FLB: Задержан чиновник Минобороны, прикрывавший в судах миллиардную аферу с квартирами для военнослужащих
"«В скандальном уголовном деле о группировке аферистов, похитивших у Минобороны 150 квартир, появился новый фигурант. В Москве задержан чиновник военного министерства Станислав Балюкин, которого считают одним из ключевых участников махинаций, причинивших государству ущерб в 1 млрд рублей. По версии следствия, Балюкин подтверждал в судах подлинность документов на передачу квартир третьим лицам, хотя, знал о том, что они поддельные, - пишут 16 мая «Известия».
Источники издания в правоохранительных органах рассказали, что советник отдела департамента претензионной и судебно-правовой работы Минобороны Станислав Балюкин был задержан 14 мая в здании военного главка на улице Знаменка. Сейчас следователи решают вопрос об избрании для него меры пресечения.
По версии следствия, Балюкин входил в группировку аферистов бывшего военного прапорщика Валерия Даниэляна, которая похитила с помощью различных схем у Минобороны 150 квартир стоимостью более 1 млрд рублей. Большинство квартир, в которых должны были жить военные, в результате действий группировки достались людям, не имеющим никакого отношения к военному ведомству.
Следователи считают, что Балюкину отводилась ключевая роль в аферах. Поскольку он работал в профильном отделе и выступал как официальное лицо Минобороны, именно он легализовывал в судах фальшивые документы, благодаря которым с баланса военного ведомства выводились квартиры. По версии следствия, зная о том, что аферисты представляют в суд поддельные выписки на право получения социального жилья, Балюкин их подтверждал.
Напомним, что на группировку аферистов в марте 2013 года вышли оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России и департамента военной контрразведки ФСБ. Они же задержали бывшего прапорщика и адъютанта экс-главкома сухопутных войск Александра Постникова-Стрельцова Валерия Даниэляна, его супругу Кристину Иванову, а также Игоря Ганичева, Светлану Савину и Игоря Лисова. Против них было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». По ходатайству следствия все они уже арестованы Тверским райсудом Москвы».
Как сообщали в конце марта СМИ, арестованы все пятеро подозреваемых по громкому делу о хищении жилья у Минобороны и города. «23 февраля Тверской суд взял под стражу и главного фигуранта дела. Не генерал и не полковник, всего лишь бывший прапорщик. Но, несмотря на скромные погоны, действовал Валерий Даниэлян с размахом настоящей звезды. 150 квартир налево за миллиард рублей! А вот в суде – стушевался, - сообщало интернет-издание Newsland.
Бывший военный прапорщик, а ныне пенсионер и главный подозреваемый в деле о хищении квартир явно не ожидал такого внимания со стороны прессы. Валерий Даниэлян натянул шапку почти до носа, пытаясь скрыть лицо. А в зале - повернулся к журналистам спиной.
- Вы собираетесь сотрудничать со следствием?
- Я бы и с вами сотрудничал, если бы вы не врали.
Но врет, похоже, кто-то другой. В загородный особнячок Даниэляна следователи нагрянули в четверг ранним утром. Казалось, все происходящее он тогда воспринимал как страшный сон. Из столов, шкафов, бардачка, машины бывшего военного люди в гражданском изымали пачки бумаг. Доказательства аферы на миллиард.
- Министерство обороны Российской Федерации, квартирно-эксплуатационное управление Москвы. Это ваши печати?
Бывший адъютант командующего Сибирским военным округом прекрасно знал всю цепочку распределения жилья. Искал среди бывших сослуживцев тех, кто не имел права на квартиру и готовил для них фальшивый пакет документов.
Так 150 квартир, принадлежащих Москве, перешли в руки мошенников. Многие даже уже были перепроданы. Учитывая масштаб аферы, суд на время расследования решил поместить главного фигуранта под стражу. Хотя адвокат настаивал на домашнем аресте, ссылаясь на то, что у Даниэляна слабое сердце.
Впрочем, за сердце сейчас хватаются десятки людей. Те, кому перепродали добытые мошенническим путем квадратные метры. Сейчас эти сделки - расторгают через суд. Квартиры должны вернуться в собственность Москвы. Шансов, что обычным людям удастся когда-нибудь истребовать потерянные деньги у Даниэляна или его подельников – мало».
5 декабря 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Квадратные метры под «юбкой в погонах» 2» говорилось: «сумма госконтрактов, заключенных Министерством обороны на покупку и строительство жилья для военнослужащих на период до 2014 года, почти в два раза больше заложенных в бюджете на эти цели средств. Как показала проверка Счетной палаты, лимит программы, установленный на уровне 80 млрд рублей, оказался превышен на 70,3 млрд рублей.
Несмотря на почти 90-процентное превышение сметы расходов на жилье для военных, эта тема на сегодняшний день остается самой больной в Минобороны. По официальным данным, число военных, зарегистрированных нуждающимися в жилье, достигает 80 тыс. человек. 64 тыс. из них, по данным ВС РФ, уже несколько лет не могут уволиться из армии, хотя давно достигли предельного возраста службы. Всех их Минобороны при увольнении обязано обеспечить жильем, пока же они находятся в распоряжении и получают зарплату — в среднем 30 тыс. рублей. Таким образом, государство каждый месяц тратит на содержание ненужных ему офицеров и прапорщиков около 1,9 млрд рублей.
Как следует из отчета аудиторов Счетной палаты, в течение предыдущих трех лет (2009–2011) на реализацию программы выделено около 300 млрд рублей, что почти в четыре раза больше, чем заложено на 2012–2014 годы (80 млрд рублей). В 2009 году список очередников состоял из 129 тыс. человек, в 2011-м в него входило 167,7 тыс. человек.
Источник в правительстве пояснил изданию, что жилищная программа, запущенная с подачи экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, имеет ряд проблем. В их числе, например, отсутствие критериев, на основании которых формируется очередь на жилье, — один офицер ждет получения квартиры в течение нескольких лет, а другому она предоставляется в более короткий срок.
— Программа работает непрозрачно, в связи с этим при ее реализации возможны коррупционные схемы, — описывает собеседник.
Самая критичная и коррупционная ситуация с обеспечением жильем военнослужащих сложилась в Москве, подчеркивает высокопоставленный офицер Минобороны.
Как следует из доклада новому министру обороны Сергею Шойгу, подготовленного Общественным советом по защите прав военнослужащих, узнать очередность в департаменте жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны невозможно, списки очередников в воинских частях отсутствуют, а при распределении жилья не учитываются льготы и семейные особенности военнослужащих. «Распределение жилья отдано на откуп программному обеспечению «Алушта», однако порядок ее работы засекречен», — пишут в своем докладе представители инициативной группы.
Одну из коррупционных схем распределения жилья в Минобороны, о которых уже писали «Известия», выявили судебные приставы Москвы. Они провели проверки домов, построенных для нужд Минобороны, но так и не заселенных нуждающимися в них офицерами. На 15 адресов в Москве были наложены аресты на любые регистрационные сделки, однако это не помешало Минобороны поселить там исключительно нужных людей, кому по закону жилье не полагалось. Среди них оказались две сотрудницы (референты) экс-министра обороны Ольга Васильева и Анна Гиндина, советник министра по архивам Лусинэ Арутюнова, сотрудница департамента санаторно-курортного обеспечения МО Тамара Пыхтина. Также среди жильцов дома оказались и руководители ДЖО Минобороны, которые за последние пять лет менялись практически каждый год. Так, в том же доме на Академика Янгеля проживают нынешний руководитель ДЖО Галина Семина и экс-руководитель Ольга Лиршафт, экс-начальница отдела ДЖО Ирина Бакаева и экс-сотрудница того же департамента Оксана Колодочка.
Как следует из официального ответа ДЖО Минобороны в Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, за последнее время в Москве построено 1,3 тыс. квартир, а неисполненных решений столичных судов об обеспечении жильем военнослужащих — 1285. Почему в эти квартиры не заселяют офицеров, которым они положены, от ДЖО не смогли добиться ответа ни правозащитники, ни сами военные, ни судебные приставы.
Всего же, по данным Счетной палаты, в Минобороны до сих пор не заселено 59,6 тыс. квартир, построенных специально для военных. Все они, считают аудиторы, недоделаны и находятся в непригодных для жизни районах.
В Минобороны «Известиям» пояснили, что технически не могли перерасходовать 70 млрд рублей и поэтому не согласны с выводами аудиторов.
— Это какая-то ошибка. Есть государственный оборонный заказ, и в рамках ГОЗа мы и строили жилье. Ни одной копейки ни вправо, ни влево передвинуться не могут, — пояснил «Известиям» представитель департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны, который занимается организацией закупок и строительства жилья для военных.
Другой представитель военного ведомства, недавно вступивший в должность, предположил, что деньги не были оформлены должным образом, поэтому и вызывали внимание аудиторов.
— Видимо, это дополнительное финансирование, которое выделялось для строительства жилья военным, но технически не было проведено по документам. Надо понимать, что фактически деньги подрядчику перечисляет не Минобороны, а Минфин, а там никогда не пропустят расходы, которые не расписаны в бюджете, — отметил собеседник издания.
Официальные представители Минобороны были во вторник недоступны для комментариев.
Президент института стратегических оценок Александр Коновалов пояснил, что неразбериха с расходованием средств военного бюджета происходит не только в жилищной сфере, но и во всех остальных областях Минобороны.
— Военный бюджет закрыт от общественности, за расходованием денег нет ни парламентского, ни общественного контроля. Поэтому возникают такие ситуации, когда деньги выделяют на одно, а тратят на другое. В США, например, такое невозможно. Если деньги выделили на самолет, но потратить их на корабль или спутниковую систему невозможно — для этого необходимо решение конгресса.
Велика вероятность, что покрывать дефицит ресурсов, требуемых для расчетов по госконтрактам, заключенным в рамках жилищной программы, теперь предстоит за счет других расходных статей бюджета, говорит эксперт по бюджетным вопросам. Процедурно, добавляет он, данную схему может провести Министерство финансов с подачи правительства», - писали «Известия».