FLB: Дмитрий Козак запутался в градостроительных концепциях
"За ошибки в градостроении хотят наказывать В середине мая власти Приангарья решились на уникальный эксперимент: они начали разрабатывать закон об ответственности за несоблюдение законодательства о градостроительной деятельности. Представители местных властей подчеркивают, что теперь генеральные планы, правила землепользования и застройки должны будут неукоснительно соблюдаться органами местного самоуправления.
Пока, правда, неизвестно, насколько жесткие санкции будут предусмотрены этим законом и, соответственно, будет ли он вообще работать. Однако само по себе решение создает хороший прецедент, ведь в сфере регулирования развития городов в России уже давно царит самый настоящий хаос. Системной работы по формированию принципов градостроительной политики не ведется, пожалуй, еще со времен развала социализма и каждый удельный <<князек>> рулит процессом в силу своих вкусовых пристрастий и компетенции.
Формально ответственный за ситуацию в сфере градостроения на федеральном уровне, впрочем, давно назначен, хотя знают об этом не многие. Это вице-премьер Дмитрий Козак - известный “рулевой” миллиардов бюджетных денег, направляемых на Олимпийскую стройку. Сочи находятся под пристальным вниманием СМИ и власти вынуждены были хоть как-то реагировать на вопиющие претензии к качеству, скорости и стоимости строительства, что же касается градостроения, то до разбирательств в этой области руки пока ни у кого не доходили. А жаль, ибо по Сочи хорошо видно, что происходит с российскими городами. Олимпийская столица превратилась в гигантскую стройку, в ее развитии вложены сотни миллиардов рублей, но Сочи так и не стал образцовым курортным городом.
Да, теперь довольно быстро можно добраться из аэропорта до олимпийских объектов в горах, но сам мегаполис встал в гигантскую пробку, которая тянется практически от Адлера до центра города. Пострадал и уникальный Кавказский биосферный заповедник - ради амбиций и пиара с сомнительными последствиями.
Не лучше обстоят дела и в других мегаполисах России. Многочасовые пробки стали обыденным явлением в Красноярске, Санкт-Петербурге, не говоря уже про Москву. Жуткий трафик - еще малая часть бед российских городов. В полном запустении находится строительство тех структур, которые характеризуют уровень жизни страны, хотя они могут и не приносить зримого дохода. Например, в 2012 году было отмечено катастрофическое падение ввода в строй театров, домов для престарелых и инвалидов, домов отдыха и санаториев, библиотек, поликлиник, школ и больниц. И речь идет не о сотых долях процента, а о десятках процентов в год. Кроме того, на 60% сократился ввод новых тепловых сетей, на треть - водопровода и на пятую часть канализации. Государство - благодаря “усилиям” Козака - фактически перестает выполнять свои функции. Если так пойдет дальше, в стране просто негде будет лечить людей, а по улицам будут ходить “зомби”, которые в лучшем случае будут знать, как открывается газовый вентиль в Европу.
Градостроение требует системного подхода и большого багажа инженерных и архитектурных знаний - диплома юриста и службы в ВДВ тут явно недостаточно. И это не говоря уже о том, что такой запущенной проблемой нужно заниматься постоянно, 24 часа в сутки, а не по остаточному принципу, когда олимпийская стройка позволяет. Времени на системную работу с градостроением у Козака явно не много, и это понятно, ведь кропотливая работа не принесет таких имиджевых дивидендов, как Олимпийские игры.
Предполагалось, что стройка в Сочи должна была стать своего рода пробой сил для нынешней российской власти по реализации грандиозных проектов. Тогда преобладало мнение, что подобным проектам нужен особый статус, спецзаконы, что привело к целой серии создания на территории особых экономических зон - спустя очень непродолжительное время после закрытия предыдущих офшоров на внутренней территории. Однако несмотря на то, что проект Сочи в общем-то находится уже на финальной своей стадии, сказать, что государство извлекло какие-то положительные уроки в градостроении нельзя. После кризиса 2008-2009 годов отрасль, курируемая Козаком, фактически стагнирует. Цены как росли, так и растут, жилье доступнее не стало ни на копейку, а на поездку в 10 километров в часы пик в столице тратиться от часа и выше.
Каких-либо революционных инициатив за все эти годы вице-премьер не озвучил и, напротив, периодически пытается предпринять шаги, которые могут разрушить еще то немногое, что сохранило свою работоспособность. Фактически, единственное, что строители могут услышать от правительственного куратора во время многочасовых совещаний - это угрозы завести уголовное дело, если стройки ведутся недостаточно быстро, или без наличия всех разрешительных документов. Хотя как утверждают все строители в один голос - если не начинать стройку, пока все бумажки не готовы, то ни о каких графиках можно и не думать, но правительство не в силах упростить бюрократическую волокиту, зато пугать “уголовкой” может, это проще.
Возможно, разлад в градостроении связан с тем, что постепенно от Козака ушли все специалисты, кто был хоть сколько-нибудь компетентен в вопросах отрасли. Никому не захочется отвечать за ошибки шефа. К тому же, профильные структуры - Фонд жилищного строительства и Росстрой - уже давно фактически действуют на свое разумение и усмотрение, ибо ждать какого-то разумного стратегического планирования из Белого дома давно уже не имеет смысла."