FLB: На что готовы VIP-браконьеры, СКР и Генпрокуратура чтобы довести дело охотоведа Александра Довыденко до приговора?
"“Президиум Мособлсуда оставил в силе решение Дмитровского суда, отказавшегося из-за многочисленных ошибок рассматривать дело охотоведа Александра Довыденко, который задержал VIP-браконьеров, однако сам оказался под следствием. Генпрокуратура сдаваться не намерена и в ближайшее время обратится уже в Верховный суд, чтобы доказать, что никаких нарушений в обвинительном заключении нет. Похоже, для правоохранительных органов и VIP-браконьеров стало делом принципа довести материалы в отношении охотоведа Довыденко до приговора, - пишет 30 апреля Александр Шварев в публикации агентства “Росбалт”.
Следователи СУ СК РФ по МО, а их по "делу Довыденко" сменилось аж девять (причем один потом перешел на работу в ФСБ РФ) неоднократно пытались передать материалы в отношении охотоведа в суд. Но всякий раз прокуратура Московской области отказывалась утверждать обвинительное заключение, полагая, что следователи не собрали достаточно доказательств вины Довыденко. Последнее отказное решение зампрокурора Подмосковья, вынесенное в октябре 2012 года, СУ СК РФ по МО обжаловало у прокурора Московской области Александра Аникина. Однако тот согласился с позицией коллеги. Тогда следствие обратилось уже к замгенпрокурора Викторю Гриню, который обвинительное заключение все-таки подписал, отправив дело на рассмотрение в Дмитровский суд Подмосковья.
Начавшиеся в ноябре 2012 года слушания продлись недолго. Судья посчитал, что в представленном обвинительном заключении доказательства вины охотоведа не конкретизированы. Например, там перечисляются свидетели якобы преступных действий Довыденко, указывается, что они в своих показаниях "подтвердили вину" охотоведа. Но какие конкретно показания дали эти свидетели, что сообщили следователю, не объясняется. Дмитровский суд решил, что обвинительное заключение составлено с нарушениями законодательства и вернул его в прокуратуру для устранения ошибок, препятствующих рассмотрению дела.
Однако Генпроуратура сдаваться не собиралась. По ее распоряжению Мособлпрокуратура последовательно обжаловала решение Дмитровского суда в Мособлсуде и президиуме Мособлсуда. Обе инстанции согласились с тем, что "дело Довыденко" не может быть рассмотрено из-за нарушений. По данным агентства, в ближайшее время Генпрокуратура намерена обратиться в Верховный суд, а если понадобится — и в президиум Верховного суда РФ.
"Абсолютно очевидно, что дело в таком виде не может быть рассмотрено судом, — уверен адвокат Довыденко Василий Процык. — Александр не совершал никого преступления, а сам пострадал от действий VIP-браконьеров. Более того, следователь явно ленился составить нормальное обвинительное заключение и не вписал в него показания свидетелей, как этого требует законодательство. Возврат судом дела, утвержденного Генпрокуратурой, серьезно бьет по репутации надзорного ведомства, поэтому там и проявляют такую настойчивость. Довести материалы в отношении Довыеденко до приговора уже стало для силовиков и VIP-браконьеров делом принципа".
Тем временем, адвокатам Довыденко удалось одержать в суде еще одну небольшую победу. Мужчина, который, по версии следствия, и пострадал от действий Довыденко, сообщил об этом только спустя месяц. Тогда же он принес гильзы, якобы выпущенные из оружия охотоведа, которые сразу приобщили к материалам дела. Экспертиза подтвердила данный факт. Однако Александр сразу обратил внимание, что представленные "потерпевшим" гильзы иностранного производства, а он пользуется только отечественными патронами. Ружье Довыденко сдавал правоохранительным органам почищенным и смазанным, а к экспертам для отстрела оно поступило почему-то со следами сильного загрязнения. Василий Процык вместе со свидетелями осмотрел место происшествия и нашел там семь отечественных гильз. Причем валялись они на совершенно другом участке земли, чем указывал потерпевший. Это в корне меняло картину случившегося и подтверждало версию Довыденко о том, что он сам стал жертвой.
Адвокат принес отечественные гильзы в СУ СК РФ по МО, там их приняли, но приобщать к делу не стали. Более того, они не значились ни в каких материалах, будто их и не было вовсе. В результате только через Дмитровский суд Процыку удалось добиться документа от СУ СК РФ по МО, что эти гильзы действительно были и хранятся на складе”.
СМИ подробно описывали эту историю.
Шестого февраля 2010 года охотовед Александр Довыденко увидел, как из леса у садового товарищества "Планер", расположенного в Дмитровском районе Подмосковья, выехала группа людей на снегоходах с санями. На них находились ящики с охотничьими собаками и туши лосей, на которых охота разрешена только до 31 декабря. Довыденко решил задержать мужчин, но те попытались скрыться.
В частности, на своей машине стал уезжать начальник управления промысловой геологии и разработки месторождений ОАО "Газпром" Геннадий Кучеров, однако охотовед задержал его. Еще несколько участников сафари постарались уйти на "Буранах", Довыденко пытался остановить снегоходы, хватался руками за машины, но они лишь волокли его по снегу. Охотоведу пришлось произвести несколько выстрелов в воздух. Среди задержанных оказался и местный егерь, который сразу объявил, что Довыденко помешал охотиться "очень большим людям". Позже очевидцы утверждали, что в тот день в лесу, помимо топ-менеджера "Газпрома" и ряда местных коммерсантов, находились генерал милиции — начальник одного из ОРБ МВД РФ, другие милицейские чины и сопровождавшие их лица.
К месту ЧП съехалось шесть милицейских машин. Но присутствие людей в форме не смущало охотников, которые пугали Довыденко неприятностями, угрожали ему. Охотовед все же написал заявление об имевшем место факте браконьерства, было возбуждено дело по ст. 285 УК РФ (незаконная охота).
«"После этого мне и в УВД Дмитровского района, и в местной прокуратуре неоднократно предлагали "по-хорошему" забрать заявление, но я категорически отказался", — рассказывал ранее Довыденко “Росбалту”.
Далее, по его словам, один высокопоставленный милицейский начальник заявил:"Тогда мы посадим тебя самого". Вскоре угроза начала сбываться — против охотоведа было возбуждено дело о превышении должностных полномочий. Поводом для этого послужило то, что спустя месяц после инцидента водитель одного из снегоходов Киселев написал заявление, будто Довыденко стрелял по нему на поражение и ранил в палец.
В результате следствие выстроило следующую версию. Охотовед Довыденко без всяких веских причин начал палить по мирным гражданам, которые вовсе не охотились, а просто прогуливались вдоль леса с собаками, оружием и тушами лосей. Мертвых животных эти мирные граждане якобы перевозили по просьбе местного егеря. Никаких VIP-персон среди браконьеров в СК РФ тоже не обнаружили. В окончательной редакции Довыденко инкриминировали ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий, повлекшее тяжкие последствия), охотоведу грозит до десяти лет тюрьмы.
Что касается расследования о незаконной охоте, то дознаватели УВД Дмитровского района выдвинули версию, что охотники в животных не стреляли, а просто натолкнулись в лесу на туши лосей, после чего — как добропорядочные граждане — решили их сдать в соответствующие органы. Наверное, эта версия так бы и осталась в материалах дела, а убийство лосей списали на "неизвестных" злоумышленников, но Довыденко завалил милиционеров жалобами, требуя провести тщательное расследование факта браконьерства. В результате на свет появилась новая версия: в зверей стрелял безработный Вадим Щенников, который потом по рации вызвал других участников сафари, в том числе местного егеря. И по распоряжению последнего все охотники дружно куда-то повезли мертвых лосей. Щенников полностью признал свою вину, ему одному официально и предъявили обвинения”.
8 октября 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Большие люди» ведут охотоведа в тюрьму» говорилось: «скандальное уголовное дело о подмосковных VIP-браконьерах, тянущееся уже два года, в очередной раз направляется в суд. Несмотря на то, что прокуратура трижды возвращала его на доследование, в этот раз есть причины ожидать приговора. Причем не для браконьеров, из которых на скамье подсудимых в итоге оказался лишь один из девяти, а для вставшего у них на пути охотоведа Александра Довыденко. Ранее его коллегу, оказавшегося в такой же ситуации, приговорили к условному сроку.
Напомним, что резонансное дело находилось на контроле у главы СКР Александра Бастрыкина. На днях Следственный комитет в очередной раз заявил, что завершил работу по данному делу. "Следствием собраны достаточные доказательства, в связи с чем по уголовному делу утверждено обвинительное заключение. В ближайшее время оно будет передано в суд для рассмотрения по существу", - говорится на сайте подмосковного управления СК.
Главный ответчик - охотовед "Мособлохотуправления" Александр Довыденко. 6 февраля 2010 года около деревни Высоково Дмитровского района Московской области он задержал группу людей на снегоходах, перевозивших туши двух лосей, хотя охота на них разрешена только до 31 декабря. Впрочем, по версии следователей, задержанные не охотились, а выполняли указание местного егеря, перевозя найденные туши.
По словам Довыденко, один из снегоходов сбил его и протащил за собой около 40 метров. Только после того, как охотовед сделал предупреждающий выстрел в воздух, охотники остановились. Среди задержанных оказался местный егерь, который заявил, что Довыденко помешал охотиться "очень большим людям".
Всего, по словам охотоведа, в незаконной охоте в тот день участвовали девять браконьеров, в том числе, по данным СМИ, начальник Управления промысловой геологии ОАО "Газпром" Геннадий Кучеров, гендиректор коломенской "Транссети", егерь Дмитровского охотхозяйства, генерал из центрального аппарата МВД, сотрудница московского охранного агентства. По неподтвержденным данным, в охоте принимали участие начальник УВД Дмитровского района Александр Осипенков и зампрокурора Дмитровской прокуратуры Николай Болсуновский.
Не смущаясь прибывших на место милиционеров, VIP-браконьеры запугивали охотоведа. В милиции его тоже просили "по-хорошему" забрать заявление, угрожая "посадить". Когда принципиальный мужчина отказался, против него возбудили уголовное дело о "превышении должностных полномочий с применением оружия и насилия" (до семи лет тюрьмы).
Поводом для возбуждения дела послужило то, что спустя месяц после инцидента водитель одного из снегоходов, некто Киселев, написал заявление, будто Довыденко стрелял по нему на поражение и ранил в палец.
На VIP-охотников следователи тоже были вынуждены завести дело - Довыденко буквально завалил правоохранителей жалобами. Однако, большинству участников инцидента удалось благополучно уйти от ответственности. Фигурантом дела о браконьерстве стал только один человек - безработный Вадим Щенников, который взял всю вину на себя», - сообщало Newsru.com.
Тем временем Довыденко было предъявлено обвинение. В начале сентября 2010 дело охотоведа было передано в суд, но в конце того же месяца по ходатайству прокуратуры его вернули на доследование. Суд согласился с доводами прокуроров о том, что собранные в деле доказательства вины охотоведа недостаточны. Всего прокуратуре трижды удавалось вернуть дело на доследование. В последний раз, - писал "Коммерсант", - это произошло в ноябре 2011 года. И вот теперь дело направлено в суд в четвертый раз. Не исключено, что в этот раз дело закончится приговором.
Именно так ранее произошло с коллегой Довыденко - Андреем Григорьевым. Он 6 февраля 2010 года охранял территорию заказника близ деревни Бровкино, где охота категорически запрещена, и поймал группу людей на снегоходах, в которых были найдены убитые лисицы и беременная косуля.
После попытки одного из водителей задавить охотоведа Григорьев открыл стрельбу в воздух. В итоге было заведено два дела - на браконьеров и на охотоведа, которого обвинили в превышении полномочий. В марте 2011 года Григорьев был приговорен к трем годам заключения условно с отсрочкой исполнения приговора на три года и лишением возможности занимать определенные должности на госслужбе сроком на три года».