FLB: Следствие расчитывает, что внезапно арестованные бухгалтерша и гендиректор спасут “разваливающееся” дело и “сдадут” Валерия Пузикова
"В громком деле о коррупции в подконтрольном Миноброны холдинге «Оборонсервис» появилось два новых фигуранта, сообщают в четверг российские СМИ.
«Хамовнический суд Москвы санкционировал арест очередного фигуранта "дела Оборонсервиса" - бывшего гендиректора ФГУП Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны РФ Валерия Седова. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство следствия об избрании обвиняемому в мошенничестве меры пресечения в виде заключения под стражу, - сообщила 6 июня агентству РАПСИ пресс-секретарь суда Дарья Лях.
«Проживающих в Санкт-Петербурге Валерия Седова и Ирину Петухову вчера вызвали на очередной допрос в главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР в Москве и задержали. После чего следствие обратилось в Хамовнический суд, - пишет в номере за четверг «Коммерсант».
Обосновывая необходимость ареста, следователь привел суду стандартные доводы, указав, в частности, что еще во время обысков, проведенных во ФГУПе в 2012 году, подозреваемые якобы давали указание своим подчиненным уничтожить или спрятать документы.
Адвокаты подозреваемых, в свою очередь, утверждали, что ГВСУ СКР вообще не должно расследовать дело их клиентов, так как они являются не военными, а сугубо гражданскими лицами. Тем более не должно ГВСУ обращаться за их арестом в московский суд, так как предполагаемые преступления были совершены в Санкт-Петербурге».
«Как сообщил накануне агентству "Интерфакс" официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин, арестованные бывий генеральный директор ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России" Валерий Седов и главный бухгалтер предприятия Ирина Петухова подозреваются по ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное в особо крупном размере) и ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата, совершенные в особо крупном размере).
По данным следствия, в 2010 г. предприятие, обязанности генерального директора которого тогда исполнял зять Анатолия СердюковаВалерий Пузиков, заключило с кредитным учреждением договор на предоставление банковской гарантии для обеспечения обязательств по госконтракту.
Под видом вознаграждения за предоставленную услугу руководство предприятия перечислило более 10,2 млн рублей на расчетный счет банка, а фактически - на счет ООО "Строй-Ресурс", которое не имело отношения к предоставлению гарантии. Затем, по данным следствия, средства были переведены на счета других коммерческих организаций, обналичены и украдены.
В том же году предприятие перевело более 1,1 млн рублей на расчетный счет ООО "Техцентр" якобы за аренду автомобиля Toyota Land Cruiser. В действительности автомобиль не мог быть арендован, так как указанные в договоре аренды номерные знаки были сданы и уничтожены еще в 2008 году.
Кроме того, Седов, превышая свои полномочия, неоднократно издавал приказы о выплате денежных премий самому себе, чем причинил государству ущерб в размере более 2 млн рублей.
Петухова, по данным следствия, способствовала трудоустройству на должность секретаря-референта предприятия дочери своей приятельницы. Несмотря на то, что девушка училась на очном отделении вуза и не приходила на работу, с сентября 2009 по август 2012 гг. предприятие перечислило на ее банковскую карту заработную плату и премиальные выплаты в размере более 1,5 млн рублей.
Как отметил Владимир Маркин, следствие ходатайствовало об аресте Петуховой и Седова, так как есть доказательства того, что подозреваемые пытались скрыть предметы и документы, имеющие значение для расследования, а также склоняли лиц к заведомо ложным показаниям.
Петухова и Седов на суде с обвинениями не согласились. "Я не совсем согласна с обвинением. Мы отправляли 10 млн не на счет "Стройресурса", а на счет "Банк Тверской". Что касается зарплаты, то она шла на технические нужды предприятия. Эта девушка на предприятии работала, потом ушла, а потом вернулась", - заявила Петухова.
"Я не согласен с обвинением. Все деньги расходовались на нужды предприятия. Кроме того, на иждивении у меня находятся престарелые родители. Я не собираюсь оказывать влияние на следствие", - в свою очередь завил Седов.
Уголовное дело против Петуховой и Седова соединено в одно производство с делом против чиновников Минобороны, ГУ "Автомобильная база Минобороны России", ФБУ "Войсковая часть 83466" и ФГУП "СПб ИТЦ МО РФ". Это уголовное дело было возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) в связи с нарушениями, допущенными при заключении и реализации госконтрактов по автотранспортному обеспечению органов военного управления в ряде городов».
«В кулуарах участники разбирательства говорили о том, что новые арестанты в рамках дела "Оборонсервиса" понадобились ГВСУ СКР и для того, чтобы получить доказательства виновности мужа сестры бывшего главы ФНС и Минобороны Анатолия Сердюкова Валерия Пузикова. Следователи рассчитывают, что главный бухгалтер Ирина Петухова и экс-глава ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны РФ" Валерий Седов сдадут мужа сестры Сердюкова, - отмечает сегодня Newsru.com.
Валерий Пузиков с 2007 по 2010 год возглавлял инженерно-технический центр Минобороны, и как раз в этот период были заключены сомнительные контракты на десятки миллиардов рублей, связанные с обслуживанием автотранспорта для военного ведомства».
29 мая в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Войскам не доехать до позиции суда” говорилось: “громкое уголовное дело о махинациях с автопарком Генштаба, в котором замешаны экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков, может развалиться, так и не дойдя до суда из-за юридических уловок, использованных фигурантами. Об этом сообщают сразу несколько источников в правоохранительных органах», - передавало радио «Русская служба новостей» (РСН).
««Чисто юридическими методами делается всё, чтобы как можно дольше затягивать расследование уголовного дела, любыми способами «раздробить» его на разные гражданские и арбитражные процессы и в итоге постараться «замылить» основное дело», - цитировало слова одного из источников НТВ.Ру.
«Речь идет о госконтрактах на 10 млрд руб., заключенных Минобороны с ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России" на обслуживание 560 автомобилей. По версии следствия, и люксовые иномарки, и КАМАЗы военные арендовали сами у себя в среднем за 6,1 млн руб. в год каждую, - сообщало агентство РБК.
Проверка показала, что контракт был заключен с многочисленными нарушениями, например, а в качестве обеспечительной меры на тендер была предоставлена поддельная банковская гарантия на 1 млрд руб. ».
“Афера с передачей техники на аутсорсинг проходила при непосредственном участии Анатолия Сердюкова и его зятя Валерия Пузикова. Эти факты вскрылись во время проверки летом прошлого года, по итогам которой было возбуждено уголовное дело, - писали тогда “Известия”.
— Как показала проверка, госконтракт был заключен с многочисленными нарушениями, — рассказывает источник, хорошо знакомый с ситуацией. — Например, в качестве обеспечительной меры на тендер была предоставлена поддельная банковская гарантия на 1 млрд рублей от Тверского коммерческого банка КБЦ. В реестре банка эта гарантия не значится, более того, московское отделение банка, якобы выдавшее ее, вообще не имеет права этого делать и с 2009 года не выдало ни одной такой гарантии.
Как выяснило издание, письмо из КБЦ о том, что банковская гарантия, представленная на тендер, подделка, поступило во ФГУП «СПб Инжтехцентр МО РФ» еще в феврале 2012 года. По условиям контракта, в случае если гарантия по каким-либо причинам перестает быть действительной, ФГУП обязан в течение 10 банковских дней найти другой банк-поручитель. И новая банковская гарантия — точнее, ее копия — действительно появилась, но лишь в октябре 2012 года, когда по сомнительным сделкам Сердюкова и Пузикова начала активно работать военная контрразведка. Новую гарантию предоставил банк «Санкт-Петербург», акционером которого (4,55%) является Валерий Пузиков.
Вскоре ФГУП «СПб Инжтехцентр» подал иск в Арбитражный суд Москвы на КБЦ о признании сделки недействительной. В обоснование того, что это банк ввел ФГУП в заблуждение, была предъявлена платежка на 10 млн рублей, выплаченных в качестве вознаграждения за гарантию.
В этой платежке, впрочем, получателем денег значится не банк, а некое ООО «Строй-Ресурс». И назначение платежа не «вознаграждение за выдачу банковской гарантии по договору», а «оплата товара».
ООО «Строй-Ресурс» до мая 2013 года было зарегистрировано в Москве, по месту его прописки значится еще 73 компании. «Строй-Ресурс», по данным «СПАРК-Интерфакс», занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием для строительства, полиграфической деятельностью, торговлей моторным топливом и авиационным бензином, деятельностью в сфере здравоохранения и финансовым посредничеством. Впрочем, фирма эта с уставным капиталом 480 тыс. рублей уже ликвидирована путем присоединения к ООО «Стартлайн», зарегистрированной в Республике Марий Эл.
Гендиректор «Строй-Ресурса» Виталий Стоян — генеральный еще в 28 компаниях, часть из которых уже тоже не существует, и совладелец еще 19. Сайтов у этих ООО нет, следы экономической деятельности обнаружить не удалось. С самим Стояном связаться не удалось.
— Чисто юридическими методами делается всё, чтобы как можно дольше затягивать расследование громкого уголовного дела, любыми способами «раздробить» его на разные гражданские и арбитражные процессы и в итоге постараться «замылить» основное дело, — не сомневается источник в правоохранительных органах. — Поняв, что под ними земля горит, товарищи из ФГУПа всеми способами попытаются признать сделку ничтожной, чтобы потом придать ей вид законности — с помощью новой банковской гарантии. Делается это для того, чтобы отсрочить проверки по госконтрактам и по максимуму замести следы.
Юрист Андрей Тюкалов говорит, что таким образом — предоставлением различных платежек и просьбами их проверить — адвокаты действительно часто пользуются, чтобы законными способами затягивать судебное разбирательство.
— На полгода-год такими приемами в арбитраже затянуть процесс действительно можно, — поясняет Тюкалов. — А потом инициировать поиск еще каких-нибудь «левых» бумажек — пока будут идти бумажная переписка, еще куча времени пройдет.
Собеседник в Минобороны считает, что и платежка на непонятную фирму, и появление новой банковской гарантии нужны для того, чтобы создать видимость, что госконтракты по обеспечению военнослужащих автотранспортом исполняются и проблем с ним нет
— Один из госконтрактов, № 65, на 10,2 млрд рублей, заключен на три года. По нему на эти деньги должны обслуживать 560 автомобилей — от BMW до «КамАЗов». Несложно подсчитать, что затраты на обслуживание каждого автомобиля составят 6,1 млн рублей — на эти деньги можно было закупить новую технику, а сам автопарк увеличить вдвое. Прямой ущерб от этого кабального контракта может составить до 1 млрд рублей, о чем заранее предупреждали сотрудники, отказавшиеся его подписывать, — рассказывает информированный собеседник военного ведомства.
По закону, продолжает источник в Минобороны, прежде чем финансировать госконтракт на 10 млрд рублей, ту же «левую» банковскую гарантию от командования должно было затребовать управление финансового обеспечения ведомства (в данном случае ФКУ «УФО РФ по Москве и Москвской области»), но то ли по халатности, то ли еще по каким-то причинам это не было сделано.
Как уже писало издание, скандальный контракт со стороны военных подписывал Александр Грабко, начальник войсковой части №83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба, с филиалами в 24 городах. Со стороны питерского ФГУПа — его гендиректор Валерий Седов.
— Всю сделку курировал лично Анатолий Сердюков, — уверяет источник издания в правоохранительных органах. — Спустя восемь месяцев после заключения контракта Сердюков лично подписал приказ о расформировании всех 24 филиалов в/ч 83466 — речь шла о десятках воинских частей по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Получилось, что все машины вначале были безвозмездно переданы в пользование ФГУПу, а потом, по сути дела, взяты в аренду. При этом транспортные налоги и страховки фактически за всю технику, принадлежавшую Минобороны (553 машины), платило и продолжает платить само Минобороны.
У самого ФГУПа на момент подписания контракта было всего две BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porshe Cayenne, два FIAT и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства». После одного росчерка пера экс-министра Сердюкова их сразу стало больше на 500.
ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России»(СПбинжтехцентр МО РФ), в котором оказался весь автопарк Генштаба, некоторое время возглавлял зять Сердюкова Валерий Пузиков. Обслуживание автопарка Генштаба, с легкой руки Сердюкова отданное на аутсорсинг в целях «оптимизации», кроме многомиллионных хищений выявило и другие проблемы. Так, например, в случае ЧС или объявления военной тревоги вывозить военнослужащих из в/ч в некоторых регионах будет просто не на чем, уверяет источник в Минобороны.
Контракты ФГУП «СПбинжтехцентр МО РФ» заключал с гражданскими автоперевозчиками. В августе прошлого года (документы имеются в распоряжении «Известий») один из них — ООО «Б-авто-Б» из подмосковного Дмитрова — официально сообщил руководству ФГУПа, что «выполнить условия госконтракта в полном объеме не представляется возможным по причине отсутствия в данном регионе потребного количества автобусов вместимостью от 25 посадочных мест». Речь шла о десятках воинских частей в Москве, Московской области, Тульской области и Пермском крае.
Гендиректор ООО «Б-авто-Б» Сергей Барсуков рассказал изданию, что его фирма по госконтракту обслуживала в/ч по всей стране.
— Там с самого начала были заложены нереальные требования — например, перевести на автобусах на репетиции парада или сам парад десятки тысяч человек, — говорит Барсуков. Как выяснили издание, госконтракт, заключенный до конца 2013 года с фирмами-контрагентами, уже прекращен.
— 15 мая нас уведомили, что перевозки вообще останавливаются, потому что во ФГУПе кончились деньги, — сообщил Барсуков.
В самом ФГУП «СПбинжтехцентр МО РФ» ни уголовное дело, ни прекращение действия госконтракта по перевозке военнослужащих не комментируют. Зять экс-министра Валерий Пузиков для комментариев недоступен. Еще в марте, по сообщениям СКР, экс-министр обороны Анатолий Сердюков на допросе по поводу махинаций с автопарком Генштаба сослался на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя, и от показаний отказался. Его адвокат Генрих Падва сообщил изданию, что насчет автопарка следователи Сердюкова вообще ни разу не допрашивали.
Адвокат Артур Рамазанов считает, что экс-министр обороны, расформировав армейские авточасти и передав их на аутсорсинг, не только способствовал обогащению узкой группки близких ему людей, но своими действиями привел к потере обороноспособности страны.
— Последствия от этого могут быть самыми тяжкими. Ведь всё, что связано с доставкой военнослужащих и воинских грузов, может элементарно привести к гибели людей. За такие действия, я считаю, надо наказывать, и наказывать серьезно, — говорит Рамазанов”.