"Во время холодной войны Центральное разведывательное управление предсказывало, что в северной части Каспийского моря находится такое количество нефти, которого хватит для того, чтобы спасти весь советский энергетический сектор - дойную корову для конкурировавшейся с США Москвы.
Этому региону не удалось спасти Советский Союз, но сегодня о нем говорит вся нефтяная индустрия. Геологи утверждают, что одного крупного месторождения, расположенного неподалеку казахского порта Атерау - оно называется Кашаган - достаточно для того, чтобы сделать Казахстан одним из крупнейших производителей нефти в мире.
В материалах 1989 года ЦРУ утверждало, что Советский Союз готовится начать очередную большую нефтяную игру в северной части Каспия, но для этого ему необходимы западные технологии. В конце концов они появились здесь, но лишь через девять лет после развала Советского Союза, и импортирует их уже не Москва, а Казахстан.
"Ситуация с бассейном Каспийского моря была очевидна, - говорит Роберт Эбел, бывший нефтяной аналитик ЦРУ, а в настоящее время сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. - Просто у Советского Союза не было средств и оборудования, чтобы что-либо там предпринять".
В текущем месяце ЦРУ обнародовало свыше 850 секретных документов советских времен. Это лишь малая часть той работы, которую ЦРУ проделало с 1951 по 1991 гг., и невозможно догадаться, что управление предпочло скрыть. Однако бывшие аналитики управления говорят, что ЦРУ очень много занималось советской энергетикой, отчасти потому, что нефтяные прибыли помогали Москве бороться с США в ходе холодной войны.
"Сила и экономическая жизнеспособность режима определялась объемами производства нефти, - объясняет А. Дж. Джонсон, старший аналитик ЦРУ по советской нефти с 1969 г. до своей отставки в 1988 г. - Все (в ЦРУ) хотели получить информацию о нефти, потому что этим ты гарантированно привлекал к себе внимание".
Как правило аналитические отчеты ЦРУ по нефти были очень точны, особенно в последние годы существования Советского Союза. Однако управление сделало несколько больших ошибок и серьезно недооценило серьезность намерений Москвы сохранить уровни нефтяных прибылей.
Документ за 1977 г. стал причиной многолетнего шума в Вашингтоне - в нем предсказывалось, что Советский Союз, который в то время был крупнейшим производителем нефти в мире, скоро будет вынужден начать импортировать сырую нефть. По словам некоторых аналитиков, агентство предполагало, что Советский Союз может оккупировать Иран или Кувейт, чтобы добраться до других нефтяных месторождений.
"Это была паникерская точка зрения, - говорит Джонсон. - Агентству пришлось выслушать много критики после этого отчета".
Однако идея оказалась живучей. Первого августа 1991 года агентство предсказывало, что "СССР может перестать быть экспортером нефти к середине 1990-х годов".
На самом деле Советский Союз оставался крупнейшим производителем нефти в мире - в 1988 году было добыто рекордное количество, 12,5 млн баррелей - и одним из ведущих экспортеров до момента своего развала. В текущем году, если сложить вместе экспорт бывших советских государств-нефтедобытчиков - России, Азербайждана и Казахстана - он, согласно прогнозам, составит около трех миллионов баррелей в день.
С 1986 по 1988 гг. ЦРУ, убежденное, что советской нефтяной промышленности грозит распад, подготовило ряд документов, пытаясь определить, как Москва будет компенсировать падение производства на своих ключевых сибирских месторождениях.
Аналитики ЦРУ исследовали Баренцево и Карское моря, а потом обратились к северной части Каспийского моря, геологическому образованию, тянущемуся со дна моря на берега России и Казахстана. Джонсон заявил, что по большей части нефтяные исследования ЦРУ были основаны на общедоступных данных, опубликованных в профессиональных советских изданиях.
В итоговом документе, законченном теми, кто сменил на посту Джонсона, есть свои нелепости.
Исследование было завершено 15 февраля 1989 г., когда американские чиновники праздновали победу в холодной войне - советские оккупационные войска под давлением повстанцев, которых поддерживали США, выходили из Афганистана. В документе, датированным 1 апреля 1989 г., аналитики ЦРУ делают вывод, что северная часть каспийского бассейна может позволить Советскому Союзу повысить объемы производства и устраивать мероприятия, подобные Афганистану.
Более того, аналитики весьма осторожно оценили нефтяные резервы этой зоны в 30 млрд. баррелей. Джонсон говорит, что при этом не учитывался Кашаган, о котором ЦРУ ничего не было известно.
В прошлом году иностранный консорциум из девяти компаний, ведущий геологоразведочные работы на Кашагане, заявил о том, что ему удалось открыть самое крупное нефтяное месторождение с 1969 года, когда было найдено месторождение Прудхоу Бэй на Аляске. Некоторые аналитики считают, что если Кашаган действительно окажется таким крупным, Казахстан сможет экспортировать пять миллионов баррелей нефти в день.
На Кашагане работают британская BG Group PLC, итальяская ENI SpA, Exxon Mobil Corp., Royal Dutch/Shell Group и французская TotalFinaElf SA, каждой из компаний принадлежит 14,3%. Кроме того недавно TotalFinaElf заявила о подписании предварительного соглашения, согласно которому компания купит 9,5% акций, принадлежащих BP Amoco PLC и 4,8% норвежской Statoil AS. По 7,2% акций держат Phillips Petroleum Co. и японская Inpex Nord Ltd.
ЦРУ же с большим энтузиазмом говорило о месторождении Тенгиз, гигантском поле, расположенном на суше к востоку от Кашагана. ЦРУ заявило, что на Тенгизе может находиться 18 млрд. баррелей нефтяных резервов.
Это цифра в два раза превышает максимальный прогноз резервов Тенгиза, сделанный основным акционером этого месторождения компанией Chevron Oil Corp., которая считает, что здесь имеется около 25 млрд. баррелей нефти, из которых добыть можно лишь 9 млрд. Доля Chevron Oil Corp. составляет 50%, Exxon Mobil - 25%, правительства Казахстана - 20%.
В документах ЦРУ от 1989 г. много говорится о том, что у Советского Союза нет оборудования, необходимого для того, чтобы работать с месторождениями северной части Каспийского моря, расположенными на очень большой глубине, с высокой концентрацией токсичного сульфида водорода. Но в силу того, что ЦРУ не заметило развала Советского Союза, оно не смогло предсказать того, что в этот регион хлынут западные компании.
"Программа развития Северного Каспия провалится, если Советский Союз не попытается создать совместные предприятия, чтобы привлечь к работе западный опыт в больших масштабах", - говорится в документе. "