FLB: На стройках объектов «Сочи-2014» продолжаются конфликты, связанные с невыплатами зарплат. 60 сотрудников олимпийского автопарка, которые обслуживают топ-менеджеров и руководителей Оргкомитета с марта сидят без зарплаты.
"Тема невыплат зарплат на стройках сочинской Олипиады-2014 неоднократно становилась предметом скандалов в прессе. О том, что с трудовыми правами рабочих что-то не таки и есть серьезные проблемы по выплатам заработанных денег, журналисты сообщали еще в мае этого года. И вот, спустя несколько месяцев, тема вновь в повестке дня. Репортер регионального издания «Сочинские Новости.рф» Валерий Шилов продолжил свое расследование в статье «Олимпийская» зарплата в Сочи как фактор риска».
«В Сочи продолжаются конфликты между рабочими-мигрантами и руководителями компаний, ведущих строительство олимпийских объектов. Чем ближе конец октября, когда город начнет подводить итоги семилетней строительной эпопеи, тем явственней становятся многочисленные нарушения трудового законодательства в отношении не только гастарбайтеров, но и специалистов из российской глубинки. Хотя в отношении вторых работодатели стараются не рисковать, чтобы избежать судебных тяжб. Куда безнадежней судьбы трудовых мигрантов, особенно из бывших братских республик, расположенных южнее Кавказского хребта – пишет автор.
Девять рабочих из Узбекистана вот уже полмесяца обивают пороги различных инстанций, чтобы добиться выплаты положенного им жалованья. Правда, история этих узбекских гастарбайтеров не совсем типична. Бригада Умида Алимова приехала в Сочи из Москвы, где работала на возведении высотных зданий. Высококвалифицированные рабочие давно не торгуются в розницу, а заключают контракты на проведение отделочных работ внутри масштабных проектов. Причем на внушительные суммы. В данном случае бригада трудилась на строительстве 16-этажной гостиницы для волонтеров и охранников Олимпиады. Заказчиком здания служит государственная корпорация «Олимпстрой», подрядчиком – фирма, название которой уместно придержать при себе до той поры, пока не закончена проверка.
А проверка касается заявления о том, что с 8 мая этого года не указываемая нами компания при помощи некоего посредника, гражданина Турции, наняла бригаду узбекских отделочников, пообещав по окончании договора выплатить им 5 миллионов рублей. Попутно, уже по привычной схеме, у рабочих, кроме бригадира Умида Алимова, были изъяты паспорта под предлогом оформления трудового соглашения. С мая по июль рабочие жили в одном из «олимпстроевских» общежитий и получали от работодателя денежные авансы. Но как только 1 августа работы на объекте были завершены, выяснилось, что никакой речи о полной оплате не идет. Больше того, руководство компании отказалось возвращать людям паспорта, но при этом оставило их без крыши над головой, пообещав в случае, если гастарбайтеры затеют бумажные тяжбы, приставить к ним «крышу» из некоего «чеченского сообщества». Об этом нам рассказал бригадир Умид Алимов.
Несмотря на угрозы, рабочие все же обратились за помощью в сочинский офис Сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал». С помощью его руководителя Семена Симонова они составили заявление в прокуратуру Хостинского района. С 15 августа бумага пылится в инстанциях. В эту пятницу Умид Алимов побывал в прокуратуре и узнал, что его заявление отправлено в УФМС России и Госинспекцию труда. С какой целью бумага летает по кабинетам, прокурорские не пояснили. Они же дали понять, что неназываемая компания должна оставаться инкогнито ровно до той поры, когда ситуация с узбекскими рабочими получит окончательное разрешение, недоумевает координатор сочинского офиса Сети «Миграция и право» Семен Симонов.
Корреспондент «Сочинских новостей. рф» все-таки дозвонился до представителя работодателя в Волгоград. Там дали понять, что о ситуации пока ничего не знают и за разъяснениями нужно обращаться к тем людям, кто непосредственно принимал узбекских рабочих на олимпийский объект. В корпорации «Олимпстрой» ситуацию также не комментируют, заявляя лишь, что ответственность за рабочих должны нести «прямые работодатели».
Кого в данном случае понимать под «прямыми работодателями»? Хорошо известно, что застройщики Олимпиады давно изобрели хитроумную схему, позволяющую уходить от обязательств перед иностранными рабочими. Крупные строительные фирмы создают пару десятков «дочек», к каждой из которых прикреплен свой посредник. Именно он и вступает в контакт с мигрантами. Далее у, как правило, плохо говорящих, пишущих и читающих по-русски людей изымают паспорта, что уже противоречит российским законам, тем самым привязывая их к месту работы и временного проживания. Когда наступает время расплаты, начальники указывают рабочим на посредников, те – на начальников. Замыкают круг мытарств правоохранительные и фискальные органы – охотники за незаконными мигрантами. Единственной возможностью выйти из ситуации без особых издержек становится отказ от притязаний на жалованье и билет на ближайший поезд. Чем дальше состав идет от «олимпийской» столицы, тем крепче здоровье.
Пока готовился этот материал, стало известно, что еще 45 рабочих, теперь уже из Таджикистана, обратились в пятницу с заявлением в прокуратуру Адлерского района Сочи, в котором требуют привлечь к ответственности руководство «Охотской строительной компании». Той самой, вокруг которой в середине июня разразился скандал, когда двое рабочих из Абхазии - 38-летний Мардирос Демерчян и 25-летний Сергей Крбашян, потребовавшие выплаты им жалованья, подверглись пыткам в отделе полиции Блиново. До сих пор дело Мардироса Демерчяна, которого, по его заявлению, полицейские изнасиловали при помощи лома, остается нераскрытым. И прокуратура, и Следственный комитет Краснодарского края хранят молчание» - отмечает журналист.
Между тем, нелицеприятная ситуация сложилась и на другом направлении: 1 сентября, водители автотранспортного парка Оргкомитета «Сочи 2014» решили не выходить на линию, их поддержали техники, механики. В шесть утра они собрались на территории стоянки олимпийского автотранспорта, туда же вызвали начальство, пригласили журналистов «Сочинских новостей.рф». Представители руководства были явно не рады встречей со СМИ, с территории стоянки съёмочную группу удалили.
У руководства есть все основания переживать, что информация о ситуации с невыплатой зарплаты олимпийским водителям станет достоянием общественности.
С марта 60 сотрудников олимпийского автопарка, которые обслуживают топ-менеджеров и руководителей Оргкомитета, тестовые соревнования, другие мероприятия, касающиеся подготовки к Олимпийским играм, не получают денег. Средняя заплата водителей, техников, механиков автопарка составляет 35-40 тысяч рублей в месяц, по подсчетам, долг перед олимпийскими водителями превысил уже 12 миллионов рублей.
Во время разговора с персоналом автопарка начальство настоятельно рекомендовало водителям не давать никаких комментариев журналистам. Попросили дать неделю на решение всех финансовых вопросов, пообещали полностью рассчитаться с долгами до 7 сентября. Сотрудники транспортного цеха на их условия согласились, отказались давать какие-либо комментарии прессе, но заявили, что, если заплату не выплатят в обещанные сроки, они намерены вновь обратиться в СМИ, провести санкционированную акцию протеста, объявить забастовку и обратиться с заявлением в прокуратуру» - подчеркивают репортеры."