FLB: В 2005 году в Орле было возбуждено 2 уголовных дела, связанных с поездками на сборы. Дела были закрыты. Время прошло, орловские чиновники кидают очередной мяч
"Даешь орловский спорт за 4 года
19 марта 2013 года председатель правительства Орловской области А. Козлов подписал постановление, которым была утверждена четырехлетняя программа «Физическая культура и спорт в Орловской области». Это событие, возможно, осталось бы не замеченным широкой публикой, если бы не сумма средств, выделяемых на развитие орловского спорта и физкультуры. Читаем на официальном портале правительства Орловской области: «Более 968,3 млн. рублей будет направлено на развитие физической культуры и спорта в Орловской области с 2013 по 2016 годы. Объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета запланирован в размере 5,9 млн. рублей, из областного бюджета — около 962,5 млн. рублей.
В состав госпрограммы входят 3 подпрограммы: «Развитие профессионального спорта и спорта высших достижений», «Развитие учреждений физической культуры и спорта», «Развитие образовательных учреждений спортивной направленности».
Итак, из областного бюджета выделяется почти миллиард рублей на спорт и физкультуру. Знатоки разводят руками: такого в истории взаимоотношений областной власти и орловского спорта еще не было!
Хватит ли миллиарда?
Так хорошо это или плохо? Безусловно, хорошо, если все запланированные деньги будут потрачены с умом. Пролистаем объемный документ, именуемый государственной программой «Физическая культура и спорт в Орловской области». По идее, там должно быть расписано всё: куда, на какие цели и в каких количествах будет потрачен бюджетный «почти миллиард». Вот, например, подпрограмма 1 — «Развитие профессионального спорта и спорта высших достижений». «Основные мероприятия: 1) создание необходимых условий для профессиональной деятельности футболистов и подготовки спортивного резерва для футбольной команды из числа наиболее талантливой молодежи; 2) предоставление специализированной подготовки спортсменов высокого класса. Услуга предоставляется спортсменам Орловской области и других субъектов Российской Федерации, достигшим уровня спортивной подготовки для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства». Разумеется, поставлены цели и определены задачи: «создание оптимальных условий для подготовки спортсменов к успешному выступлению во всероссийских и международных соревнованиях»; «обеспечение тренировочного процесса»; «обеспечение соревновательного процесса»; «подготовка спортивного резерва». В свою очередь, для выполнения поставленных задач запланированы еще мероприятия: «проведение тренировочных сборов по подготовке спортсменов основной команды к чемпионатам и Кубкам России по футболу»; «приобретение спортивной формы и спортивного инвентаря», «аренда спортивных сооружений для проведения учебно-тренировочных сборов и организации тренировочного процесса».
Если бы все это прочитал Глеб Жеглов, он, наверное, воскликнул бы: «Ты представляешь, Шарапов, сколько денег можно прокрутить через все эти мероприятия! Это же Эльдорадо, Клондайк! Тут у них любовь с интересом...». Но у нас пока нет оснований сомневаться в чистоте намерений областного правительства. Очевидно одно: деньги пойдут на орловский футбол — это раз. Если услуга предоставляется не только спортсменам Орловской области, но и «другим субъектам Российской Федерации», значит, будут платить и «наемникам», которыми власти попытаются прикрыть спортивную честь Орловщины. Это — два. Около двадцати миллионов будут вложены в реконструкцию орловского легкоатлетического манежа. Это — три. Хватит ли миллиарда?
В помощь голодающим орловским «птенцам»
Мастер спорта СССР по легкой атлетике и по бобслею, бронзовый призер чемпионата Европы по бобслею в Сараево 1988 года, участник Олимпийских игр 1992 года во Франции, президент федерации бобслея и скелетона Орловской области, тренер высшей категории А. Головин, с пониманием отнесся к нашим затруднениям в оценке судьбоносного документа, высказался достаточно откровенно:
— «Учебно-тренировочные сборы» — это, на мой взгляд, кормушка для чиновников. В 2005 году у нас уже возбуждалось два уголовных дела по факту вот таких поездок на сборы. Правда, следствие кончилось ничем — сроки давности истекли, но важен сам факт. Я не увидел в программе главного — ясных установок на развитие олимпийских видов спорта. Это важно, потому что именно олимпийские виды — это более массовый спорт. Здесь жесткая конкуренция, а значит, нужна и целенаправленная работа по подготовке спортсменов. Но ведь кроме нескольких имен — велогонщика Меньшова, бобслеиста Егорова, тяжелоатлета Рубина — Орловской области в профессиональном спорте и похвастаться-то нечем. Кстати, Воронеж уже считает Меньшова своим спортсменом. Да и в отношении других частенько приходится слышать о «двойной прописке: Орел—Москва, Орел—Липецк...
Современный профессиональный спорт немыслим без спортивной медицины. А в Орле фактически остался единственный профессионал — это В. Сергеечев — спортивный врач высшей категории. Но ему уже 61 год. А достойных преемников нет. И пока я не вижу попыток вкладывать деньги в развитие этой сферы. Может быть, те люди, которые теперь руководят орловским спортом, и хотят что-то сделать, но, по-моему, они не знают — как! Потому что у руля уже нет профессионалов хотя бы уровня мастера спорта. Нельзя руководить больницей, не будучи врачом, нельзя руководить производством, не будучи квалифицированным специалистом. Так почему же в администрации области уверены, что можно руководить спортом, не будучи профессиональным спортсменом?
Сегодня управление, занимающееся развитием спорта, возглавляет О. Смолина. По профессии она — учитель танцев. А нужен человек, знающий все этапы подготовки спортсмена. Вот мы читаем в программе: выделяют деньги на УТС — учебно-тренировочные сборы. А под какие виды спорта? Если речь идет о спортсменах, входящих в сборную, то за УТС такого спортсмена платит сама сборная. Это уже не областной уровень финансирования. А если наш орловский спортсмен еще не входит в сборную, то не слишком ли расточителен наш бюджет, если вкладывает деньги в «сырой материал»?
Чью крышу будем чинить?
Последний вопрос Головина заставляет обратиться ко второй подпрограмме областного стратегического плана развития спорта. Если не очень понятно с развитием спорта высших достижений, то, может быть, в деле «развития учреждений физической культуры и спорта» — этих инкубаторов будущих чемпионов — просматривается ясная перспектива? Читаем: «Увеличение объема предоставляемых физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг населению Орловской области, улучшение материально-технической базы учреждений».
Это задачи. А что же с мероприятиями? Всего одно: «Развитие учреждений физической культуры и спорта, предоставляющих физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги». Очень логично: чтобы увеличить объем оздоровительных спортивных услуг, конечно же, нужно развивать учреждения, где эти услуги предоставляются. Как говорится, не поспоришь. Результат ожидаемый — «оздоровление населения Орловской области» к 2016 году «через предоставление физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг». Если через то, значит, будет и это. И на всё про всё за четыре года — 108476,3 миллиона рублей. Если не вспоминать о Глебе Жеглове, то остается поверить в перспективу. Но чтобы закрепить ощущения, мы снова обратились к специалисту.
А. Бычков — бывший председатель Свердловского районного спортуправления, известный энтузиаст массового спорта, имеющий большой опыт работы с непрофессиональными спортсменами разных возрастов, — говорит, что в свое время отказался возглавить объединенное районное управление образования, молодежной политики и спорта именно потому, что при таком смешении направлений финансирование идет по одной бюджетной строчке на всё. «Если в школах района крыши текут, то куда я потрачу деньги в первую очередь? — рассуждает А. Бычков. — Конечно, на крыши. А на физкультуру и спорт — то, что останется». А это, по его мнению, означает, что ни о каком развитии спортивно-оздоровительных услуг и соответствующих учреждений не может быть и речи. И такая система сложилась не только в Свердловском районе.
Кто ответит за результат?
По словам известного спортивного журналиста и председателя Орловского Союза журналистов Г. Майорова, у руководителя областного управления по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму О. Смолиной вообще есть уверенность, будто физкультура и спорт на уровне районов области — это забота местных властей в силу известного закона о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципалитетами. Но в таком случае вообще непонятно, для кого запланированы миллионы на развитие учреждений физической культуры и спорта?
С другой стороны, есть наглядный пример соседей — Брянской области, где при непосредственном участии губернатора и областной администрации за семь последних лет построено и введено в эксплуатацию 45 спортивных объектов. Это и спортивно-оздоровительные комплексы, и спортивные залы, и мини-футбольные поля, и бассейны, и стадионы. Всё на самом высоком современном уровне оснащения. И не в Брянске, а практически в каждом райцентре области, то есть в сельской местности — там, где это сейчас крайне необходимо для «народосбережения». Каждый такой объект стоит порядка 40, 50, 60, 150 миллионов рублей. Областные власти нашли эти деньги и вложили их в конкретные объекты, не нарушая закона о разделении полномочий.
— Брянская областная администрация строит спортивные сооружения даже в тех населенных пунктах, где в последние годы наблюдается отток населения из-за влияния чернобыльской зоны, — рассказывает Г. Майоров. — Я спросил губернатора Н. Денина: мол, зачем, если люди отсюда уезжают? А он отвечает: «Так ведь когда-нибудь они вернутся».
На этом фоне без малого миллиардная программа развития физкультуры и спорта и оздоровления населения Орловской области выглядит в лучшем случае как заявление о намерениях. Но деньги под него выделяются вполне конкретные. Авторы программы обещают «открытость и подотчетность»: «В государственной специализированной системе «Портал Орловской области — публичный информационный центр» будет предоставляться полная и достоверная информация…», — обещает власть. А почему не координационный общественный совет, например, в котором бы вместе с чиновниками распределением немалых бюджетных средств занимались люди, знающие не понаслышке, как нужно развивать орловский профессиональный и массовый спорт?
Большие деньги на орловский спорт — звучит интригующе. Это-то и тревожит.