FLB: Мнения по поводу освобождения оппозиционера разделились
"
Новая брешь в УПК
Освобождение Навального может стать новой брешью в уголовном законодательстве. Такое мнение в прямом эфире «Русской службы новостей» высказал Член Президентского совета по правам человека, председатель правозащитной ассоциации «АГОРА» Павел Чиков.
Сегодня по жалобе прокуратуры на арест Алексея Навального и Петра Офицерова подсудимые вышли под подписку о невыезде. Эксперты уже назвали выход из-под стражи на следующий день после приговора и взятия под стражу «уникальным прецедентом».
«На самом деле так нельзя было. УПК не предполагает обжалование приговора в части избрания меры пресечения. То, что сделала прокуратура, и подтвердил Кировский областной суд, - это новая брешь в Уголовно-процессуальном кодексе», - сказал П. Чиков.
По мнению юриста, это будет иметь серьезные и далеко идущие последствия, потому что фактически любой человек, которого арестовали в зале суда по уголовному делу, сможет поступить так же, как поступило гособвинение, только со стороны защиты.
«Раньше ни один адвокат не взялся бы за такое, потому что он не хочет, чтобы его коллеги покрутили пальцем у виска», - отметил эксперт.
Также Павел Чиков добавил, что экспертиза по делу Навального, заявленная в Совете по правам человека, выйдет после вступления приговора в силу, иначе это будет расценено как давление Совета на суд.
Областной Кировский суд – самый гуманный
Кировский областной суд 19 июля удовлетворил протест прокуратуры на решение об изменении меры пресечения с подписки о невыезде на арест оппозиционеру Алексею Навальному, которому назначили пять лет лишения свободы по делу о хищении. Апелляционная инстанция сочла, что Навальный и другой фигурант дела Петр Офицеров должны находиться на свободе до вступления приговора в силу.
Проверив материалы дела, кассационное представление прокуратуры и доводы подсудимых и их защиты, суд пришел к выводу, что Ленинский суд Кирова не учел всех обстоятельств при изменении Навальному и Офицерову меры пресечения с подписки о невыезде на арест. «Согласно ст.110 УПК РФ, мера пресечения изменяется на более строгую, когда есть основания для ее избрания, в частности, если есть обоснованные подозрения, что подсудимый может скрыться от суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать ходу расследования. Из представленных материалов следует, что таких оснований не имеется», - сказал судья.
Он отметил, что суд первой инстанции не учел, что Офицеров имеет постоянное место жительства, а Мосгоризбирком зарегистрировал Навального в качестве кандидата в мэры Москвы. Исходя из положений Конституции России, граждане имеют право быть избранными на государственные должности и должны иметь равные права при этом процессе.
Слушатели в суде приняли данное решение бурными аплодисментами, подсудимые были сразу освобождены в зале.
До вступления приговора в законную силу Навальный будет находиться под подпиской о невыезде на территории Москвы. «Подписка, как она избиралась ранее, будет действовать в Москве. Алексей Навальный должен будет находиться именно там», - сообщил «Интерфаксу» адвокат оппозиционера Сергей Кобелев.
Мнения и оценки
«Ведомости» сегодня представили несколько мнений по поводу случившегося.
Руководитель правозащитной ассоциации «Агора», член Совета по правам человека при президенте Павел Чиков назвал «нонсенсом» решение прокуратуры обжаловать арест Навального после оглашения приговора.
«Это никогда ранее не практиковавшаяся процедура обжалования приговора в части избрания меры пресечения. Для практикующего юриста в уголовном процессе это просто нонсенс», — сказал он. По его словам, адвокаты «Агоры» с таким никогда не сталкивались. В крайнем случае Чиков готов допустить, что были аналогичные «непубличные случаи», но ему о таких ничего не известно.
«Практика взятия под стражу в зале суда при вынесении приговора с реальным лишением свободы — это давно сложившаяся практика в России, поэтому это в высшей степени странно», — добавил член СПЧ.
Чиков отметил, что процесс по делу «Кировлеса» имеет политический подтекст, поэтому «скорее всего это решение продиктовано политическими мотивами».
Судья Игнатий Ембасинов решил, что содержание под стражей ставит Навального в неравные условия с другими кандидатами в мэры Москвы.
Удивило требование прокуратуры и адвоката Ольгу Михайлову. Еще в четверг она в интервью «РИА Новости» назвала его «весьма странным случаем». По ее словам, «если суд выносит решение о лишении человека свободы реально, не условно, то его в зале суда берут под стражу». «Чтобы человек после обвинительного приговора ходил на свободе — это не предусмотрено законом», — считает она. Получается, что действия прокуратуры не соответствуют требованиям УПК, добавила она.
Действия прокуратуры глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник назвал «прецедентом», который «хорошо скажется на дальнейшей судебной и юридической практике». Он сказал об этом ИТАР-ТАСС. Адвокат объяснил, что закон разрешает подсудимому находиться под подпиской о невыезде до вступления решения суда в силу и не предполагает в обязательном порядке заключение его под стражу сразу после оглашения приговора. «Это делается всегда судом для обеспечения исполнения приговора, но совсем не обязывает его арестовывать. Заключать под стражу после приговора — это дурная традиция, каких много у нас в законе, и очень хорошо, что именно прокуратура, как надзирающий орган, вспомнила о презумпции невиновности», — отметил Резник. Закон предусматривает заключение под стражу после того, как в случае отклонения апелляции приговор вступает в силу, добавил он.
«Я припоминаю всего несколько подобных случаев, но в советской истории, когда суд выносил обвинительный приговор, но до его вступления в силу человека под стражу не брали. Казалось бы, советская репрессивная система, но кассационная инстанция рассматривалась как инстанция, которая могла изменить что-то», — сказал «РИА Новости» адвокат Алексей Мельников. Он назвал жалобу прокуратуры «уникальным случаем»: «Другими словами, прокуратура не уверена в виновности этих лиц».
«В той прокуратуре, в которой мне довелось поработать с 1962 до 1989 г., такие случаи были, да и вообще нас учили, что законный приговор может быть и оправдательным. Сегодня это случается крайне редко, если вообще бывает», — заявил «РИА Новости» адвокат Юрий Костанов. Он считает, что апелляция прокуратуры соответствует закону. В решении надзорного ведомства он увидел позитивную тенденцию: «Возможно, прокуратура взялась за ум и решила, что не обязательно всех сажать. Это свидетельствует о способности принимать здравые решения».
«Я как юрист не могу комментировать ни вчерашнее ни сегодняшнее решение по делу Навального, потому что они не имеют отношения к праву», — заметил адвокат Дмитрий Аграновский.
Член Координационного совета российской оппозиции Геннадий Гудков считает, что освобождение Алексея Навального из-под стражи «является исключительно победой гражданского общества России», - сообщает «Росбалт».
«О том, что произошло за эти сутки с Алексеем Навальным, большинство политиков могут лишь мечтать. За неполные 24 часа правоохранительные органы и судебная система сделали из него едва ли не главного политического лидера, альтернативного Путину», - считает «Русская служба» BBC. «Впрочем, - продолжает агентство, - вечером, когда тысячи москвичей заполнили центр Москвы, и полиция ничего не могла с ними сделать, идиотами выглядели уже не только чиновники в администрации, но и силовики. В этой ситуации уже не важно, кто «подсказал» кировской прокуратуре обжаловать решение суда о заключении Навального под стражу до вступления приговора в силу. Главное, что это спасло ситуацию от полного выхода из-под контроля, и жестких столкновений полиции с людьми вчера в центре города удалось избежать».
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов счел освобождение Навального правильным решением: «Это прекрасная новость. Одна ошибка уже исправлена». «То, что в данном случае была допущена судебная ошибка, на мой взгляд, очевидно. Будет очень хорошо, если вышестоящая судебная инстанция эту ошибку сегодня исправит. Взять человека под стражу, который перед этим находился под подпиской о невыезде, не дожидаясь вступления приговора в законную силу, - это ошибочное решение», - сказал глава СПЧ «Интерфаксу» в пятницу.
В Европе решение суда освободить Алексея Навального связывают с реакцией на стихийные протесты против приговора этому оппоненту Владимира Путина, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Только в Москве на улицы вышли тысячи человек и около 200 были задержаны. Протестные акции прошли и в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге. Жалоба на взятие осужденных под стражу поступила в суд по инициативе Генеральной прокуратуры в Москве, пишет газета.
Накануне канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что пять лет лишения свободы — чрезмерно высокая мера наказания для преступления, в котором Навального обвиняют. «Напрашиваются сомнения, что в этом процессе на первом плане были уголовно-правовые мотивы», — говорится в ее заявлении, которое процитировал официальный представитель канцлера Штеффен Зайберт.
Алексей Навальный может поменять решение
После освобождения Навальный поблагодарил всех, кто поддерживал его и вышел на улицу в четверг вечером. «Я не какой-то ручной котенок или щенок, которого они сначала выкинули с выборов, потом сказали, что он будет участвовать в выборах, — добавил он. — Я сейчас вернусь в Москву, мы все обсудим с нашим штабом». Он снова повторил, что работа штаба будет продолжаться вне зависимости от того, будет реальный срок или условный. По приезде в Москву он решит, будет ли штаб призывать к бойкоту выборов или же будет продолжать борьбу.
Заседание областного суда началось в 10.00 в пятницу. Прокурор попросил изменить меру пресечения осужденным на подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в силу. Защита просит суд поддержать это заявление.
«Меня очень удивляет все происходящее, отвода я не имею», — процитировал корреспондент РАПСИ ответ Навального на вопрос судьи Ембасинова об отводах. До того как суд удалился на вынесение решения, оппозиционер также обратил внимание судьи, что именно прокурор Сергей Богданов в Ленинском райсуде требовал заключить его под стражу, тогда как сейчас он выдвинул противоположное требование. Навальный попросил суд установить личность прокурора, чтобы удостовериться, что в пятницу в суд не пришел двойник Богданова. ***
Улица вчера ощутила свою силу и думает, что это она заставила власть изменить меру пресечения Навальному, который завтра триумфально вернется в Москву
Оценки экспертов, блоггеров и влиятельных публичных людей, конфликты элит, радость сторонников, бегущих на Манежную площадь с грудными детьми и уверенных в том, что не будь они там – им нечего будет рассказать своим потомкам, бурное обсуждение в СМИ и еще очень и очень многое другое ждет нас впереди по поводу событий последних 24 часов. В любом случае, сегодняшним решением областного суда с оппозиционера-блоггера сняли орел мученика.
Кино продолжается. А киномания стала заразной болезнью в нашем обществе, хотя и она пройдет…