительно оказывала содействие следствию. И всё!
Гриднев также отметил, что в целом считает ошибочной подобную практику в российских судах.
— Я считаю, что законодатель ошибся и вопрос не продумал, подошел ко всему очень безответственно и не учел, что существуют разные мотивы заключения сделки со следственными органами, — считает Тимофей Гриднев.
В последнее время следователи активно практикуют принцип преюдиции, которая регламентируется ст. 90 Уголовно-процессуального кодекса. Так, виновность бывшего помощника губернатора Кировской области Алексея Навального и бизнесмена Петра Офицерова по делу «Кировлеса» доказывали в суде, опираясь, в частности, на уже вынесенный обвинительный приговор их подельникуВячеславу Опалеву.
Эксперты отмечают, что преюдиция «работает» именно в экономических делах, а значит — применима и в уголовном деле Голубкова, который обвиняется в совершении коммерческого подкупа в особо крупном размере.
— Преюдиция особенно практикуется последние два года и по экономическим делам, — объяснил председатель межрегиональной коллегии адвокатов Владимир Жеребенков. — Для суда первый приговор по делу имеет большое значение, и защитникам нужно постараться, чтобы другого человека не осудили «на автомате».
Сразу после задержания в мае 2013 года бывший банкир был заключен под домашний арест. Однако в августе Пресненский суд изменил для него меру пресечения, отправив в СИЗО под стражу до 16 октября 2013 года. Поводом для этого стало ходатайство следователя, который считает, что Голубков не соблюдал условия домашнего ареста: общался с водителем и неизвестными людьми, нарушал правила дорожного движения. Всё известное следователям имущество экс-банкира на данный момент находится под арестом».
26 августа в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Банкир Голубков потянулся за “золотым парашютом” говорилось: «экс-руководитель Росбанка Владимир Голубков, обвиняемый в вымогательстве у столичного бизнесмена $1,5 млн, не согласен с формулировкой причины своего увольнения, записанной в его трудовой книжке.
«Экс-банкир через суд требует, чтобы формулировку изменили. В этом случае Голубков как топ-менеджер Росбанка вправе рассчитывать на солидную компенсацию и хочет ее получить» , - сообщал интернет-ресурс Amic.Ru.
«Мой подзащитный оспорил не само увольнение из банка, а его официальную причину, - рассказывал «Известиям» адвокат банкира Дмитрий Харитонов. – Голубков был снят с занимаемой должности якобы за «однократное грубое нарушение трудовой дисциплины». Мы будем настаивать на изменении этой формулировки на «увольнение по решению совета директоров».
Адвокат отметил, что при увольнении по решению совета директоров Росбанка Голубков как топ-менеджер имеет право претендовать на выплату специальных бонусов».
«Сумму возможной компенсации адвокат не назвал, но все, что известно о "золотых парашютах", говорит о том, что сумма может быть внушительной, - поясняло Полит.Ру.
Иск Голубкова был принят к производству Мещанским райсудом Москвы еще в начале июля, но собеседование по нему было назначено лишь на понедельник, 26 августа.
Владимир Голубков был задержан 15 мая при передаче 5 млн рублей – части суммы в 1,5 млн долларов, которую, по данным следствия, он вымогал у владельца холдинга «Экоофис» и лидера рок-группы «Пилигрим»Андрея Ковалева. Вместе с Голубковым была задержана вице-президент Росбанка Тамара Поляницына. Как полагают следователи, она была посредником при передаче денег. Обоим грозит до семи лет лишения свободы.
«Голубков был принят на работу в 1999 году. А уже в 2001 году был назначен заместителем председателя правления. Пост председателя банка он занял в 2008 году. Сейчас его обязанности перешли к первому зампреду правления банка Игорю Антонову», - уточняли «Известия».