"Прогнозы Репортера о том, что в этом году Самара может угодить в "долговую яму", начинают сбываться. На этой неделе в распоряжении редакции оказались документы об исполнении бюджета города на 2001 год, из которых следует, что долги муниципалитета в октябре составили порядка 20% от общего объема бюджета города. А между тем согласно Бюджетному кодексу РФ, если долги превышают 10%, в муниципальном образовании может быть введена процедура внешнего управления. В Самаре этот критический порог превышен почти в два раза, и теперь губернатор Константин Титов вправе принять решение о том, чтобы передать исполнение городского бюджета под контроль департамента финансов администрации области.
Стоит напомнить, что Репортер заявил о возможном банкротстве областной "столицы" еще в январе, когда Самарская городская Дума утвердила проект бюджета на 2001 год. Ведь помимо того, что основной финансовый документ был принят с предельным дефицитом в 9,4%, вполне обоснованные опасения вызывали долги по энергетике, неподъемные дотации по коммунальной сфере, да и цифры запланированных доходов выглядели не особенно реально. Суммировав все потенциальные "пробоины" в бюджете, Репортер тогда подсчитал, что разница между доходами и расходами может превысить 1 млрд рублей. Поэтому вопрос состоял лишь в том, когда именно рухнет сооруженная мэрией и Думой бюджетная конструкция - до выборов главы города или уже после.
Впрочем, уже тогда было ясно, что уж до выборов-то мэрия постарается дотянуть, даже ценой погружения в новые долги. И действительно: период избирательной кампании Самара в финансовом плане прожила относительно спокойно, поскольку незадолго до выборов мэрия взяла несколько кредитов: 150 млн рублей - в Самарском филиале Банка Москвы, 30 - в Газбанке, 20 - в "Солидарности" и чуть больше 6 миллионов в Волго-Камском банке. Это позволило не только избежать крупных неприятностей по ходу выборной кампании, но даже провести "показательный" ремонт некоторых городских дорог и построить несколько детских площадок.
Однако рано или поздно финансовые проблемы городского бюджета должны были проявиться, например, в тех же задержках зарплаты учителям или коммунальщикам. Возможно, на этом никто особенно не стал бы акцентировать внимание, и городские власти могли бы еще долго "перезанимать" деньги до окончательного дефолта. Однако тут мэр Самары Георгий Лиманский сам спровоцировал губернское руководство, подняв шумный популистский скандал вокруг принятия областного бюджета на 2002 год. Попытавшись через прокуратуру и через суд отменить результаты голосования по бюджету в губернской Думе, градоначальник, безусловно, разыграл очень сильную предвыборную карту для себя и своих сторонников, но тем самым он, как говорится, выкопал топор войны с "белым домом". И вот тут-то выяснилось, что в этой войне у мэра буквально "горят тылы". Реакция областных властей не заставила себя ждать.
Прокурору области Александру Ефремову было отправлено письмо за подписью руководителя департамента управления финансами Павла Иванова, в котором содержалась просьба применить соответствующие меры прокурорского реагирования в отношении нарушителей бюджетного законодательства, каковым является администрация города Самары. Непосредственным поводом для такого шага стал известный "автобусный долг" областного центра, который мэрия почти демонстративно отказывалась обслуживать. Следует напомнить, что еще в пору правления прежнего мэра Олега Сысуева, в 1996 году, между Минфином, Министерством транспорта, администрацией области и мэрией Самары было заключено соглашение о займе города на покупку автобусов, согласно которому гарантом за заемщика выступает администрация области. Когда мэром Самары стал Георгий Лиманский, он стал фактически игнорировать выплату этого долга, и потому последние два года задолженность города перед МБРР погашалась за счет областного бюджета.
На фоне политического "перемирия" в период переизбрания руководства области и города такое отношение мэра к долгам губернские власти терпели, но вызывающий демарш г-на Лиманского по поводу бюджета-2002, видимо, переполнил чашу. Ну а после того, как областной департамент финансов провел "инвентаризацию" долгов Самары, в "белом доме", вероятно, и сами удивились тому, в каком плачевном состоянии находится сейчас городской бюджет. Оказалось, что общая сумма просроченных задолженностей областного центра уже приблизилась к 20% от общего объема его годового бюджета. Об этом, в частности, заявил в эфире телеканала "РИО" главный финансист губернии Павел Иванов. Это означает, что уровень долгов Самары почти вдвое превысил "кризисный" уровень в 10%, который, согласно Бюджетному кодексу, уже позволяет вводить в муниципалитете процедуру внешнего управления. Другими словами, мэрия уже фактически привела город к банкротству, о неизбежности которого давно предупреждал Репортер.
Возможно, редакция располагает не совсем полным перечнем долгов Самары, но даже те цифры, которые нам известны, подтверждают такой вывод. Помимо уже упоминавшегося долга перед областью по кредиту МБРР, просроченная часть которого составляет на сегодняшний день 123,5 млн рублей, муниципальные "финансисты" накопили еще большую задолженность по оплате коммунальных услуг. С начала этого года она увеличилась на 23,2 млн рублей и уже составила порядка 130 миллионов.
К этому следует прибавить еще и общую сумму долга по кредитам и займам, полученным мэрией в этом году - 206,2 млн рублей. Венчает это долговое сооружение дефицит городского бюджета, который, по данным на 1 октября, составляет 105,3 млн рублей. Видимо, сюда же можно добавить и цифру, которую обнародовал на прошлой неделе областной департамент образования - по его данным, администрация Самары задолжала школам города по зарплате учителям и оплате методической литературы около 12,1 млн рублей. Если суммировать все эти цифры, получается чудовищная сумма - 577,1 млн рублей. Нетрудно подсчитать, что при величине доходной части бюджета 2952,8 млн рублей доля долгов составляет 19,5%. То есть расчеты Репортера практически совпадают с цифрой, озвученной г-ном Ивановым.
Какие последствия могут последовать из столь прискорбного положения по закону, читатель уже знает - областная власть вправе убрать от руля городских финансов тех, кто посадил Самару на долговые рифы. Губернатор Константин Титов имеет все основания инициировать процедуру введения внешнего управления в областном центре, которая подразумевает передачу управления городским бюджетом под контроль департамента финансов администрации области.
Возможность такого развития событий подтвердил на этой неделе и Павел Иванов, который заявил, что "теперь это уже прерогатива губернатора".
Однако Репортер не рискнул бы сейчас прогнозировать, как будет развиваться эта ситуация на практике. Вполне вероятно, что на пороге выборов в губернскую Думу стороны не пойдут "по тропе войны" до конца, а постараются прийти к неким соглашениям уже с учетом новых обстоятельств. Но в любом случае по результатам "бюджетной битвы" клан Георгия Лиманского не столько приобретает, сколько проигрывает позиции. Насколько глубоким может оказаться это отступление, сейчас зависит в первую очередь от того, насколько жесткой будет позиция губернатора. "