Загадка: "О чем Дудке придется думать 9,5 лет в колонии строго режима?" Ответ: "О родине"!
FLB: Когда Волков в телефонном разговоре с Дудкой сказал, что об их коррупционной деятельности стало известно, последний произнес: «Думай о родине!»
"Советский районный суд Тулы установил вину бывшего губернатора Тульской области Вячеслава Дудки по делу о взятке в 40 миллионов рублей, сообщил в понедельник судья Игорь Алифанов, оглашая приговор. Виновным также признан и второй фигурант дела - Виктор Волков.
«По версии следствия, - как говорится в текстовой трансляции РАПСИ из зала суда, - в ноябре 2010 года тогдашний директор департамента имущественных и земельных отношений области Виктор Волков, сговорившись с губернатором Дудкой, через посредника получил от представителя ЗАО «Корпорация «ГРИНН» взятку в 40 миллионов рублей». В эту сумму, по мнению следствия, чиновники оценили предоставление корпорации земельного участка в Туле в аренду на три года для строительства гипермаркета.
Всего по данному делу было допрошено 58 свидетелей обвинения, 13 свидетелей защиты, эксперт и специалист. Материалы уголовного дела составляют 66 томов.
«Только после Вас…»
Как предполагает следствие, в разговорах о взятке подельники использовали кодовый язык и называли 40 миллионов рублей «диссертацией». Именно за ее «написание» государственное обвинение в ходе прений сторон просило суд назначить Дудке наказание в виде девяти лет и шести месяцев колонии строгого режима, Волкову - в виде четырех лет колонии строгого режима.
Бывший губернатор в суде настаивал на своей невиновности, заявляя, что Волков оговорил его, чтобы смягчить свое наказание. Волков, который, кстати, несколько лет был военным комиссаром Тульской области, в суде каялся, что пошел на поводу у бывшего начальника. А затем он зачитал суду очень длинный список своих заболеваний, по которым ему противопоказано отправляться за решетку.
С сентября 2011 года до сегодняшнего дня Дудка находился под домашним арестом. Все это время он жил в частном доме своего отца под Тулой. Ему было запрещено общаться с прессой. Но известно, что за это время у него родился сын. Волкову пришлось отсидеть несколько месяцев в СИЗО, и лишь потом его также посадили под домашний арест. Жизнь за решеткой подкосила здоровье подсудимого - у него был обнаружен рак.
Как сообщает РАПСИ, Волков пришел в суд сразу с вещами, аккуратно упакованными в красную спортивную сумку.
«Диссертация» не удалась
Как установил суд, Вячеслав Дудка в свое время распорядился без согласования с ним не рассматривать вопрос аренды земельного участка, а позже вместе с Волковым договорился о получении взятки в 40 миллионов рублей с корпорации «ГРИНН» - как раз за решение вопроса об аренде этого участка, на котором планировалось строительство гипермаркета. Дальше Дудка начал разрабатывать план. Деньги - напомним, речь идет о 40 миллионах рублей - были переданы в коробке посреднику Андрею Степанову. Без малого миллион евро несколько месяцев хранился в надежных местах - в подвале загородного дома, а также в гараже на окраине Тулы.
Очень интересно, что, как установил суд, Дудка через Волкова требовал от «ГРИНН» 50 миллионов рублей. Но в итоге сошлись на сорока. Деньги Дудка требовал передать в пятитысячных купюрах. Как мы уже упоминали чуть ранее, в разговорах между собой подельники называли вот это всё «диссертацией».
Место для передачи взятки выбирали долго. Сначала решили сделать это в Орле, потом прямо в Туле, гипермаркете «Линия», принадлежащем «ГРИНН». Но в итоге передача денег состоялась на улице Тульского рабочего полка, что тоже в Туле.
Дудка распорядился разделить 40 миллионов рублей на четыре части: пять должно было уйти Дудке, пять - на двоих Волкову и Степанову, а еще тридцать - неким посредникам из Москвы.
Любопытно, что в ходе суда Дудка настаивал, что под «диссертацией» имелась в виду не взятка, а какая-то реальная диссертация. И в суде Дудка настаивал на своей невиновности, заявляя, что Волков оговаривал его, дабы смягчить себе наказание.
Дудке, конечно, не повезло: очень некстати его сдал Андрей Степанов, тот самый посредник и бывший директор госучреждения «Тульские парки», который добровольно сообщил органам о даче взятки и при этом полностью раскаялся. Так комментировал в мае 2011 года освобождение Степанова от уголовной ответственности его адвокат Валерий Соколов. Но еще больше не повезло бывшему губернатору, когда, после передачи денег, в ФСБ обратился и представитель «ГРИНН» Дмитрий Добрынин.
Кстати, как установил суд, тот самый Добрынин - управляющий корпорации «ГРИНН» - лично оформил кредит в 40 миллионов рублей, чтобы дать взятку Дудке, который даже не успел не только прикоснуться, но даже хотя бы одним глазком взглянуть на эти сорок миллионов - Волков так и не успел довезти деньги до шефа.
Разговоры Волкова с Дудкой в основном велись о диссертации и научной деятельности. Однако в одном из последних разговоров, которые к этому времени уже прослушивались, Волков сообщил Дудке о своем подозрении, что об их коррупционной деятельности стало известно правоохранительным органам. Дудка в ответ посоветовал Волкову «думать о родине».
Эксперты, проанализировавшие содержание телефонных разговоров подсудимых, пришли к выводу, что и Волков и Дудка осознавали противоправность своих действий, а адвокат Дудки Владимир Жеребенков так прокомментировал обвинительный приговор своему подзащитному: «После первых слов судьи ясно, что приговор будет обвинительным. Особых иллюзий ни у меня, ни у Вячеслава Дмитриевича не было, особенно после того, как нас лишили суда присяжных. Когда оформляется «показательная посадка», нашему правосудию доказательства не нужны. Достаточно одного лжеца».
Порча на самого себя
Становится хорошей практикой, когда чиновник, усиленно боровшийся с коррупцией, за нее же и «страдает». Еще в феврале 2011 года Вячеслав Дудка говорил: «Одним из способов борьбы с коррупцией является обеспечение прозрачности деятельности государственных чиновников. Такое заявление губернатор Вячеслав Дудка сделал в интервью трём ведущим телеканалам Тульской области. Глава региона признал, что не существует универсальных способов ликвидации этой проблемы, которую назвал порчей. В то время Дудка уверял, что следует усилить по отношению к чиновникам требовательность и постоянно контролировать исполнение ими своих обязанностей».
Независимые эксперты пришли к выводу, что Дудка не склонен ко взяточничеству, а в телефонных разговорах с Волковым никакого кодового языка не использовалось. Однако суд не признал это заключение допустимым доказательством.
Дудка и его адвокаты Фото: Андрей Стенин, РИА Новости
Дудка получает девять с половиной лет строгого режима, по части 5 статьи 290 УК РФ. Волков, согласно решению суда, - 2,5 года. Однако он будет освобожден от заключения в связи с учетом ранее отбытого наказания. К тому же Вячеслав Дудка также оштрафован на 900 тысяч рублей, а Волков обошелся без дополнительных взысканий.
В заключении защита Дудки заявила, что решение суда будет обжаловаться во всех инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека.
Пару слов о Дудке
«Экс-губернатор, в апреле справивший свое 53-летие, - бывший военный: он с отличием закончил Тульское высшее артиллерийское инженерное училище, после чего прослужил в вооруженных силах 16 лет, уйдя в запас полковником. Участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, работал преподавателем и конструктором, а должность губернатора занимал шесть лет - с 2005 по 2011 год. Запомнился не только уголовным делом, но и требованиями компенсации после своего отстранения с должности - вместе со своими заместителями он потребовал выплатить им более 16 миллионов рублей из бюджета Тульской области. Денег, как не трудно догадаться, они не получили» - завершает РАПСИ.
***
Хотим напомнить, что это всего лишь второй суд над главой российского региона с того момента, как они начали назначаться по представлению президента России. Первый был в 2010 году - тогда судили бывшего главу Амурской области Леонида Короткова, отправленного в отставку тремя годами ранее в связи «с утратой доверия». Коротков был оправдан.
Всего же Дудка стал тринадцатым губернатором, в отношении которого было возбуждено уголовное дело за последние тринадцать лет. И всего четвертым из этих тринадцати, чье дело дошло до суда.