FLB: При помощи сериалов как элемента массовой культуры можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы
"
Как обеспечить монополию
В Московский городской суд поступило заявление ООО «А сериал», дочерней компании «Амедиа», занимающейся трансляцией зарубежных сериалов в РФ по кабельному телевидению и Интернету. Заявление подписано программным директором группы каналов AMEDIA TV Денисом Горшковым. 20 августа заявление было удовлетворено.
Возможность для граждан РФ легально насладиться популярным сериалом сохраняется для обладателей кабельного телевидения и у подписчиков платного видеосервиса «Амедиатека». Согласно вступившему в силу 1 августа закону, Роскомнадзор теперь должен обратиться к хостинг-провайдерам сайтов, на которых размещен нелегальный контент, с просьбой ограничить к нему доступ. Если правообладатель в течение 15 дней не направит в Мосгорсуд полноценное исковое заявление, доступ к фильмам будет вновь открыт.
Сайты, доступ к которым в скором времени будет ограничен, в судебном определении заменены на три звездочки, чтобы не создавать дополнительной рекламы нелегальным ресурсам. Соответствующее решение суда было вызвано в связи заявлением ООО «А сериал». Но в материалах дела суд не указал названия сайтов, к которым будут применены обеспечительные меры. Закон направлен на то, чтобы как можно быстрее приостановить использование незаконно размещенных фильмов — это в интересах самих правообладателей, отмечает «Газета.ру».
На замечание пользователей о том, что создатели сериала не видят угрозы своему бизнесу в нелегальном распространении, глава компании отметил исключительно платный доступ к материалам сериала на территории США.
«Нам не сообщили о том, что HBO не против нелегального распространения контента, и мы чрезвычайно удивлены этим заявлением, особенно в условиях, когда HBO не распространяет этот контент бесплатно на своей платформе HBO GO, а предоставляет через платную подписку у кабельных операторов за 16 долларов», – сказал генеральный директор AMEDIA TV Виталий Студитских.
Ранее по заявлению «А сериал» был заблокирован доступ к сериалам «Подпольная империя» (Boardwalk Empire), «Красавцы» (Entourage), «Служба новостей» (Newsroom), «Рим» (Rome), «Борджиа» (The Borgias) и многим другим.
Любителям пиратского контента следует ожидать дальнейших заявлений от компании.
«Игра престолов» (Game of Thrones) - американский драматический телесериал в жанре фэнтези, созданный по мотивам цикла романов «Песнь Льда и Огня» писателя Джорджа Мартина. У сериала есть множество фанатов по всему миру, он был номинирован на многие престижные награды, в том числе на премию «Эмми». В России сериал показывали телеканалы Fox Life, РЕН ТВ и Amedia Premium. Фильм в 2012 году был признан лидером по скачиванию из интернета, в том числе, с пиратских сайтов.
Популярный сериал назвали самым «пиратским» в мире: новые серии в течение суток после первого показа скачивали в интернете более миллиона раз.
Все для потребителя
Бесплатные раздачи сериалов могут прекратиться, в обозримом будущем теоретически может исчезнуть сама система торрентов, уступив место платным ресурсам.
По мнению основателя онлайн-кинотеатра Ivi.ru Дмитрия Алимова, это толкнет рынок любого контента вперед. «Аудитория должна перейти в легальные ресурсы, что стало бы большим толчком для всего рынка. Большинство денег, которые зарабатывает онлайн-кинотеатр, не остаются у нас, уходят правообладателям. А те, в свою очередь, отдают их актерам, режиссерам и огромному числу людей, которые вовлечены в процесс создания контента», - пояснил Алимов. Он добавил, что это позволит всем больше зарабатывать.
Кстати, зарабатывать больше, причем существенно, будут и онлайн-кинотеатры, которые, в основном, получают доход от рекламы. Обычно пользователь подобных ресурсов может смотреть сериалы или фильмы бесплатно, однако должен и просматривать рекламу.
Также может появиться проблема некого подобия монополии. Еще раз на помним, что при том, что из торрентов сериал может исчезнуть, многим придется платить за просмотр именно «Амедиа».
Алимов считает, что до того, как торренты утратят свою силу, пройдет не менее двух-трех лет.
«Законодательство должно дальше эволюционировать. Надеюсь, что тот день, когда весь рынок российского контента, или почти весь, станет легальным, произойдет через два-три года», - сказал он.
В заключение Алимов отметил, что поддерживает антипиратский закон, добавив, что потребитель от него только выиграет. «Мне кажется, это тот случай, когда движение идет в правильном направлении. Несомненно, большой вопрос - как судебная власть будет интерпретировать это законодательство. Но если результат будет в духе принятого закона, скорее, потребитель должен выиграть», - уверенно заявил бизнесмен.
Ничего личного
АМЕДИА– один из крупнейших в России производителей телефильмов, сериалов и программ. Ежегодно компания производит около 250 часов контента различных жанров – драмы, детективы и триллеры, романтические комедии и ситкомы.
Кинокомпания АМЕДИА основана в 2002 году российским продюсером Александром Акоповым. Компания стала пионером освоения индустриальных методов кинопроизводства в России, впервые в стране организовав совместное производство с крупными голливудскими студиями.
Первый проект компании - телероман «Бедная Настя» - с большим успехом прошёл в России и был продан в 25 стран мира, включая родину жанра Латинскую Америку. Всего в библиотеке компании около 3000 часов контента и почти 70 проектов, самые известные из которых: первый российский ситком «Моя прекрасная няня», телероманы «Не родись красивой» и «Татьянин день», мистический триллер «Закрытая школа» и другие.
АМЕДИА – обладатель наград во многих номинациях Национального телевизионного конкурса «ТЭФИ», номинант международного конкурса EMMY.
Параллельно с работой над сериалами, фильмами и программами, в АМЕДИА ведётся поиск и подготовка новых творческих кадров. В проектах АМЕДИА начинали свой путь к массовому зрителю Елена Корикова, Анастасия Заворотнюк, Нелли Уварова, Анна Снаткина, Даниил Страхов…
В АМЕДИА прошли два выпуска Актерской школы (совместно со Школой-студией МХАТ), три выпуска продюсерской школы (совместно с ВГИК им. С.А. Герасимова), семинары с американскими авторами, режиссёрами и продюсерами. В компании регулярно проводятся конкурсы для сценаристов и авторов «Лаборатория идей», а также «Актёрская лаборатория», в которой принимают участие молодые актёры.
В распоряжении АМЕДИА построенный компанией собственный студийный комплекс полного цикла в центре Москвы общей площадью более 40 тысяч кв. м. с 16 съемочными павильонами. Клиентами АМЕДИА являются крупнейшие российские телеканалы - Первый, Россия, СТС, ТНТ, РЕН, ТВ3, Домашний, Карусель и украинские Украiна, СТБ, Интер, 1+1, Новый канал.
Партнёрами по производству АМЕДИА являются ведущие мировые студии: SonyPictures, Warner Bros, CBS Paramount, NBC Universal, Disney, Fox, Imagina, RCN, Televisa и другие.
Специфика российского рынка «мыльных опер»
«В постсоветской России сериалы как часть массовой культуры, начались с латиноамериканских и американских «мыльных опер». В 1990-е годы российский зритель начал проявлять настойчивый интерес к показу отечественной действительности, и телеэкраны наполнили вначале адаптированные, а затем и оригинальные российские телепостановки разных жанров и продолжительности.
Рынок сериалов в России стремительно рос вплоть до второй половины 2000-х годов, к российским продюсерским компаниям и некоторым (немногим) сериалам проявили интерес зарубежные рынки. Ведущим трендом российского сериала 2000-х годов стало упрощенчество, что с неудовлетворением отмечали сами кинопроизводители. Во второй половине 2000-х годов российский рынок телесериалов достиг пика и замедлил рост. Процессы стагнации усилил экономический кризис 2008—2009 годов.
Как считают специалисты, в России второго десятилетия XXI века специалисты ожидают увеличения доли зарубежных фильмов, роста так называемых «вертикальных показов» (одна серия-фильм показывается в определённое время определённого дня единожды в неделю), появления качественных по содержанию и исполнению сериалов. Ожидается также, что продюсерские центры и телеканалы в процессе пополнения собственных библиотек прав на показ телеконтента не смогут избежать споров. В целом же спрос на телесериалы в России не изменится.
Телесериалы развлекают зрителя, в этом основная причина массового успеха жанра. Руководитель продюсерского центра «Амедиа» Александр Акопов отмечает, что человек у телевизора — это человек, ожидающий развлечений, это человек отдыхающий, человек вне возраста. Тем более обречённым на успех жанр становится в эпоху перемен, когда, по убеждению немецкого философа Вальтера Беньямина, человеческая психика ожидает не созерцания, а развлечений.
Привязанности зрителя к сериалам способствует и быстро формирующаяся привычка к просмотру понравившегося фильма. Социологи объясняют, что сериал как феномен массовой культуры представляет собой упорядоченный в требуемой последовательности набор клише: сюжетных ходов, ситуаций, реплик. Это делает телепродукт комфортным для просмотра, а обязательная интрига в сюжете удерживает зрителя у экрана. По словам Александра Акопова, зрительская аудитория в принципе всегда и везде одинакова, вне зависимости от своих характеристик. Главное её требование — если ей что-то нравится, она хочет это ещё и ещё, снова и снова, она желает, чтобы действо не заканчивалось.
Автор книги «Психическое телевидение» Дуглас Рашкофф, не заглядывая так глубоко в политику, обращает внимание на то, что при помощи сериалов можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы, и в этом, на взгляд Рашкоффа, заключается главная задумка и главный интерес создателей телесериалов. Предметом же интереса исследователей, по словам социолога Веры Зверевой, становится конструируемая сериалами реальность, динамика этой конструкции, содержание транслируемых публике посланий.
Доходы производителей сериалов ограничиваются телеканалами, не покупающими сериалы, которые параллельно с телепоказом можно купить на DVD. DVD-версия обычно выходит спустя полгода—год после окончания премьерного показа по ТВ. В том числе и это ограничение пока мешает российским производителям согласиться на вертикальный, более длительно распределённый во времени, показ сериальной продукции.
К концу 2000-х годов российские продюсеры осознали, что собственный продукт даёт возможность зарабатывать на правах показа, обеспечивая таким образом свои доходы на несколько лет вперёд. Премьерные два—три показа стоят в России 50—100 % себестоимости производства, в СНГ 20—50 %, повторные показы — 30—50 %. Как следствие, крупнейшие продюсерские компании и телеканалы начали собирать библиотеки прав показа.
С началом экономического кризиса 2008—2009 годов российские телеканалы почти на 30 % снизили закупочные цены на сериальную продукцию и стали настаивать на закреплении за собой 100 % прав на неё. Продюсерские компании приостановили производство, гарантировав тем самым телеканалам скорый дефицит востребованной зрителями российской продукции. На телеканалах в 2009 году в 1,2—1,5 раза выросла доля новых зарубежных сериалов, но российский зритель не дал им высоких рейтингов».
Таким образом «игла» массового потребления поставила в зависимость от медиахолдингов телерадиокомпании и создает новую империю, масштабы которой нам еще предстоит осмыслить.
А пока короли медиарынка подчищают свое место под солнцем. "