"Вечером 16 октября генеральный директор АО "Велта" Андрей Румянцев, назначенный на эту должность менее месяца назад, был снят со своего поста. Вслед за этим начались акции протеста работников предприятия, требовавших погашения задолженности по заработной плате и стабилизации ситуации на заводе. Вмешательство властей (в частности, первого вице-мэра Перми Владислава Петенко) пока ни к чему хорошему не привело.
По мнению специалистов, поспешные действия владельцев завода - команды бывшего гендиректора предприятия, экс-кандидата на пост главы Перми Сергея Семенова, не поддаются логическому объяснению.
"Компаньон" попытался выяснить, что же на самом деле происходит на "Велте".
АО "Велта" по праву считается одним из самых неблагополучных предприятий во всей Пермской области. Завод не смог приспособиться к новым российским рыночным реалиям, разваливаясь буквально на глазах. Можно смело утверждать, что последнее десятилетие для "Велты" стало периодом медленного полураспада и предсмертной агонией.
Кроме всего прочего, район "велосипедного завода" на карте Перми является точкой повышенной социальной напряженности. Тысячи "временно безработных" граждан и десятки неотапливаемых домов - вот результат неумелого руководства собственников завода.
После акционирования контрольный пакет акций предприятия оказался в руках семьи Семеновых. Помимо "Велты" отец и сын Семеновы и К° владеют большинством пермских бассейнов и несколькими торговыми оптово-розничными фирмами. Но их главный семейный бизнес и основной источник доходов - это местный велозавод, благодаря которому теперь уже бывший гендиректор "Велты" Сергей Семенов считался очень состоятельным бизнесменом, любил покушать в дорогих московских ресторанах и несколько раз в год менял эксклюзивные автомобили самых известных мировых производителей.
Открытое акционерное общество "Велта" занимается изготовлением велосипедов дорожных складных, велосипедов из импортных комплектующих, спортроллеров, велотренажеров, снегокатов, детских санок и других товаров народного потребления, а также выпускает комплектующие для автомобилей "Иж" и "Орбита", производство взрывателей для большинства видов российских мин, гранат и снарядов.
На первый - поверхностный - взгляд, дебиторская задолженность предприятия сопоставима с кредиторской. "Велта" должна поставщикам, энергетикам, бюджету около 600 млн рублей. Различные потребители должны "Велте" 417 млн рублей. Внеоборотные активы предприятия (корпуса, станки, недвижимость) оцениваются примерно в 77 млн рублей.
Однако, как выясняется сегодня, все активы велозавода уже давно выведены. Дебиторская задолженность числится на различных 100%-но дочерних структурах "Велты", которые на протяжении последних лет получали готовую продукцию, оборудование, реализовывали все это конечным потребителям и... накапливали долги перед самим заводом. Эти ООО и ЗАО не имеют на своем балансе даже стульев и столов - ничего, кроме юридического адреса. Все доходы этих "дочек" были переведены в неизвестном направлении, пройдя классические процедуры "отмывки". Во всяком случае, заинтересованные коммерческие и силовые структуры найти хотя бы остатки этих средств пока так и не смогли.
Таким образом, предприятие при желании может вернуть долги всего лишь на 17 млн рублей. Внеоборотные активы (корпуса и станки) не представляют рыночной ценности и лишь усугубляют ситуацию, являясь объектами начисления налога на имущество.
Разобраться с положением дел на АО "Велта" до последних дней не могли не только журналисты, но и исполнительная власть Прикамья, которая с завидной регулярностью пытается решить "проблему пермского велозавода".
Очередной вехой в новейшей истории "Велты" стало недолгое правление бывшего заместителя генерального директора пермского филиала ООО "Межрегионгаз" Андрея Румянцева.
Доподлинно известно, что желание продать практически обанкротившуюся "Велту" появилось у группы Семенова чуть менее года назад. Тихий поиск потенциальных покупателей увенчался успехом в середине минувшего лета. Завод попытался приобрести А. Румянцев. Для чего этому осторожному финансисту понадобился разграбленный велозавод - непонятно и по сей день. Вероятно, он просто не имел объективной картины и обладал лишь поверхностной информацией. Однако факт остается фактом: собственники предприятия и А. Румянцев заключили сделку стоимостью в несколько сотен тысяч долларов.
По условиям соглашения контрольный пакет акций переходил в собственность Румянцева лишь после выплаты всей оговоренной суммы. Для того чтобы новый собственник смог разобраться в ситуации и найти недостающих инвесторов, ему разрешили занять пост генерального директора и приступить к пробному управлению заводом. Спустя месяц Румянцев "въехал" в реальное положение дел на "Велте" и попытался взять ситуацию под свой контроль. Однако его попытки поменять ряд "семеновских" заместителей гендиректора, отвечавших за финансово-экономический блок, натолкнулись на сопротивление собственников. По имеющейся информации, команда Семенова попросила Румянцева первым делом рассчитаться за акции, а уж потом устанавливать свои порядки. Не найдя общего языка, акционеры велозавода решили уволить гендиректора и расторгнуть сделку с условием, возжелав оставить за собой первый взнос Румянцева. По мнению специалистов, тогда, в середине октября С. Семенов еще не осознавал всей тяжести последствий подобных действий.
Уволенный и уязвленный директор обратился за помощью в администрацию Пермской области. Известно, что губернатор, мягко говоря, относится к С. Семенову критически, считая его повинным в нынешнем положении дел на "Велте". Позиция исполнительной власти в этом вопросе была всегда предельно ясной: "...нам безразлично, кто владеет заводом, главное, чтобы котельная давала тепло, а люди вовремя получали зарплату". Ни того, ни другого С. Семенов обеспечить не смог. Понимавший весь этот расклад А. Румянцев, придя на завод, попытался стабилизировать социальную ситуацию в микрорайоне и занялся проблемами котельной "Велта-Тепло", чем сразу же завоевал поддержку обладминистрации.
Владельцы "Велты" поняли все лишь после 16 октября, когда вслед за увольнением Румянцева им пришлось столкнуться с жестким давлением со стороны исполнительной власти. Для того, чтобы хоть как-то сохранить лицо и избавиться от проблемного предприятия, команда Семенова решилась оперативно отдать завод любому, кто сможет взять на себя ответственность за его дальнейшую судьбу.
Скорее всего, в ближайшее время будет подписано соглашение о безвозмездной передаче контрольного пакета акций (или продаже за какую-то минимальную цену) одной из местных производственных структур. Последней предстоит разработать комплексную программу по выводу производства из кризиса и решить ряд наиболее острых социальных проблем. Однако эта задача практически нерешаема. Ситуация на "Велте" настолько запущена, что выходом из нее может быть только закрытие завода или же 80%-ное сокращение работающих на предприятии, что повлечет за собой мощнейший всплеск общественного недовольства и протеста, который может вылиться в очередные акции неповиновения, перекрытие улиц и многодневные голодовки.
При продаже такого предприятия, как "Велта", собственники должны еще и сами доплачивать покупателю, чтобы не выглядеть полными идиотами. Ведь собственники списывают на него все свои проблемы и получают возможность хотя бы появляться в родном городе, не боясь, что им плюнут в лицо.
Что производит "Велта" сегодня? На первом месте по объему продаж идут велосипеды, затем следуют взрыватели и иная оборонная продукция, а также тепло, производимое заводской котельной.
Как выясняется, производство велосипедов было изначально убыточно. Потери от этой производственной деятельности нарастают, как снежный ком. Чем больше продается велосипедов, тем больше долгов накапливает "Велта". Так, существует прямая зависимость между продажами и затратами: на сегодняшний день один пермский велосипед стоит около 900 рублей. Стоимость металла, который расходуется на одну двухколесную машину, составляет 580 рублей. Операционная маржа в 320 рублей не покрывает всех остальных затрат - на зарплату, оплату энергоносителей, налогов и т. д. Именно на производстве велосипедов задействована основная масса работающих и практически 70% всех заводских площадей. Выход из ситуации один - сделать это производство более дешевым, менее затратным, а продукцию - более конкурентоспособной. Но это потребует миллионных инвестиций сроком на несколько десятилетий. Желающих выложить такие деньги в Пермской области, да и в целом по России, практически нет.
Рентабельно лишь оборонное производство и выработка тепла. Сегодня на АО "Велта" работает 3400 человек. Для того, чтобы выжить, этому предприятию необходимо сократить или отправить в неоплачиваемые отпуска около 2900 сотрудников. Оставшееся число - это то количество персонала, которое в состоянии обслужить максимальный оборонный заказ и котельную.
В том случае, если на предприятии останется около 400 работающих, "Велта" сможет получать ежемесячную прибыль в 5-6 млн рублей. Эта прибыль возможна при тех заказах, которые существуют сегодня.
В потенциале производство тепла можно увеличить максимум на 25% - больше городу не потребуется.
Увеличение оборонного заказа находится под большим вопросом. Если бы оно было возможно, то, зная о личных дружеских контактах Сергея Семенова и Зиновия Пака (руководителя "Российского агентства по боеприпасам"), можно было быть уверенным в том, что эти заказы уже появились на "Велте". Но их нет, эти заказы еще предстоит искать и лоббировать.
Банкротство предприятия не поможет, поскольку реальных активов нет и погасить долги все равно не удастся. Поэтому при любом раскладе кредиторам "Велты" придется достаточно долго ждать окончательного расчета по обязательствам или же напрочь забыть о тех или иных суммах. Кстати, половина контрольного пакета акций завода "Велта" находится в Сбербанке в залоге под ранее выданный кредит. Кроме того, существенные кредиты были получены в банках "Урал ФД" и "Дзержинском". Где эти деньги сегодня?
На самом деле, перед тем, кто рискнет купить "Велту", стоит всего одна сверхзадача - необходимо полностью погасить долги по зарплате за все последние годы. Их общая сумма превышает 30 млн рублей. Только после окончательного расчета можно будет говорить о реструктуризации "Велты". "