FLB: «Расходы сделали олимпийский мусор поистине «золотым». «Свалка всегда была крупным бизнесом, ведь здесь никто ничего не контролирует».
"«Одно из основных требований Международного олимпийского комитета, выдвигаемое городам, планирующим проведение главных спортивных игр мира – успешная реализация программы «Ноль отходов». Она подразумевает «сокращение объемов мусора, а также переработку и повторное использование материалов». Аналоги этой программы не первый год реализуются в ряде европейских стран. Сочи должен был стать первым в России городом с «нолем отходов». Но – не судьба» – полагает журналист Андрей Кошик, который на портале «Кавказская политика» делится с читателями результатами своего расследования.
Мусор возят за 250 километров
Осенью прошлого года власти олимпийской столицы рапортовали: «Ноль отходов» начал действовать, мусор сортируют и вывозят за пределы курорта. Полигон для сочинского мусора выбран более чем в 250 километрах от черноморского побережья – в Белореченском районе.
Как сообщала пресс-служба администрации Сочи, ежедневно в рейс отправляются 35 большегрузов с отходами, которые на мусороперерабатывающем заводе прессуют в брикеты и заворачивают в водонепроницаемые мешки. За поездку в оба конца транспортная компания берет, в среднем, 30 тысяч рублей за одну машину. И это не считая оплаты бензина и технического обслуживания автомобиля.
Такие расходы сделали олимпийский мусор поистине «золотым». С марта этого года в Сочи практически в два раза увеличился тариф за вывоз отходов – с 74 рублей до 134 рублей.
В мэрии утверждают, что на плечи сочинцев легла лишь часть расходов. Изначально услуги должны были подорожать в два с половиной раза, но администрация Краснодарского края субсидировала на эти цели 600 миллионов, и еще 200 добавил муниципальный бюджет. После Олимпиады власти вряд ли захотят вкладывать сотни миллионов в вывоз мусора, поэтому тарифы для рядовых сочинцев могут вновь значительно вырасти.
Недовольны потоком большегрузов и жители белореченского поселка Верхневеденеевский, в котором расположен полигон, куда свозят сочинские отходы. Мусор часто загорается, и летом в округе будет невозможно дышать. В конце февраля по поручению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева его заместитель Вадим Лукоянов облетел белореченский полигон, после чего туда была направлена дополнительная техника.
«Огромное количество обязательств, которые взяла на себя Россия в рамках подготовки к Олимпиаде, не выполнены и уже не будут выполнены, – рассказал «Кавказской политике» член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края, известный эколог Евгений Витишко. – Ошибка при реализации программы «Ноль отходов» заключалась в том, что не была разработана серьезная федеральная программа, и ее доверили выполнить региону».
По словам Евгений Витишко, на одном из последних заседаний Общественного экологического совета рассмотрели обращение жителей в адрес белореченских депутатов о закрытии свалки, у которой «нет ни возможностей, ни лимитов принимать такой объем мусора. Люди дошли до того, что готовы перекрыть трассу к полигону».
Свалка в Лоо продолжает работать
Между тем, на ближайшей к Сочи свалке возле поселка Лоо, куда традиционно свозили городской мусор, происходят странные вещи. 1 июня 2012 года свалка была официально закрыта. Было объявлено, что к августу 2013 года она будет полностью рекультивирована. А в октябре 2012 года разработчики программы «Ноль отходов» отрапортовали, что «через год на месте мусорного полигона в Лоо будут расти цветы». По олимпийской программе на снос и рекультивацию свалки должны потратить более 1.6 миллиарда рублей.
В конце 2012 года директор по развитию сочинской компании «Жилсервис» Юрий Ковальчук заявил журналистам, что «на полигоне ТБО в Лазаревском районе оканчиваются подготовительные работы, ведется строительство водопропускного коллектора. Закончено строительство подпорных стен, продолжается террасирование свалки».
До августа еще несколько месяцев. Но сегодня ничего не предвещает исчезновение свалки в Лоо – ежедневно туда приезжают десятки КамАЗов с мусором, который экскаватором сбрасывается в обрыв. Запах внизу стоит соответствующий – смесь гниющего мусора с резким «ароматом» химических веществ.
На фото: Официально закрытая свалка в Лоо
Еще за несколько метров до свалки впадающая в Черное море горная речушка Бихта имеет обычный цвет, а, протекая по зараженной мусором земле, она становится неотличимой от кока-колы. А когда-то в ней водились радужная форель и морской лосось.
На фото: Ярко-коричневая вода в речке Бихте ниже по течению от свалки
Местная гражданская активистка Маргарита Кравченко рассказала «Кавказской политике», что свалке больше 20 лет, но «интенсивно ее начали засыпать семь лет назад, когда объявили Олимпиаду. Сегодня власти заявляют, что свозят сюда только строительный мусор. Но это неправда, здесь много и бытовых отходов, поломанной мебели, холодильников, микроволновок».
На фото: Гражданская активистка Маргарита Кравченко
По словам активистки, до последнего времени ежедневно на свалку приезжали до 400 большегрузов, в основном, мусор сваливали ночью.
Вокруг официально закрытой, но продолжающей работать свалки расположены несколько населенных пунктов: Лоо, Дагомыс, Красная гора, Уч-Дере и Нижнее Уч-Дере, Горный воздух, восемь санаториев, из которых четыре – детские. Всего здесь проживает более 10 тысяч человек, а в сезон приезжают до полумиллиона туристов. «Умирает народ, погибла вся рыба в речке, испорчена экология. Ведь речка впадает в море, там тоже рыба гибнет, есть фотографии выброшенных на берег дельфинов. Когда ветер дует в нашу сторону, по ночам невозможно спать – от приторного химического воздуха тошнит», – описывает страдания местных жителей Маргарита Кравченко.
Кто зарабатывает на мусоре?
О том, как перерабатывается мусор в олимпийской столице, «Кавказской политике» рассказал главный редактор сайта «БлогСочи.Ру» Александр Валов. Журналист сразу отметил, что «“Ноля отходов” в принципе быть не может при всем желании даже теоретически». По его словам, сейчас работает мусороперерабатывающий завод мощностью до 200 тысяч тонн.
«На самом деле там пока не перерабатывают мусор, а сортируют. Отсортировывается порядка 10% мусора, которые идут на вторичную переработку. Остальная часть прессуется и отправляется на полигоны», – рассказал Валов. При этом завод берет по 1.7 тысяч рублей за каждую тонну мусора.
«Естественно, многие предприятия не заинтересованы платить такую цену, образуется огромное количество нелегальных свалок. В том же Лоо свалка формально закрыта, на самом деле она до сих пор функционирует. Туда свозят огромное количество мусора, как правило, ночью»,– сообщил главный редактор сочинского сайта.
На фото: Год назад власти Сочи обещали, что здесь будут расти цветы
Маргарита Кравченко уверена, что даже крупные компании, занимающиеся уборкой мусора – «Сочинское автохозяйство» и «Чистый город»– не сдают весь мусор на перерабатывающий завод.
«Его директор заявлял, что недополучает его. Что делает автохозяйство? Само брикетирует мусор, часть его вывозит в Белореченск, а остальное – большую часть сочинского мусора – сюда», – отметила она. Действительно, при осмотре свалки в глаза сразу бросаются крупные квадратные брикеты бытового мусора, обвернутые целлофаном.
Здесь, на вершине свалки, где запах разложения не так ощутим, как внизу, активно работают КамАЗы. Только за полчаса приехало несколько машин, и бульдозер тут же поспешно сбросил мусор вниз.
На фото: Мусор сбрасывают с верха свалки в обрыв
В центре свалки – пляжный зонт с лежаком, разобранные бытовые приборы. Чуть поодаль – фанерные сарайчики, огороженный двор которых в человеческий рост завален металлолом. Тут же на веревке сушатся носки и футболки. Сбором металлолома на полигоне в Лоо занимаются нелегальные мигранты из Средней Азии.
На фото: Жилища мигрантов-сборщиков металлолома
По словам рабочих-россиян, сегодня на свалке трудятся пять таджиков и узбеков. В день они собирают порядка трех тонн металлолома – алюминия, железа, меди. Все сдается хозяину. Как только на площадке появляется комиссия или журналисты, гастарбайтеры убегают в близлежащий лес.
«Они боятся только Путина, – рассказывает один из рабочих. – Когда Путин сказал, свалку закрыли, но ночью все равно возят мусор. Свалка всегда была крупным бизнесом, ведь здесь никто ничего не контролирует».
Рабочий подтверждает информацию, что сочинские отходы уже не хотят принимать в Белореченске: «Там полигон тоже фактически закрыли, потому что он до отказа забит».
Когда мы уже уходили с территории свалки, на машине с сиреной подъехали сотрудники ЧОП из группы «Альянс российской безопасности». Нам было сказано: «Вы проникли на охраняемый олимпийский объект!». На вопрос, почему же он не огорожен, охранник, не раздумывая, ответил: «ограждение смыло».
На фото: Охранники «олимпийского объекта» – свалки в Лоо
«Экологические проблемы в Сочи появились не вчера, и даже не с началом олимпийской стройки, – подытожил Евгений Витишко. – Олимпиада просто обострила к ним внимание. Сейчас государство показывает рекультивированную свалку в Адлере – это показательный объект, куда свозят гостей, представителей МОК, чтобы показать заботу об экологии. Но это только одна из тысячи проблем, которые остались нерешенными». "