FLB: Как на речке на Вонючке… прокладывали новое русло для точечной застройки
"
Заповедный уголок Твери не влезает в логику нового мышления
Конечно, на самом деле никакая это не речка Вонючка, а имеет она даже вполне благостное название – Хлебный ручей. Только вот Хлебный ручей – это на картах города, а для местного населения как была Вонючкой, так и остается. Берет она свое начало где-то на территории нынешнего тверского пивзавода и течет себе, полукругом опоясывая Бобачевскую рощу. Где-то ее загнали в трубы, где-то она выходит на поверхность, не замерзая зимой и привлекая этим большие скопления городских уток. А Вонючка оттого, что испокон века бросали туда всякую дрянь – старые покрышки, строительный и бытовой мусор…
Но речь не о ней, просто за речкой начинается заповедный уголок Твери – Бобачевская роща, природный памятник, любимое место отдыха взрослых и детей.
Бобачёвская роща — лесопарковая зона в восточной части Твери, площадью 20,5 гектаров. Получила своё современное название в 1960-е годы, до этого называлась Бычковской рощей в честь расположенной рядом деревни Бычково.
Несмотря на то, что Бобачевская роща по документам считается охраняемым памятником природы, на деле она пребывает в заброшенном состоянии, отмечается неухоженное состояние пруда, нередки несанкционированные свалки отходов на территории рощи.
Но большинство жителей Московского района выступают против выруба этого кусочка свежего воздуха с великовозрастными соснами. Древесный ярус представлен двумя поколениями сосны: первое поколение — возраст около 90 лет и высота 18-19 метров, второе поколение — возраст 30-40 лет и высота 15-16 метров. Роща является одним из основных мест ночлега птиц семейства врановых — ворон, галок, грачей, сорок.
Именно здесь и приключилась эта история, повлекшая за собой общественные слушания и неподдельный взрыв эмоций наших горожан. Зону Бобачевки отдают под застройку 17-этажными панельными домами– эта новость в мановенье ока вывела из спокойствия уравновешенных обитателей прилегающего района, улиц Склизкова, Орджоникидзе.
На общественных слушаньях, в актовом зале МОУ СОШ №27 яблоку упасть было некуда. Жители пришли спасать свою рощу. От кого? Конечно же, от застройщиков, представителям которых элементарно не давали слово молвить. Каждое слово – в штыки! Как ни старался модератор слушаний, главный архитектор города Алексей Жоголев направить разговор в конструктивное русло и наладить диалог – ни русла, ни диалога не получалось. Было откровенно жаль представителя ДСК Ольгу Сальникову, которая сорванным голосом пыталась защитить проект застройки. Зал, собравший до полутысячи жителей, ее просто не воспринимал.
Нам здравый смысл не нужен
Для того чтобы понять причины конфликта, далеко ходить не надо. Стоит остановиться на двух главных моментах, которые у всех на памяти.
Момент первый. При прежнем губернаторе области Дмитрии Зеленине произошла абсолютно противоестественная вещь: городские земли Твери были отчуждены от муниципалитета и переданы в управление областного Правительства (тогда – Администрации Тверской области). Так было легче «управлять» этими землями и делать на них бизнес. Все карательные меры против тогдашнего мэра Твери Лебедева, активно сопротивлявшегося такому отчуждению, были вызваны не в последнюю очередь именно этим обстоятельством. Хотите строиться, развиваться – пожалте, на поклон к губернатору! Кланяться дорогого стоило.
Момент второй. Год назад «рухнул» Тверской домостроительный комбинат. Его на протяжении нескольких лет сознательно вели к банкротству – продать и выкупить за бесценок. Кончилось тем, что работников просто вышвырнули на улицу – тогда ситуация на ДСК тоже всколыхнула всю Тверь. В защиту домостроителей поднялись СМИ, общественность, депутаты.
Новый губернатор Андрей Шевелев взял ситуацию на ДСК под личный контроль, пообещав, что не даст погибнуть крупнейшему в Твери предприятию отрасли, привлечет инвесторов и защитит права трудового коллектива. Это стало для него делом чести. И он выполнил свое обещание. На ДСК поменялись хозяева, предприятию были обещаны всевозможные преференции, в том числе, видимо, и подряды на строительство в Твери многоэтажных панельных домов современных технологий.
Казалось бы, чего лучше ожидать?!
Но случилось, к сожалению, пресловутое черномырдинское «как всегда». Благие намерения наткнулись на подведенную под Тверь мину – отчужденную г-ом Зелениным землю, которой теперь распоряжаются чиновники областного Правительства, в частности Министерство имущественных и земельных отношений, которым руководит г-жа Задорожная. У министра Задорожной есть кадастровая карта города. На ней указаны зоны, свободные для строительства.
Взявшись за исполнение рекомендаций губернатора по реанимации ДСК, в министерстве, видимо, не долго сумняшеся, ткнули в карту пальцем и нашли кадастровые участки под застройку, отчего-то выбрав при этом именно зону Бобачевской рощи. Были ли при этом какие-то сопутствующие обстоятельства – не знаем. Не хотелось бы об этом думать.
Да и что вы хотите от чиновника, который в городе без году неделя, не знает ни его истории, ни традиций, ни социального фона, ни менталитета жителей?! Дело чиновника – пальчиком в карту ткнуть. Землю проторговали на аукционе. ДСК выиграл торги и получил соответствующие участки под застройку возле нашей тихой речки Вонючки. Так родился грандиозный проект возведения на крохотном клочке земли перед Бобачевской рощей трех 17-этажных монстров, два из которых 3-подъездные и один 2-подъездный – всего приблизительно на 650 квартир. Кому любопытно, съездите и посмотрите сами – куда их собираются воткнуть. Выезжала ли на место министр Задорожная – я лично сомневаюсь. Потому что на этом клочке земли нарушены все требования здравого смысла.
Нашим кадастром по вашим соснам
Рощи мы не тронем, говорят застройщики, наоборот, мы ее облагородим и приведем в надлежащее состояние. А то тут всякие жители, дети ходят и мусорят – бумажки, бутылки, фантики…
А то, что под застройку одного из домов будет вырублена часть так называемой «новой рощи», возле интерната №2, - так это, мол, и не роща вовсе, во всяком случае, в соответствие с кадастром г-жи Задорожной. Другой момент. На красивой картинке проекта все смотрится великолепно – здесь роща, а здесь, в двадцати метрах от нее – белоснежный красавец-дом. Не дом, а пароход в волнах зелени. Этому пароходу надо бы дать имя «Титаника»! Потому что в жизни, особенно при строительстве, так не бывает. Откуда будут завозиться строительные конструкции? По узким улицам Орджоникидзе, Склизкова их не завезти. Единственное решение – везти через саму рощу, либо с Московского шоссе, мимо «Метро», либо через бывшую СТО «Москвич», т.е. опять же через рощу. Таким образом, разрушение нашего «уникального природного объекта» начнется еще на стадии строительства. Что же потом останется «облагораживать»?
Соображать, это вам не пальчиками тыкать
Но больше всего жителей возмущает то, что в зону строительства попадают зимняя ледовая площадка, пункт проката лыж и коньков – то, что они буквально «выстрадали» для своих детей. Небольшой клочок земли перед рощей в мечтах местного населения всегда был местом, где можно построить спортивные и игровые площадки, но никак не «закатать» землю в асфальт.
Застройщики обещают, что на этом асфальте появятся новые парковки для авто. А теперь давайте посчитаем. Три дома на 650 квартир, условно это 1500 новых жильцов, условно это дополнительно около тысячи автомобилей. Куда вы их собираетесь девать? Парковки в соответствии с проектом рассчитаны на 126 машин. Что дальше? Остальные 874 «стальных коня» будут парковаться на территории «уникального природного объекта»? А просчитывал ли кто-нибудь пропускную способность для транспорта улиц Орджоникидзе и Склизкова? Да там и сейчас пробки. Может быть, начинать проект нужно было с реконструкции транспортных коммуникаций?
А сети – электрические, тепловые, водоподводящие и отводящие? Ничего это не просчитано. Мы получим пресловутую «точечную застройку», когда на маломощные, изношенные и уже сегодня вызывающие серьезные нарекания инженерные сети «посадят» еще три многоэтажные постройки. Построили, продали квартиры, получили прибыль… А дальше хоть трава не расти?! Полторы тысячи новых жильцов… Им ведь нужны будут места в детских садах, практически новая школа, новая поликлиника… Ни 27-я, ни 43-я школа с этим не справятся, в близлежащих детских садах и без новых жильцов – очереди, в поликлиниках 6-й больницы к специалистам не попасть, жалуются жители района… Тысячу раз прав главный архитектор города Жоголев, когда говорит, что подобные проекты делаются заблаговременно в комплексной инфраструктурной планировке. Это вам не пальчиком в кадастровую карту ткнуть!
А теперь о преимуществах проекта. Строить жилье в Твери надо. Это не подвергается сомнению. Загрузить тверской ДСК – правильное решение - и политически, и экономически. Строить в зеленой зоне, такой как Бобачевская роща, тоже возможно. Только не вопреки здравому смыслу.
Та площадка, которая предназначена сегодня для строительства трех 17-этажных домов, наверное, сможет «сдюжить» - но лишь один дом, не больше. Почему бы не перенести строительство двух других за рощу. Там сейчас пустырь для выгуливания собак, и места раза в три больше, аж до самого «Метро». А заодно «обременить» застройщика сделать дорогу к новым домам со стороны Московского шоссе. Она и сейчас там есть, только плохонькая…
Так что не подумайте, что я против градостроительного прогресса. Просто я как депутат от этого округа и человек, который на речке на Вонючке провел свое детство и юность, а значит что-то должен соображать в том, чего хотят обитатели ее берегов, - за поиск компромисса. Если мы вместе начнем соображать, а не пальчиками тыкать, думаю, компромисс будет найден.
О точечной застройке вопреки здравому смыслу рассказал:
Николай ЛОКТЕВ, депутат от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» г. Твери, председатель правления Тверской региональной общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам», главный редактор «Тверской газеты» "