Круг потенциальных отставников очерчен, сценарии смены политэлиты - в оперативной разработке
"Первая годовщина президентства Владимира Путина исполнится 26 марта. И, по прогнозам ряда источников "НГ", эту дату президент отметит формированием собственной команды, до этого момента официально во власти представленной лишь незначительным числом людей. В конце марта - начале мая источники "НГ" предрекают кадровую революцию, в результате которой могут поменяться практически все руководящие лица страны как в администрации президента, так и в правительстве.
Бесспорных аргументов в пользу скорой отставки правительства и администрации президента, по сути, нет. Затормозила налоговая реформа? Так в экономике в отличие от политики мгновенных результатов ждать не приходится. До сих пор не выработана стратегия реформирования РАО "ЕЭС России". Так публичные ссоры президентского советника Андрея Илларионова и главного энергетика страны Анатолия Чубайса только расширяют площадку премьера и всего правительства для вдумчивого изучения непростого вопроса, а соответственно и лучшей проработки стратегии реформирования, способной по идее уберечь от ошибок. Не смогли выработать сразу единую позицию по долгам Парижскому клубу? Так это вопрос тактики. Решили немного поиграть с кредиторами - зачем платить сразу, если есть циничная надежда на то, чтобы не платить? Подарили губернаторам третий, а кому-то и четвертый срок? Так политические реформы на то и называются политическими, поскольку не проводятся напролом, а представляют собой нечто вроде кривой: широкий шаг вперед, два мелких - назад. И, наконец, отставка правительства и администрации, как уже говорилось неоднократно, - серьезный политический ресурс президента, расходовать который без особой нужды опасно. Вдруг новые люди окажутся в профессиональном плане хуже старых - что тогда, опять отставлять? Все-таки политическая стабильность дорогого стоит, да и ненужные аналогии в этом случае напрашиваются сами собой.
Все эти аргументы не то что не лишены логики, а являются четким основанием для того, чтобы ни правительство, ни администрацию не трогать. Но только в том случае, если сам Путин этой логики придерживается. И хотя рационализм президента известен всем, опыт предыдущих лет, показывающий, что практически ни одна замена правительства не была вызвана чисто объективными причинами, может сработать и на сей раз. Все здравые рассуждения вполне может пересилить один-единственный аргумент - у президента до сих пор нет собственной команды, которая бы занимала руководящие посты в стране. Недовольство же решением или нерешением отдельных вопросов, которое не могло не накопиться за год совместной работы с нынешним правительством и администрацией, - лишь формальный повод для проведения кадровой революции.
Сам по себе интересен вопрос, почему Путин не осуществил кадровые перестановки раньше. Если бегло пройтись по событиям минувшего года, минимум в четырех случаях отставки казались неизбежными. Во-первых, когда Генпрокуратура пыталась осуществить откровенный рэкет, не стесняясь писать бизнесменам письма фактически с требованием "отступной", как это было в случае с "Норникелем" (про неаккуратность действий в отношении Гусинского вообще говорить нечего).
Генпрокурор тем не менее отставлен не был. Во-вторых, когда тонул "Курск". Неполное информирование президента и не слишком адекватная оценка ситуации военными не стали причиной незамедлительной отставки министра обороны и главкома ВМС, хотя все-таки должны были. В-третьих, когда был обнародован так называемый шестой протокол соглашения "Газпром-медиа" и "МОСТа", гарантирующий Гусинскому свободу в обмен на акции и подписанный главой Минпечати Михаилом Лесиным. Сохранение поста за "федеральным нотариусом", как тут же прозвали Лесина во властных структурах, и не лишенные фантазии, направленной на желание оправдать министра, объяснения - мол, подписал он протокол как человек, а не как официальное лицо, и вовсе поставили вопрос: что же надо совершить чиновнику, чтобы заслужить отставку? В-четвертых, когда ссора Чубайса и Илларионова из-за РАО "ЕЭС" превратилась в публичный скандал о подлоге документов. Или один, или другой, но кто-то должен был потерять свое кресло.
Хотя бы исходя из этих примеров, возникает ощущение, что президент был чем-то связан, коль при очевидной необходимости не пожелал расставаться с людьми, незаменимость которых весьма условна, а личная привязанность к ним Путина и вовсе сомнительна. В конце концов нельзя исключать (и приведенные выше примеры в принципе могут служить тому доказательством), что одним из условий благополучного переезда Путина в Кремль в декабре 1999 г. были не только гарантии Ельцину и его семье, закрепленные в первом же указе нового главы государства, но и большей части ельцинской команды. И даже если никаких джентльменских соглашений о том, что в течение года Путин обещал не трогать никого из старого ельцинского окружения, о котором периодически шепотом поговаривают некоторые политики, не было, скорая структурная реформа правительства - удобный повод избавиться от фигур ненужных и заменить их "своими" людьми, реализовать нормальное желание нормального политика: иметь собственную команду. При взятом в администрации президента курсе на сокращение количества министерств, то ли ликвидации вице-премьеров как класса, то ли замены нынешних пяти одним-единственным (окончательного решения на этот счет пока не существует) очень многим из нынешнего правительства может не хватить места в новом кабинете. Взять хотя бы две структуры: Министерство транспорта и Министерство путей сообщения. Наверняка явное дублирование будет ликвидировано. Или Минфин и Министерство по налогам и сборам - уже появилась информация, что они могут быть слиты воедино.
Но самое главное - при структурной реформе правительства есть возможность обставить замену большинства его членов, включая премьера, не как отставку действующего кабинета. Не нужно слов: "правительство не справилось" или же "перед страной встали новые задачи, и решать их будут новые люди" - эти задачи еще придумать надо. Достаточно сказать, что проводится реформа в целях повышения эффективности работы кабинета министров, непременно поблагодарить не вошедших в новое правительство - кого по желанию президента, кого по собственному, кого устно, а кого неплохими постами, и политический ресурс - отставка правительства - сохранен. Не было никакой отставки, была обычная реорганизация. Тем не менее эта реорганизация должна полностью поменять расклад политических сил в стране.
Среди тех, кто в первую очередь должен лишиться своего правительственного поста, называют премьера Михаила Касьянова (некоторые прочат ему переход на пост главы Центробанка), министра по налогам и сборам Геннадия Букаева, министра внутренних дел Владимира Рушайло, министра обороны Игоря Сергеева, главу МПС Николая Аксененко, главу реформированного "Рособоронэкспорта" Андрея Бельянинова, а также главу Центробанка Виктора Геращенко, генпрокурора Владимира Устинова и главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, который отправится управлять правыми.
Как всегда, самым сложным является вопрос о премьере. То, что смотрины нового главы кабинета велись весь год, очевидно. Наиболее яркие и откровенные президентские благословения на прохождение тестирования на пост премьера первым получил Герман Греф, взявшись за исполнение путинского поручения предугадать экономическое будущее России на десять лет вперед. Программа, правда, получилась так себе. Публичные пробы проходил и Андрей Илларионов, но наличие особого, зачастую неоправданно радикального мнения по любому экономическому поводу, хоть и, безусловно, подкрепленного огромными теоретическими знаниями, а также не всегда корректный стиль ведения полемики, как утверждают источники "НГ", сильно снизили его шансы. Поиск премьера шел и среди губернаторов. Альтернативу грефовским изысканиям было предложено придумать главе Хабаровского края Виктору Ишаеву. Но с задачей он не справился, побоявшись идти против нынешнего кабинета министров и представив на суд Госсовета суррогат правительственных и околокоммунистических идей в так называемой собственной экономической программе. Теперь подобные попытки предпринимает московский мэр Юрий Лужков. Беда лишь в том, что его об этом никто не просил, и экономикой всей страны он занялся по собственной инициативе, тонко уловив кремлевские настроения.
В результате список потенциальных премьеров оказался невелик. По-прежнему одним из наиболее вероятных кандидатов считают секретаря Совбеза Сергея Иванова. Однако желание президента иметь на посту главы кабинета министров экс-силовика, хоть и доверенного ему, Путину, человека, совсем неочевидно. Ряд источников "НГ" склоняется к тому, что Путин все-таки предпочтет силовику экономиста. Тем более что Сергею Иванову нет никакого резона рваться в Белый дом. В сравнении с то и дело покачивающимся креслом премьера должность руководителя Совбеза - рай земной. По сути, Сергей Иванов исполняет сейчас обязанности вице-президента страны, имея возможность вмешиваться в любое государственное дело при минимальной формальной ответственности за происходящее. Так что он сам заинтересован в том, чтобы президент остановил свой выбор на ком-нибудь другом, хотя, конечно, не исключен вариант, что "партия" скажет: "Надо", а "комсомолу" не останется ничего, как ответить: "Есть!"
Среди же экономистов, фамилии которых то и дело упоминают в связи с возможной заменой Михаила Касьянова, нет нынешнего вице-премьера Алексея Кудрина. Слишком тесные связи с Чубайсом, конфликт с нефтяниками и рапорты президенту о том, что правительству удастся договориться с Парижским клубом, а поэтому не стоит включать платежи в бюджет-2000, сделали свое дело. Гораздо выше оценивают шансы уже упоминавшегося в этой связи Германа Грефа, по оценкам источников "НГ", серьезно прогрессировавшего за этот год и демонстрирующего в последнее время хорошие задатки аппаратного руководителя. Как это ни покажется нелепым на первый взгляд, на пост премьера с большой долей вероятности источники "НГ" прочат Сергея Кириенко. "Нехорошая история" с дефолтом 1998 г. - тому не помеха. Во-первых, практикой выведен за последние десять лет закон, заключающийся в том, что и власть, и население прощают крупные обиды тому или иному политику в среднем через три года (так, к примеру, было с Анатолием Чубайсом или Виктором Геращенко). Во-вторых, Кириенко, по оценкам кремлевских источников, не просто активен, но и вовсе не плох как полпред, хотя округ у него не из легких. По некоторым данным, им очень доволен и сам президент. В-третьих, чтобы проводить либеральные реформы, надо так верить в будущее страны, чтобы в настоящем быть готовым отказаться от многого - иными словами, родину отчасти надо ненавидеть, чтобы проводить над ней либеральные эксперименты. А по части любви к экспериментам даже только на примере Приволжского округа Кириенко нет равных.
Вообще полпреды как кадровый резерв среди источников "НГ" пользуются популярностью. Ряд из них назвали Георгия Полтавченко и Виктора Черкесова как возможных кандидатов на пост главы администрации президента. Но предпочтение источники "НГ" отдают нынешнему главе ФСБ Николаю Патрушеву, который должен сменить Александра Волошина. Естественно, отставка руководителя администрации повлечет за собой и смену ряда его заместителей. Впрочем, в самой администрации чемоданного настроения не наблюдается. И нынешняя команда по-своему является уникальной. В большинстве своем формировалась она при Борисе Ельцине. Но в изменившихся с приходом нового президента условиях продемонстрировала настолько отличающийся от прежнего стиль работы, что создавалось впечатление, что в администрации работают абсолютно другие люди. Взять хотя бы игру, что называется, на грани "фола" с импичментом Ельцину и отставкой Примакова, формированием "Единства" и появлением на политсцене самого Путина. Или же комбинацию с досрочным сложением полномочий самого Ельцина. Все это - в характере прежнего президента. В минувшем же году ничего подобного, сопровождавшегося повышением содержания адреналина в крови, не наблюдалось. А это уже - в стиле Путина. Шаги нового президента заранее тщательно просчитаны и делаются лишь в том случае, если результат запрограммирован либо на дальнюю перспективу, либо на успех. Примеры - появление полпредов и федеральная реформа, с которой губернаторы немедленно согласились. При этом никаких видимых усилий власти, чтобы результат был положительным, не наблюдалось. В самой же администрации по поводу "уламывания" губернаторов предпочитали отшучиваться: "Мы действовали подкупом, шантажом, угрозой убийства". Тем не менее нынешняя администрация - это все-таки ельцинская команда. И многие эксперты именно этот ее недостаток заносят в список причин, по которым рано или поздно Путин захочет ее сменить.
Так или иначе, но из всех кадровых версий источников "НГ" вырисовываются две картины. Одна: и глава администрации, и глава правительства являются силовиками. Другая: глава администрации - силовик, руководитель кабинета министров - либеральный экономист. Так что в ближайшее время можно будет получить окончательный ответ на эффектно прозвучавший в прошлом году на Давосском форуме вопрос: "Кто есть мистер Путин?" Ведь в конце концов люди, которых приведет во власть президент, - это и есть стратегия. "