Прибыльное (увы не для всех) размещение валютных средств страны за ее рубежами;
сомнительные закупки авто и их дальнейшая раздача "за так";
ремонт НБУ и "гнездышка" премьера Ющенко: во что нам это обошлось?
Друзья Виктора Ющенко и те, кто этой чести не удостоен.
"Резервы тревоги нашей
Виктор Андреевич также никогда публично не признавал своей вины за обман Международного валютного фонда. Хотя вследствие трех этапов аудита НБУ, МВФ официально признал факт завышения Национальным банком данных о размере золотовалютных резервов, а Ющенко вынужден был вернуть Фонду примерно $ 100 млн. и написать покаянное письмо.
Один из главных героев в деле с обманом МВФ - швейцарский банк "Credit Suisse First Boston". Точнее его кипрский филиал, зарегистрированный 26 октября 1995 года на Кипре. И учрежденный местными оффшорными компаниями "Симанко сервис Лтд" и "Сайпронавус Лтд". Этому же оффшорному изобретению без всяких гарантий на возврат были одолжены 80% украинских валютных резервов. Гарантий действительно никто не давал, ибо центральный офис банка из Цюриха сообщил, что "Credit Suisse First Boston" не гарантирует исполнение отдельных обязательств со стороны "Credit Suisse First Boston" (Cyprus)". Эту информацию вынужден был подтвердить и Нацбанк, признав, что "формально нигде не зафиксировано ответственности у группы "Credit Suisse Coopers" по обязательствам "Credit Suisse First Boston" (Cyprus)".
В начале 1999 года председатель Комиссии ВРУ Виктор Суслов предоставил в распоряжение парламента документы, которые свидетельствовали о нарушениях в работе НБУ в период 1997-1998 гг. Согласно этим документам, в период 12.05.1997-28.01.1998 НБУ разместил на депозиты в банке "Credit Suisse First Boston (Кипр) Ltd." валютные резервы НБУ в размере 580 млн. долларов. Из них было возвращено 85 млн. дол. Кроме того, часть валютных резервов перекочевала в московский "Национальный резервный банк".
Сейчас в недрах столичной прокуратуры расследуется дело против заместителя Ющенко Владимира Бондаря. Бондарь подозревается в том, что Нацбанк 24 января и 4 марта 1997 года перевел в цюрихский Credit Swiss First Boston (CSFB) соответственно $5 млн. и $10 млн. для того, чтобы передать их в украинский "Реал-Банк" (Харьков). По этому соглашению "Реал-Банк" получает право на 2% комиссионных с $15 млн. ежегодно.
По словам прокурора, общая сумма ущерба украинскому государству по двум эпизодам составляет $20 млн. Кроме того, 16 декабря 1997 года Бондарь заключил, по мнению следствия, заведомо убыточное соглашение с иностранным банком Credit Swiss First Boston (Кипр) на размещение в последнем $75 млн. золотовалютных резервов Украины, вследствие чего государству нанесен материальный ущерб на сумму более $5 млн.
Плодотворные отношения с украинским филиалом "Credit Swiss First Boston" сохранились и на время премьерства Виктора Ющенко: филиал был советником (а по сути посредником) при продаже облэнерго иностранным инвесторам. Вместо ожидаемых 250 млн. долл. удалось выручить только 100 млн. долл. Зато комиссионными посредников не обидели.
Ваш дом - наши деньги
В то время, когда облигации были еще в цене, УМВБ плодоносила прибыль, а покойный Вадим Петрович Гетьман (земля ему пухом!) был жив и полон сил, Виктор Андреевич Ющенко решил обновить Нацбанк. Будем лаконичны: легендарный ремонт с позолотой, суперлюстрами, роскошной мебелью и прочими излишествами, превративший госбанк в сказочный дворец, по подсчетам Счетной палаты обошелся 2,4 тыс.долл. за 1 кв.м. А в целому капитальные расходы на НБУ в 1998 году оценивались в 200 млн.грн.! Для сравнения: бюджет Украины на 1999 год предполагал расходы на всю исполнительную власть и Администрацию Президента в 50 млн.грн. Проведение элементарной арифметической операции доказывает, что один Нацбанк, пусть даже со всей инфраструктурой, стоил в 4 раза больше властной вертикали страны. И вновь обратимся к прессе.
"Киевские ведомости" 20.10.99 писали: "Слышали ли вы когда-нибудь о десятидолларовом Джипе, а об одногривневом? Нет? Но про дорогие "Вольво" и "Мсрседесы" точно должны были слышать. Хо-тели бы иметь такой джип? Вы уже, навер-ное, догадались, где взять машину по такой доступной цене. Пра-вильно, в Нацбанке. Именно столько по документам составляет остаточная стоимость УАЗ 3960, 1990 года выпуска - 1 (одну) гривню. Правда, есть и по-дороже: такой же, но за 56 гривен. Можно выгодно купить УАЗ 1995 года за 50 гривен. Со-гласно информации после проверки Счетной палаты, стоимость транспортных средств по данным инвентарного учета была сильно занижена, а склонность В Ющенко к, мягко говоря, недешевым "Вольво" пожалуй, сильно завышена.
Имея в своем распоряжении 40 легковых автомобилей, при сокращении штата сотрудников на 500 человек, Нацбанк купил у компании "Викинг Моторс" еще восемь автомобилей "Вольво" на сумму 309.544 доллара США. Не утруждайтесь, Счетная палата посчитала, что это 38,7 тыс. долларов США за каждый "шведский чемодан", как ласково называют эту марку в мире. Но интерес палаты привлек другой факт: стоимость восьми "Вольво" после растамаживания составила 246.182 доллара США. Получается, что купил НБУ на 63.362 долл. дороже, чем эти машины стоят, переплата на 25,7% или на 7.920 долларов больше на каждый автомобиль. Допустить, что главный банкир страны так просчитался, просто немыслимо. Вероятно, его просто дезинформировали подчиненные. Мы уверены, что глава Нацбанка разберется, но без него такая операция вряд ли может пройти. Кстати, компания "Викинг Моторс" имеет "балтийские корни, там банковский бизнеса сейчас в расцвете."
В тот же год, готовясь достойно встретить съезд ЕБРР, страна закупила 20 автобусов "Мерседес" турецкой сборки общей стоимостью 11.869.874 грн. - для того чтобы с ветерком одноразово прокатить банкиров из "Борисполя" в места их гостиничного обитания. Опять цитата из "Киевских ведомостей":
"Судьба автобусов сложилась по-разному. Большую их часть взяли на внебалансовый учет в НБУ, согласно служебному распоряжению председателя Нацбанка от 21.10.98.. № 423-р, общей стоимостью 10.674.411,74 грн. Затем семь из них передали в Управление делами Верховной Рады, уже без указания стоимости. Средняя цена одного автобуса, по договору с поставщиком, в итоге составила чуть меньше 2 млн. грн. Как вы, наверное поняли никто реализацией автобусов не занимался. Кому это надо, такая лишняя головная боль, да и с документами там что-то непонятное творится.
Нацбанк письмом от 2.07.99 года, № 22-116/5720, сообщил Вер-ховной Раде, что общая стоимость переданных семи автобусов состав-ляет 7.501.559 грн. По информации Счетной палаты, стоимость после их передачи Оргкомитетом на баланс НБУ составила 4.101.061 грн. Учетная палата напрямую обвиняет Нацбанк в том, что он завысил стоимость этих автобусов на 3.400.498 грн. И это не считая обвинений, которые уместились на оставшихся 27 страницах отчета."
Ну да Бог с ним, с банком. Допустим Виктор Андреевич так был занят облигациями, "Первым инвестиционным банком" и прочими делами государственного значения, что не заметил как его подчиненные переплачивали государственные деньги за представительские авто и автобусы.
Что ж, оставим эту тему для более въедливых исследователей и поговорим о личном - о жилище нашего героя, в котором тот проводит короткие минуты, свободные от радения за государственные интересы и горячо любимый народ. То есть, проникнем на мгновение в личную жизнь радетеля и поговорим о том, чего Виктор Андреевич никак не мог не знать. Многие журналисты бывали в гостях на скромной премьерской даче, в селе Старые Безрадичи под Киевом. Не дача, а этнографический музей - с курочками, гусочками и "предметами народного вжитку". А вот в городскую квартиру, что на улице Малой Житомирской 20В в центре столицы журналистская братия не вхожа. Потому перескажем сухие цифры документов БТИ.
Итак, к квартире площадью 164 кв.м. (техпаспорт выписан на имя Виктора Ющенко) добавлена переоборудованная мансарда площадью 188 кв.м. Кстати, во времена премьерства Виктора Андреевича не рекомендовалось оставлять машину на совершенно легитимном парковочном месте - аккурат под окнами премьерского жилища. В следующее мгновение из черного джипа-"гробовоза" выскакивали крепкие парни из премьерской охраны и гнали ошалелого автолюбителя взашей. Понятное дело: Украина - страна равных прав и возможностей, но не следует же так буквально распространять конституционные права на места паркования…
Далее - цитата из полюбившихся нам "Киевских ведомостей" от 19.09.2000:
"Надо отдать должное Виктору Андреевичу: свое гнездышко он "лепил" со вкусом и размахом. Видать со средствами напряженки не было. На уровне шестого этажа здесь размещены основные помещения гостевой зоны. Это прихожая с гардеробом, кухня со столовой, гостевая и семейная комнаты, кабинет, спальня, санузлы и лестница на мансардный этаж. Возле кухни, из которой есть изолированный "черный" выход, устроен застекленный балкон. На мансарде все несколько скромнее: две детские комнаты, два туалета, спортзал, смотровая терраса с изумительной декоративной решеткой. Не забыли и специальное помещение для газового котла "Дакон" и бойлера. Кстати, система подачи тепла и воды здесь работает в автономном режиме.
…Пару слов о самом доме. Он построен в 1895 году и находится сегодня на территории архитектурной и охранной зоны… Чтобы построить и оборудовать такие немыслимые апартаменты, киевским мастерам пришлось установить специальные лоджии, сделать новенькую крышу из зеленой еврочерепицы. А еще проложить новые инженерные сети: водопровод, канализацию, электричество. И выполнено было в кратчайшие сроки."
Во всей этой истории самым любопытным представляется вопрос: во что обошлось обустройство премьерского быта и кто платил за красоту? По информации все тех же "КВ", которую нам подтвердил источник в Минфине и которая не была опровергнута публично Виктором Ющенко 210 тысяч грн. за обустройство квартиры на Малой Житомирской 20В выделил Минфин - по указанию первого вице-премьера Юрия Еханурова, ныне занимающего почетное 26 место в списке "Нашей Украины". Как ни крути, получается, что за ремонт в премьерской квартире платило государство, а если точнее - наше немного недоедающее население, в складчину.
Скажи - кто твой друг?
Пожалуй, наша повесть получится неполной без рассказа о людях, имена которых упоминаются рядом с легендарной фамилией Ющенко. Например, есть такой страстотерпец Борис Фельдман, ныне арестованный президент банка "Славянский". Вы не были на 10-летии "Славянского" в августе 1999 года? А вот Виктор Андреевич был, мед-пиво пил, Фельдмана хвалил, на баркасе "Ласточка" с ним катался, а после пальцем о палец не ударил, чтобы помочь арестованным "славянцам" выбраться из тюрьмы. Пусть не Борису Мордыхаевичу, который крутил, по мнению ДПА темные делишки, а женщине, председателю правления Елене Якименко, которую неделю везли из Днепропетровска в Киев по этапу в "столыпинском вагоне", без "жрачки". Вообще, похоже, Виктор Андреевич - не любитель протягивать руки "опасным" людям. Но если по мягкости характера и не смог отказать в рукопожатии, то уж честно в этом признаваться - увольте. Подтверждение тому - нежеланное рукопожатие Ющенко с Мельниченко в Карнеги-холл, о чем "Украина криминальная" в свое время писала. То есть, в далекой Америке руку пожал, а в Киеве, в интервью газете "Зеркало недели" столько неблаговидный поступок со совей стороны отменил. Кстати, "Славянский" всегда считался вполне благополучным потому, что аудиты со стороны НБУ не находили в нем никаких безобразий, да и компания KPMG, выполнившая коммерческий аудит, тоже настойчиво твердила, что все ОК. Кстати, кто возглавлял представительство KPMG в Украине? Ах да, супруга Виктора Андреевича - Екатерина Чумаченко.
И еще об окружении мессии. Хотелось бы спросить: интересовался ли Виктор Ющенко послужным списком Давида Жвании, который числится на 33-ей позиции в списке "Нашей Украины"? Если не интересовался, то мы восполним этот пробел. Гражданин Украины и Кипра Давид Важаевич Жвания является руководителем компании "Бринкфорд". Большую часть коммерческой деятельности ведёт в Украине. В частности, предпринимал попытки установить контроль над несколькими газо- и нефтяными месторождениями Полтавской области.
"Бринкфорд" занималась расчетами за российские ТВЭЛы для украинских АЭС и, по многократным сообщениям в прессе, "обула" "Энергоатом" на 200 млн.долл. Эта же фирма во времена нахождения Виктора Андреевича при власти приватизировала судостроительный завод "Залив" за 1,5 млн. долларов и прибрала к рукам "Запорожский абразивный завод".
Еще одно лицо, часто упоминаемое рядом с именем Жвания: Александр Иоселиани, 29 лет. Представитель одной из самых могущественных семей Грузии, для экономических интересов которых республика стала мала. После попытки государственного переворота в этой стране в 1996 году (клан Иоселиани принимал в тех событиях непосредственное участие) покинул Грузию. Принимал прямое участие в создании фирмы "Бринкфорд".
Такие вот сомнительные связи.
Вместо послесловия. Это не компромат, не заказное "мочилово" и, надеемся, не предмет для популяризации личности Виктора Ющенко методом судебного иска. Это здравый взгляд на человека, которого наши изголодавшиеся по пророкам сограждане считают мессией. Или во всяком случае пишут так на плакатах, с которыми приходят к парламенту. На наш взгляд в биографии Ющенко нет ничего необычного. Он такой же как все представители власти. Может, даже немного лучше. И если в его биографии есть место сомнительным страницам, не стоит о них умалчивать.