FLB: Если бы Сноудена не было, его надо было бы придумать
"
Самый популярный и разыскиваемый на сегодняшний день человек Эдвард Сноуден получил приглашения от нескольких стран, паспорт гражданина мира и начинает обрастать легендами.
Удивительно, насколько мы, люди, увлекаемся невероятными историями. А, может быть, нас увлекают? Или отвлекают?
Молниеносно развивающаяся сага молодого американца, захватила умы миллионов людей на всей планете. В какой-то момент захотелось даже написать сценарий фильма. И правда, завораживающая история, достойная Оскара. А представляете, этакий сериал в стиле реалити-шоу?
То, что еще несколько месяцев назад никому не известный сотрудник ЦРУ стал самым узнаваемым во всем мире – не случайно. И сопричастность на уровне отдельного человека или государства в целом – это символ времени. Как-будто какие-то силы толкают всех нас в общий поток информации, событий и позиций.
А сколько информации одномоментно получает человек! Сразу весь мир заговорил о системе прослушки США, влезая в подробности существования агентств. Вспомнили об агентурной сети сотрудников КГБ в разных странах мира, и провалившуюся миссию Анны Чапман в США. Услышали политические позиции Владимира Путина и Барака Обамы. Узнали о возможностях разных стран мира по принятию политических решений, о страхах и опасениях глав государств.
Ну когда бы мы еще узнали, что в Киргизии существует общественное движение «Финанс», которое выступило с инициативой предложить политическое убежище на территории республики Эдварду Сноудену. И что именно эта республика заявляет, что не выдаст Сноудена США, поскольку у Киргизии и Соединенных Штатов нет соглашения об экстрадиции преступников. Тут же мы вспомнили (или узнали) о том, что «предоставление убежища Сноудену может «стать ответом» властям США, которые освободили от уголовного преследования сына беглого президента Киргизии Бакиева. И что был шанс посадить Максима Бакиева за решетку, когда в США на него завели уголовное дело, но обвинения с сына экс-президента были сняты, а таким образом Киргизия обеспечением политубежища Сноудену даст, наконец, свой ответ США.
Кто бы мог подумать, что экс-полковник КГБ Олег Гордиевский вдруг сделает предположение о том, что «Сноудену могли что-то дать, чтобы развязать ему язык». И тут сразу всплывает информация о самом Олеге Гордиевском, тайно сотрудничавшим в свое время с британской разведкой и которого летом 1985 года вызвали в Москву из посольства СССР в Лондоне под предлогом вручения награды. А когда двойной агент приехал, его перевезли в «комфортабельный особняк» в Подмосковье для допросов…
И интерес все больше нарастает в связи с тем, что сам Сноуден заявил, что никогда не передавал какой-либо информации России или Китаю. «Они ничего не брали из моих ноутбуков», — утверждал программист.
Мы все становимся участниками большой игры, названия которой пока нет.
А если учесть, что некоммерческая организация «Всемирное правительство граждан мира», штаб-квартира которой базируется в Вашингтоне, выдала Сноудену паспорт гражданина мира, то игра становится похожа на сетевую, она затягивает все точки Земли. И не беда, что новый паспорт бывшего сотрудника ЦРУ признают лишь Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. Зато об этом можно поговорить, этому можно дать оценку. Ведь именно в связи с этим фактом, прежде всего, молодежь узнала о самом существовании организации, основанной в 1953 году. И наверняка идеи «мирового гражданства», основанные на том, что интересы всего человечества имеют высший приоритет по сравнению с интересами отдельных граждан, а также над сиюминутными политическими интересами национальных государств, - найдут своих последователей именно среди подрастающего поколения. То есть формируется новый тип мышления, новый тип отношения к будущим политическим и человеческим отношениям. Поистине, мы находимся на одном из самых интересных этапов развития человечества.
И в этой связи ставятся новые акценты на позициях различных стран мира в решении человеческих проблем. Почему, например, в конце прошлой недели глава МИД Венесуэлы Элиас Хауа призвал бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена определиться, согласен ли он получить убежище в этой стране? Почему такая спешка? Венесуэла перестанет существовать, или что-то случится со Сноуденом?
А какой резонанс получила в обществе информация о том, что президент Боливии Эво Моралес, самолет которого из-за скандала вокруг Сноудена на прошлой неделе не пустили в свое воздушное пространство Испания и Франция, готов предоставить убежище человеку, который в самих США автоматически стал преступником, и его ждет там пожизненное заключение. Какая коллизия!
И почему сам Сноуден предполагает в качестве места жительства выбрать Никарагуа? СМИ этой страны обнародовали письмо экс-сотрудника ЦРУ, в котором тот просит убежища. Что его тянет в государство Центральной Америки, между Коста-Рикой и Гондурасом? В один ряд со Сноуденом автоматически выстраиваются имена Джулиана Ассанжа, получившего убежище в Эквадоре, военнослужащего США Брэдли Мэннинга, который «обнародовал через WikiLeaks правительственную информацию о военных преступлениях».
Нет, все-таки определенно, это захватывающая игра!
Представляете, поиграть в то, как отреагируют правительства 21 стран мира, куда Сноуден отправил запрос на предоставление политического убежища! Поставить себя на место глав этих государств и выстроить систему международных отношений, заодно окунуться во внутриполитические интриги.
А сколькими интересными сценками может обрасти со временем пребывание Эдварда в московском порту «Шереметьево»? Аннулирование паспорта службами США, отказ аэропорта расписать влюбленных шпионов…
История игры не заканчивается сегодня требованием США, которые обвиняют Сноудена в раскрытии секретной информации, к Москве рассмотреть возможность его экстрадиции. Наоборот, только начинается, особенно в связи с тем, что госсекретарь США Джон Керри предупредил Китай и Россию о возможных «последствиях», связанных с делом Сноудена, а президент США Барак Обама пообещал сделать все для его ареста. Что имеет в виду Керри? А Обама? И проиграть сценарии этих последствий…
А ведь к этому процессу приняла решение подключиться Германия, где начинается судебное разбирательство, связанное с прослушкой.
Ничего себе камешек преткновения! Кто автор этой игры?
Эдвард Сноуден родился в городе Элизабет-сити, Северной Каролине, в семье Лонни и Элизабет Сноуденов. Детство провёл в Элизабет-Сити, жил в Мэриленде, вблизи от штаб-квартиры АНБ (Форт-Мид). Изучал информатику в колледже в Мериленде, не сразу смог получить диплом. С 2003 года некоторое время служил в вооружённых силах США, покинув их после перелома обеих ног во время учений. Затем работал в АНБ, начав карьеру в охране секретного объекта на территории Университета Мериленда, предположительно CASL. Получил допуск уровня Top Secret/Sensitive Compartmented Information. После АНБ работал в отделе информационной безопасности ЦРУ, в частности с марта 2007 по февраль 2009 года работал под дипломатическим прикрытием постоянного представительства США в ООН (Женева). Его работа была связана с обеспечением безопасности компьютерных сетей.
В 2009 году Эдвард уволился и начал работать в консалтинговых компаниях, работающих с АНБ, сначала в Dell, затем в военном подрядчике Booz Allen Hamilton (менее 3 месяцев до июня 2013 года).
В процессе работы на американские спецслужбы Сноуден всё больше разочаровывался в их деятельности. Так, по его словам, в 2007 году он стал свидетелем того, каким способом сотрудники ЦРУ завербовали швейцарского банковского служащего. Вначале они умышленно напоили его и уговорили сесть за руль и поехать домой. Когда же он был арестован за вождение в пьяном виде, агенты ЦРУ предложили ему помощь, что позволило завербовать его для получения доступа к секретам банка.
«Многое из того, что я видел в Женеве, реально избавило меня от иллюзий о том, как действует моё правительство и что это приносит миру», — сказал впоследствии Сноуден. «Я понял, что я — часть того, что приносит намного больше вреда, чем пользы».
В январе 2013 года Сноуден окончательно принял решение действовать. Он написал электронное письмо Лауре Пойтрас (Laura Poitras), бывшему американскому кинопродюсеру и одному из создателей Freedom of the Press Foundation. При этом Сноуден не раскрывал своего имени, но сообщил, что обладает важной секретной информацией. Вскоре он связался с Гленном Гринвальдом (Glenn Greenwald), журналистом английской газеты «Гардиан» (The Guardian), и с публицистом Бартоном Геллманом (Barton Gellman), писавшим статьи для газеты «Вашингтон Пост» (Washington Post).
Общение происходило посредством зашифрованных e-mail сообщений. Сноуден писал, что со временем его личность раскроется — по его собственной воле, либо вопреки ей, — но до тех пор просил не делать длинных цитат из его сообщений, из опасения быть идентифицированным посредством семантического анализа. Как он предполагал, спецслужбы «почти наверняка убьют вас, если они думают, что вы — ключевая фигура, через которую можно остановить раскрытие этой информации».
Сноуден раскрыл информацию о программе PRISM, включающей в себя массовую слежку за переговорами американцев и иностранных граждан посредством телефона и Интернет. PRISM позволяет Агентству просматривать электронную почту, прослушивать голосовые и видеочаты, просматривать фотографии, видео, отслеживать пересылаемые файлы, узнавать другие подробности из социальных сетей. В программе PRISM принимают участие Microsoft (Hotmail), Google (Google Mail), Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и Paltalk.
Сноуден передал журналистам копию секретного постановления суда FISC от 25 апреля 2013 года. По этому постановлению один из крупнейших американских операторов сотовой связи Verizon обязан ежедневно передавать в АНБ «метаданные» обо всех звонках, сделанных в пределах США, либо между США и другой страной, включающие в себя телефонные номера вызывающего и принимающего абонентов, IMEI телефонов, время и продолжительность разговора, месторасположение вызова. Однако звукозапись самого разговора передаваться не должна.
Постановлением запрещалось также всем государственным и частным служащим, причастным к сбору такой информации, раскрывать сам факт существования подобного постановления вплоть до 2038 года. В связи с этим журналисты впоследствии предположили, что подобные постановления могли быть направлены и другим сотовым операторам США.
Сноуден заявил, что спецслужбы США с 2009 года незаконно проникали в компьютерные сети восточноазиатской волоконно-оптической сети Pacnet, а также китайских операторов мобильной связи для получения доступа к миллионам SMS.Согласно заявлению гонконгской газеты Sunday Morning Post он передал в редакцию подтверждающие это документы.
Сноуден разгласил сведения о существовании британской программы слежения Tempora.
17 июня газета «The Guardian» со ссылкой на данные Сноудена сообщила, что спецслужбы Великобритании осуществляли мониторинг компьютеров и перехватывали телефонные звонки иностранных политиков и чиновников, участвовавших в саммите Большой двадцатки в Лондоне в 2009 году. Секретную работу проводили Центр правительственной связи Великобритании и Агентства национальной безопасности США. Кроме того, британские спецслужбы во время саммита перехватывали телефонные переговоры президента России Дмитрия Медведева.
В сопровождающейся записке к первой партии документов Сноуден написал: «Я понимаю, что мне придётся страдать за свои поступки», но «я буду удовлетворён, если секретные законы, неравная безнаказанность и непреодолимая исполнительная власть, правящая тем миром, который я люблю, будут раскрыты хотя бы на мгновение». «Я действительно хочу, чтобы в центре внимания оказались эти документы, и надеюсь, что это вызовет обсуждение среди граждан всего мира о том, в каком мире мы хотим жить».
Совсем недавно Эдвард жил довольно комфортной жизнью при зарплате около $200 тысяч в год, снимал дом в Вайпаху на Гавайях вместе со своей девушкой и работал в офисе компании Booz Allen Hamilton.
«Я готов пожертвовать всем этим, потому что не могу со спокойной совестью позволить правительству США нарушать приватность, свободу Интернета и основные свободы людей во всём мире с помощью этой громадной системы слежки, которую они втайне разрабатывают» — сказал он в интервью «Гардиан».
20 мая 2013 года Сноуден попрощался со своей девушкой на несколько недель и взял отпуск в АНБ под предлогом лечения эпилепсии, он улетает в Гонконг, где снял номер в гостинице и продолжал электронную переписку с журналистами.
6 июня 2013 года встревоженный Сноуден сообщил Геллману: «Полиция сегодня утром посетила мой дом на Гавайях». В тот же день с его разрешения «Вашингтон Пост» и «Гардиан» опубликовали разоблачения программы PRISM.
9 июня 2013 года Сноуден принял решение раскрыть свою личность. Он пригласил в Гонконг для интервью журналистов, в том числе Гринвальда и Пойтрас. Это видеоинтервью и его настоящее имя были опубликованы «Гардиан» по его собственной просьбе. При этом он заявил: «У меня нет намерения скрывать, кто я, поскольку я знаю, что не сделал ничего плохого».
После раскрытия своей личности, Сноуден продолжал высылать секретные материалы журналистам. Некоторые бывшие сотрудники АНБ и ЦРУ высказывали опасения, что Сноуден может предоставить секретную информацию Китаю. Сноуден отверг эти предположения, сказав, что в таком случае он давно бы находился во дворце в Пекине.
10 июня 2013 года около полудня Сноуден покинул отель «The Mira» в Гонконге, в котором скрывался от властей США. Он планировал найти политическое убежище в Исландии, либо в другой стране, которая поддерживает свободу слова.
11 июня 2013 года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил о готовности России рассмотреть обращение Сноудена о предоставлении политического убежища, в случае если таковое поступит. Позднее данную позицию российских властей подтвердил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
21 июня 2013 года, в день 30-летия Эдварда, ему в США были предъявлены обвинения в хищении государственной собственности и разглашении государственной тайны.
22 июня 2013 года стало известно, что Государственный департамент США обратился к властям Гонконга с требованием задержать Сноудена и выдать его США. Власти Гонконга отказались выдать Сноудена, ссылаясь на некорректные формулировки в запросе.
23 июня 2013 года, как было сообщено в СМИ, Сноуден в сопровождении представителя WikiLeaks Сары Харрисон прибыл в аэропорт «Шереметьево» в Москве. Так как у него нет российской визы, то он мог находиться только в транзитной зоне аэропорта, как предполагалось, несколько часов до стыковочного рейса. По сообщению «Известий», Сноуден и Харрисон даже не добрались до здания аэропорта: после посадки самолёт отогнали на дальнюю стоянку аэропорта, их вывели из самолёта и посадили в подъехавший вплотную к трапу автомобиль с дипломатическими номерами посольства Венесуэлы, который затем скрылся в неизвестном направлении и никто из журналистов не видел Сноудена. По свидетельствам, полученным корреспондентами СМИ, Сноуден не останавливался в отеле «Шереметьево», расположенном в транзитной зоне аэропорта. Как сообщил министр иностранных дел Эквадора, вечером 23 июня Сноуден попросил убежища этой страны. Ранее также предполагалось, что из Москвы он собирается отправиться в Венесуэлу через Гавану. Согласно заявлению Госдепартамента США, удостоверение личности Сноудена было официально аннулировано американскими властями, но это, как сообщает пресс-служба госдепартамента США, не лишило его гражданства. По словам Джулиана Ассанжа, Эквадор предоставил Сноудену взамен паспорт беженца. Власти Эквадора пояснили, что выдача транзитных документов консулом не была санкционирована МИДом страны, поэтому документы являются недействительными.
25 июня 2013 года министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве объявил, что Россия не имеет никакого отношения к перемещениям Сноудена по миру и что российские власти узнали о планах Сноудена отправиться в Южную Америку из информации в прессе. Президент РФ Владимир Путин заявил, что Сноуден находится в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево», где не требуется российская виза, границу России не пересекал и на территории страны никаких преступлений не совершал, в связи с чем оснований для его задержания и выдачи в США нет.Путин также заявил: «Наши специальные службы никогда с господином Сноуденом не работали и не работают сегодня». 30 июня в интервью Эхо Москвы пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что Путин, наоборот, предпочитает, чтобы со Сноуденом разбирались специальные службы.
Наблюдатели отмечают, что нахождение на территории транзитной зоны аэропорта Шереметьево без российской визы (обычной либо транзитной) допускается на срок не более 24 часов. По сообщению РИА «Новости», в течение пяти дней после прилёта никто из журналистов Сноудена в Москве не видел.
28 июня 2013 года президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что готов предоставить Сноудену политическое убежище. Во время пресс-конференции Мадуро напомнил, что США предоставила убежище Луису Посаду, приговорённому к тюремному заключению в Венесуэле. Отец экс-сотрудника ЦРУ в этот же день заявил, что его сын может вернуться в США на определённых условиях; при этом подчеркнул, что выражает только своё личное мнение, с самим Эдвардом он не общался с апреля.
30 июня 2013 года Сноуден попросил политического убежища в России. В 22:30 сопровождающая его гражданка Великобритании Сара Харрисон подала в МИД РФ соответствующие документы.
1 июля 2013 года на пресс-конференции в Москве В. Путин объявил, что Сноуден сможет остаться в России, если прекратит подрывную работу в отношении американских спецслужб. На следующее утро Д. Песков сообщил, что выдвинутые Путиным условия Сноудена не устраивают. "