FLB: Уголовное дело новгородского предпринимателя грозит летальным исходом
"Буквально через несколько дней Совет по противодействию коррупции при президенте РФ соберётся, чтобы обсудить вопрос о тотальной проверке претендентов на государственные должности на детекторе лжи. Не исключено, что испытание на полиграфе предстоит пройти судьям и работникам прокуратуры. Можно предположить, что если тестированию будут подвергнуты, например, судья Новгородского областного суда Алексей Становский или старший прокурор северо-западной прокуратуры Марина Усачёва, то приговор в отношении предпринимателя Тельмана Мхитаряна окажется куда мягче ожидаемого…
Без малого три года содержания под стражей – беспрецедентный срок для того, чтобы доказать вину самого матерого преступника. Но это не наш случай. Мхитарян обвиняется лишь в сомнительном приобретении пакетов акций предприятий «Спектр» и «Новгородхлеб». Сомнения заключаются в том, что крупный новгородский бизнесмен, по его версии, пошёл навстречу предложениям двух семей, не имевших достаточного опыта управления активами. К несчастью, руководители обоих предприятий скоропостижно умерли от болезней, причём с разницей в несколько лет. А родственники затем продали свои акции Тельману Мхитаряну, поскольку он пользовался большим влиянием в предпринимательских кругах.
Однако через несколько лет после завершения сделок бывшие собственники вдруг прозрели и обратились в правоохранительные органы, обвинив покупателя в угрозах и оказании морального давления на них. Так Мхитарян превратился, как считает следствие, в вымогателя, а директорские семьи Афанасьева и Бондарук – в потерпевших.
Судя по обвинительному заключению, разоблачительные показания против бизнесмена дали десятки свидетелей. Каждый последующий рассказ выглядел страшнее предыдущего. Или таким же ужасным, как другие.
Тельман Мхитарян был объявлен в розыск, задержан едва ли не на операционном столе в Армении, где ему делали операцию на сердце, заключен в петербургские «Кресты», но практически поселился в тюремной больнице им.Гааза. Многочисленные медицинские обследования доказали, что арестованному срочно требуется повторная кардиологическая операция, которую невозможно выполнить в условиях пенитенциарной системы. С тех пор уголовное дело Мхитаряна было передано в суд, а бесконечные ходатайства адвокатов о необходимости изменения ему меры пресечения на любую другую, чтобы сделать вторую операцию на сердце, не возымели никакого результата. Немаловажно, что в январе 2013 года Страсбургский суд признал – Тельману Мхитаряну в течение долгих месяцев не оказывалась должная высокотехнологическая медицинская помощь, фактически содержание тяжелобольного человека в следственном изоляторе приравняли к пыткам.
А при чём же здесь детектор лжи? Откровенное вранье началось, когда в ноябре прошлого года был объявлен судебный процесс над новгородским предпринимателем. Практически сразу же старший прокурор Марина Усачёва озвучила заявления нескольких врачей, будто Мхитарян преувеличивает симптомы своего кардиологического заболевания, а безымянные медсёстры якобы подтвердили ей, что подсудимый намеренно употребляет кофе, чай и чеснок, чтобы вызвать повышение давления. Защитнику Владимиру Черкасову даже пришлось возмутиться: «В деле уже были показания, что Мхитарян и гашиш курит в камере, но их решили не использовать, как явно нелепые… Те же медики, которых цитирует обвинение, дали заключение, что возможен летальный исход…»
Теперь, на протяжении полугода, свидетели обвинения, которым приписывались страшные сказки о злодеяниях Мхитаряна, составившие значительную часть обвинительного заключения, через одного дают совсем другие показания, а кто-то открыто объясняет – следователи записали совсем не то, что звучало из уст приглашённых на допрос.
Возникает вполне правомерный вопрос, судья Становский и старший прокурор Усачёва и теперь в ладах со своей совестью и готовы отстаивать первоначальную правду?
Судя по тому, что потерпевшие периодически изменяют свои финансовые требования, противоречат друг другу, демонстрируют слабое понимание бизнес-процессов, обвинение против Тельмана Мхитаряна разваливается на глазах. Даже депутат Новгородской областной Думы Павел Гальченко, сделавший себе имя на борьбе с местным криминалитетом, на которого явно надеялось государственное обвинение, не смог выдавить из себя никакого компромата на подсудимого.
Впрочем, то, как проходит суд, со стороны может показаться похожим на форменное издевательство над глубоко немощным, но сохраняющим силу духа человеком. Каждое четвёртое заседание срывается из-за неспособности Мхитаряна даже сидеть в зале, где «вершится правосудие». Приезд бригады скорой помощи – это уже почти норма…
По мнению известного адвоката Анатолия Кучерены, который входит в кадровую комиссию при президенте РФ по аттестации высших должностных лиц в системе МВД, Следственного комитета, судебных приставов и иных силовых ведомств, внедрение проверки на детекторе лжи – это абсолютная правильная мера, и «кандидат должен непременно проходить подобные антикоррупционные тесты… Психологическое тестирование обязано применяться при отборе кандидатов на работу в госструктурах, в том числе наиболее коррупционногенных – судей, сотрудников правоохранительных органов, чиновников, распределяющих материальные ресурсы».
Первый эксперимент по выявлению, насколько справедливы кандидаты в служители Фемиды, прошёл в России ещё в 2000 году, когда проверке на полиграфе подверглись 139 назначаемых мировых судей. К сожалению, результаты этого тестирования не были озвучены в СМИ. По утверждению профессора кафедры криминалистики Академии ФСБ РФ Юрия Холодного, достоверность подобной проверки составляет 90-96%, а других психологических тестов – только 70%.
Кстати, полиграф не является спецсредством и может применяться так же, как, например, кардиограф, хорошо знакомый Тельману Мхитаряну. И, видимо, с таким «не спецсредством» (мы естественно говорим о детекторе лжи) было бы неплохо познакомиться судье Алексею Становскому. Месяц назад в Новгородском областном суде состоялась процедура осмотра вещественных доказательств, при этом коробки с документами, к удивлению тех, кто находился в зале, оказались предварительно вскрыты. Однако Становский нисколько не смутился произошедшим, сообщив, что с вещественными доказательствами решила ознакомиться прокуратура, которая ничего противозаконного сделать, понятное дело, не могла.
После таких эпизодов и прокурорских историй о чесноке поневоле задумаешься, а не проверить ли облеченных высокими полномочиями людей, вершащим правосудие в Великом Новгороде, на детекторе лжи? Может быть после этого они отнеслись бы со всей серьезностью не только к позиции обвинения, но и к показаниям свидетелей и вещдокам?