FLB: «Сколково» может подать на депутата в суд на взыскание, если тот не объяснит, за что взял с фонда 750 тыс долл
"«Глава фонда «Сколково» не исключил взыскания денег с Пономарёва через суд. Как заявил Виктор Вексельберг, иск последует, если подтвердится недобросовестность депутата при оказании услуг фонду, - передает 25 апреля радио «Русская служба новостей» (РСН).
«Скорее всего, мы подадим в суд. Оценим тот ущерб, который был нанесен фонду, и будем требовать возврата, – сказал Вексельберг. – В страшном сне может присниться, что зампред комитета Госдумы, отчитываясь, предоставляет фиктивные документы. Это нонсенс. Если уже такое, то застраховаться от этого уже просто невозможно».
Президент «Сколково» отметил также, что фонд до сих пор не получил от Ильи Пономарёва ответ на просьбу прояснить ситуацию».
"Ситуация с Пономаревым для нас, как гром среди ясного неба. Как только мы получили сигнал из СК, направили Пономареву запрос, до сих пор мы не получили никакого ответа. Мы направили запросы во все места, где он проводил лекции… Мы знаем, что какие-то лекции он вполне нормально организовал и провел, но есть информация Следственного комитета о том, что в каких-то лекциях он не принимал участия", — цитирует высказывание Виктора Вексельберга агентство РИА Новости в четверг .
«Ранее пресс-служба «Сколково» заявила, что руководство фонда может в арбитражном порядке потребовать от Пономарева вернуть полученный им гонорар и возместить причиненный ущерб, если информация следственных органов о недобросовестном исполнении им договора подтвердится», - передает сегодня BFM.Ru.
Сам Пономарев не считает свои действия недобросовестными. Депутат ранее заявил РИА Новости, что работы выполнено даже больше, чем указано в отчетности.
"Это вполне логично, что если человек не выполнил работу, то деньги он должен вернуть…(В моем случае) никто ничем не рискует", — заявил Илья Пономарев».
20 апреля Илья Пономарев в своем блоге в ЖЖ написал, что выполнил все работы в рамках договора с фондом «Сколково» и возвращать полученные средства ему не придется. Но некоторые мероприятия (например, семинар с управляющими венчурных фондов Кремниевой долины), отмечает депутат, были закрытыми и поэтому не входили в отчетность.
«Депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев заявил, что у фонда "Сколково" к нему нет никаких претензий, а расследование деятельности фонда имеет политическую подоплеку, - сообщало ранее издание «Совершенно Секретно».
"С точки зрения закона там все на 100% чисто, никаких у „Сколково“ нет претензий, до этого Счетная палата все проверяла", — заявил Пономарев 24 апреля.
По его мнению, история с расследованием деятельности "Сколково" имеет "не экономический, а политический характер": "Я в данном случае не являюсь объектом атаки. Объектом атаки являются институты развития в целом, вся инфраструктура развития инноваций, поскольку она связывается, грубо говоря, с либералами в правительстве. Я, кстати, не думаю, что Медведев является объектом атаки, но это люди его команды, то есть по ним реально „стрельба“ идет".
В его случае, отметил Пономарев, предпринимается попытка представить дело таким образом, что за счет государства скрыто финансировалась оппозиция».
«Пономарев подчеркивает одну важную деталь: контракт, по его словам, он заключал не с Бельтюковым, так как тот еще не работал в «Сколково» в то время», - отмечает телеканал Russia Today.
«Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении старшего вице-президента фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова. По данным следствия, с февраля 2011 по февраль 2012 года Бельтюков из средств фонда «Сколково» незаконно передал Илье Пономареву 750 тысяч долларов», - напоминает Полит.Ру.
«В Следственном комитете рассказали, что Бельтюков пытался "завуалировать свои действия", заключив от имени фонда договоры с депутатом. В соответствии с этими договорами, Пономарев за $300 тыс. должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за $450 тыс. выполнить научно-исследовательскую работу, - сообщает Утро.Ру.
"Стоимость каждой лекции оценена Фондом в $30 тысяч. Думается, что многим не потребуется даже заключений ученых-экспертов, чтобы оценить "размах и глубину научной мысли" господина Пономарева, выступившего с одной так называемой лекцией в Общественной палате 30 сентября 2011 года, весь хронометраж которой уложился в 12 минут", – иронизировали следователи».
19 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Зама Вексельберга взяли в дело c депутатом» говорилось: «Следственный комитет возбудил еще одно уголовное дело по факту хищений крупных сумму бюджетных средств, предположительно, имевших место в фонде "Сколково". Новое разбирательство, начавшееся после прошедших накануне обысков в офисе фонда, касается заместителя президента организации Виктора Вексельберга, старшего вице- президента Алексея Бельтюкова.
"Следствием установлено, что вице-президент "Сколково" Бельтюков из средств фонда незаконно передал депутату Госдумы Илья Пономареву 750 тысяч долларов", - говорилось в официальном соощении СКР. В отношении топ-менеджера возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.160 УК РФ - "Растрата в особо крупном размере".
«По данным следствия, передача указанной суммы была сделана в период с февраля 2011 по февраль 2012 года. Как отмечают в СКР, растрату Бельтюков, пытался завуалировать, заключив от имени фонда договоры с Пономаревым. В соответствии с ними депутат за 300 тысяч долларов должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за 450 тысяч "выполнить научно-исследовательскую работу", - сообщало Newsru.com.
В СКР сообщили, что в рамках уголовного дела проверяется информация о фактически прочитанных Пономаревым лекциях, а также научная ценность, новизна, обоснованность научных предложений, сделанных депутатом.
В ведомстве также объяснили причины проверки Бельтюкова и Пономарева: информация о совершении преступления была получена в ходе процессуальной проверки ГСУ СКР по сообщению депутата Госудмы Владимира Жириновского. Лидер ЛДПР, отмечают следователи, подал сигнал о возможном совершении его коллегой преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 128.1 УК РФ (клевета) и ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности)».
Как писали «Известия», «в рамках этого дела у следствия появились вопросы и к президенту фонда Виктору Вексельбергу. Помимо этого источники в «Сколково» сообщают, что в отношении старшего вице-президента фонда по развитию и коммерциализации Алексея Бельтюкова возбуждено еще одно уголовное дело по статье «Присвоение или растрата».
18 апреля в центральном офисе фонда «Сколково» на Краснопресненской набережной в Москве прошли обыски. Сотрудники СКР и оперативники МВД предъявили постановление на обыск президенту фонда Виктору Вексельбергу, который вызвал юристов для оказания им помощи.
— Следователи и оперативники вели себя довольно жестко, — рассказал источник в фонде «Сколково». — Всех сотрудников с одного этажа, а это человек 50, собрали в двух кабинетах. Помощнице старшего вице-президента фонда Алексея Бельтюкова стало плохо, ее пришлось отпаивать водой, но «скорую» ей вызвать не позволили.
Поводом для обысков стало уголовное дело о растрате почти 24 млн рублей, возбужденное против экс-главы финансового департамента фонда Кирилла Луговцева и гендиректора аффилированной с ним таможенно-финансовой компании Владимира Хохлова. Дело было возбуждено после проверки фонда «Сколково» Счетной палатой и Федеральной службой безопасности (ФСБ).
По версии следствия, в 2011 году при фонде была создана дочерняя компания ООО «ТФК «Сколково», в задачу которой входило оформление таможенных грузов для развития наукограда. Куратором этой компании от «Сколково» был назначен Кирилл Луговцев, а гендиректором — Владимир Хохлов. Персонал компании составлял всего 10 человек, причем все они получали зарплату на уровне топ-менеджеров крупных холдингов — от 300 тыс. до 600 тыс. рублей в месяц.
Внимание проверяющих привлекла сделка по аренде помещений для нужд ТФК «Сколково». Как выяснилось, Хохлов потратил из бюджета 24 млн рублей на аренду недвижимости у компании «Ника» без необходимого конкурса. Договор был заключен на три года, все деньги были перечислены авансом без права их возврата арендатору в случае расторжения соглашения.
Вскоре выяснилось, почему Луговцев отдал предпочтение «Нике». Согласно базе данных СПАРК, он создал эту фирму, после чего переписал ее на свою мать Ирину Луговцеву. Она же значится владелицей еще одной компании — «Ника-Эстэйт». Эти фирмы очень похожи на пустышки: у них нет ни сайтов, ни активных телефонных номеров.
Следователи подозревают, что договор аренды был фиктивный, компания ТФК никогда не пользовалась этим помещением для своих нужд, а смысл сделки заключался в том, что Луговцев за счет бюджетных средств отремонтировал недвижимость, принадлежащую его родителям.
Следователи оценили прошедшие обыски как результативные.
— В ходе следственных действий было изъято значительное количество нормативных, финансовых, бухгалтерских и иных документов, которые будут использоваться в процессе доказывания по уголовному делу, — заявил официальный представитель СКР.
По данным газеты, у силовиков появились вопросы и к самому президенту фонда Виктору Вексельбергу и другим руководителям «Сколково». Вексельбергу как руководителю придется ответить, был ли он в курсе действий Луговцева и Хохлова. Не исключено, что следователей заинтересуют завышенные зарплаты топ-менеджеров «Сколково».
Еще осенью 2012 года Счетная палата проверяла, как и на что в «Сколково» тратят бюджетные средства. Ревизоры обнаружили многочисленные нарушения, после чего результаты проверки были засекречены. Например, источники издания в Счетной палате утверждали, что аудиторы вскрыли схему, по которой часть бюджетных средств, выделенных на «Сколково», переводилась в США в виде грантового финансирования Массачусетского института.
Также ревизоры Счетной палаты заинтересовались подозрительно высокими зарплатами топ-менеджеров «Сколково» и гонорарами, которые выплачивались разным людям за участие в проектах.
— Виктор Вексельберг на посту президента фонда получал 2 млн рублей в месяц, — рассказал источник в правоохранительных органах. — После проверки Счетной палаты в «Сколково» даже собрался совет директоров, который срезал оклады. Вексельберг с тех пор получает 15 тыс. рублей в месяц.
Представители фонда «Сколково» пояснили «Известиям», что система начисления и выплаты зарплат у них абсолютно прозрачная.
— Если говорить о депутате Пономареве, то он отчитался и подал декларацию, — заявил «Известиям» официальный представитель фонда Роман Щербаков. — Что касается претензий следователей по поводу высоких зарплат руководителей, то они уплачиваются по договору и с них удерживаются налоги.
В Следственном комитете России вопрос о предстоящем допросе Виктора Вексельберга оставили без комментариев.
Между тем источники «Известий» в фонде «Сколково» сообщили также, что узнали от следователей о возбуждении еще одного уголовного дела — по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). Главным фигурантом в нем, по словам собеседника «Известий», скорее всего, будет старший вице-президент Алексей Бельтюков. Именно он как ответственный за развитие и коммерциализацию заключал с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым договоры, по которым парламентарий в общей сложности получил около 22 млн рублей.
Согласно документам, Пономарев до конца 2011 года должен был выполнить работу по теме «Коммерциализация технологий и международное продвижение российских инновационных компаний». За нее Пономарев получил 13 млн рублей. По второму договору в 2011 году Пономарев за $300 тыс. провел курс лекций.
— Создается такое впечатление, что это новое уголовное дело имеет целью лишение депутата Пономарева иммунитета, а наш фонд в данном случае лишь инструмент в руках силовиков, — считает высокопоставленный собеседник «Известий» в фонде «Сколково».
Официальными комментариями СКР о возбуждении нового уголовного дела в отношении топ-менеджеров «Сколково» «Известия» не располагают».