FLB: Власти Волгоградской области тратили деньги дорожного фонда на приемы, соцопросы и пиар
"Весенние проблемы на дорогах - ямы и выбоины – стали причиной громкого скандала в Волгоградской области. Как выяснилось, непотребное состояние дорог в области напрямую связано с нецелевым расходованием средств регионального дорожного фонда. Как сообщает портал «Высота 102» со ссылкой на акт Контрольно-Счетной палаты, в нарушение действующего законодательства средства дорожного фонда Волгоградской области в 2012 году направлялись на цели, не связанные с ремонтом и строительством магистралей. Согласно данным КСП, нецелевым образом было потрачено порядка 2,7 млрд. рублей «дорожных» денег.
Деньги прошли мимо дорог
В акте КСП отмечается, что фактически в дорожный фонд в 2012 году поступило 10,8 млрд рублей, в том числе 4,7 млрд – федеральных субсидий. Фактические расходы составили 7,7 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2013 года остаток средств дорожного фонда (разница между полученными доходами и расходами) составил 3,2 млрд рублей, в том числе федеральные субсидии в объеме 1,9 млрд рублей. При этом по данным минфина области, в минувшем году не были исполнены заявки миндортранса почти на 656 млн рублей. В КСП подчеркивают, что деньги на ремонт дорог не выделялись «при наличии фактически неиспользованных средств дорожного фонда». Минфин области объяснил данный казус направлением «дорожных» денег на другие нужды бюджета. Однако в КСП заявили, что это является нарушением бюджетного кодекса РФ. Аудиторы указали в акте проверки, что в соответствии с областным законом о дорожном фонде №2246-ОД, определено специальное назначение средств дорожного фонда и «невозможность изъятия и направления их на иные цели». А законом о бюджете области на 2012 год установлено, что «дорожные» средства обособляются отдельным подразделом «Дорожное хозяйство». Следовательно, делают вывод аудиторы, «часть средств дорожного фонда, являющегося составной частью областного бюджета, в сумме не менее 2,7 млрд рублей направлены на цели не соответствующие законам области о бюджете и дорожном фонде». Помимо областного Миндортранса «дорожные» деньги также получали: министерство здравоохранения (около 877 миллионов рублей), Минфин (около 644 миллионов рублей), министерство образования (587 миллионов рублей). Эти средства были направлены в основном на зарплаты. Согласно акту проверки, из общей «копилки» дорожного фонда на нужды, не связанные с дорожной деятельностью именно федеральных субсидий было потрачено не менее 1,4 млрд рублей. Хотя согласно бюджетному кодексу и областному закону о дорожном фонде, поясняют аудиторы, полученные регионом средства федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России»(2010-2015 гг.) должны были тратиться непосредственно на ремонт и строительство дорог, а не на какие-либо другие цели. И 300 тысяч на торжественный прием
Впрочем, всплыли еще более интересные детали. Как отмечает «Высота 102», выяснилось, что руководство Волгоградской области направляло средства фонда не только на зарплаты бюджетникам, но и на нужды, которые, как отметили в КСП, «сложно отнести к первоочередным расходам».
Итак, как следует из акта проверки, на конец 2012 года из 7,5 миллиардов рублей дорожного фонда (с учетом федеральных субсидий и текущих поступлений в бюджет) были произведены траты в размере 4,7 миллиардов рублей. Из этих средств около 70% были направлены четырем главным распорядителям средств областного бюджета. Около 1,1 миллиарда рублей - Миндортрансу Волгоградской области. Около 877 миллионов рублей - Министерству здравоохранения Волгоградской области. Около 644 миллионов рублей – Минфину Волгоградской области. Около 587 миллионов рублей – Министерству образования и науки Волгоградской области.
По трем главным распорядителям бюджета (Минздрав, Минфин и Минобрнауки) средства были направлены в основном на зарплату. Однако при этом были произведены расходы с сумме 40,8 миллионов рублей, которые «сложно отнести к первоочередным расходам».
На что же тратили средства дорожного фонда областные власти? – задается вопросом издание, и пишет: «Аппарат губернатора и правительства,- отмечает портал, - счел необходимым направить 3,2 миллиона рублей – на аренду комплекса зданий: 572 тысячи рублей – на услуги по модернизации программ; 453 тысячи рублей – на образовательные услуги; 393 тысячи рублей – на аренду нежилых помещений; 298 тысяч рублей – на услуги по проведению соцопроса; 295 тысяч рублей – на обслуживание делегаций; 300 тысяч рублей – на торжественный прием».
Кроме того, по линии министерства печати и информации Волгоградской области были использованы 490 тысяч рублей – на аренду турбазы и 2,8 миллиона рублей – на услуги по информационному освещению.
«Приложило» руку к дорожному фонду и само министерство финансов Волгоградской области, потратив 10,5 миллиона рублей из этого источника на «услуги по сопровождению автоматических систем планирования».
Кроме этого ведомства, дорожными средствами в размере 19,1 миллиона рублей воспользовался комитет информационных технологий и коммуникаций Волгоградской области. А Минздрав региона «взял» оттуда 2,2 миллиона рублей за комплект серверного оборудования.
В условиях не сокращающегося дефицита бюджета, а также урезания средств на социально важные статьи, в правительстве Волгоградской области, по всей видимости, не посчитали зазорным потратить деньги дорожного фонда не на ремонт разбитых магистралей региона, а на нужды, малопонятные и раздражающие жителей региона.
Например, страсть руководства региона к фуршетам, приемам, а также выкачивание бюджетных средств на пиар деятельности губернатора и правительства уже стало притчей во языцах. А теперь чиновники докатились до того, что берут деньги на эти «важные» мероприятия из дорожной копилки. Соответственно, при такой финансовой политике руководства Волгоградской области сложно ожидать какого-то улучшения на дорогах региона.
Вместо денег и дорог – протокол разногласий
Впрочем, в Минфине Волгоградской области с выводами аудиторов не согласны. Так, в «разногласиях», которые в министерстве финансов подготовили на акт проверки КСП, его глава Марат Абдулхалыков утверждает, что в законе Волгоградской области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» не указано «специальное назначение дорожного фонда Волгоградской области, невозможность изъятия и направления средств на иные цели». Другими словами, в ведомстве считают, что средства дорожного фонда можно изымать на другие цели. Но в этом документе чиновники так и не объяснили первоочередность и важность трат этих самых 40 миллионов рублей. Однако подчеркнули, что деньги тратились не только по линии исполнительной власти, но и законодательной. По утверждению министра, законодательный орган власти также в последнюю неделю 2012 года (к этому периоду относятся цифры, представленные в акте КСП – прим. ред. ИА «Высота 102») был профинансирован на 17,2 миллиона рублей.
По данным ИА «Высота 102», результаты проверки исполнения Минфином Волгоградской области исполнения им бюджетного законодательства переданы в Министерство финансов РФ с просьбой дать оценку законности или незаконности произведенных правительством Волгоградской области операций, в результате которых часть средств дорожного фонда была потрачена на что угодно, кроме самих дорог. Но даже в случае признания законными всех действий чиновников остается незакрытой нравственная часть этой истории. Почему, например, соцопросы, пиар власти и аренда каких-то помещений и турбаз для руководства региона важнее исполнения своих обязательств перед жителями в части того же самого лекарственного обеспечения, объем финансирования которого, как показала недавняя проверка КСП, далек от потребностей населения? Ведь, если бы средства дорожного фонда были «заняты» именно для решения этой проблемы, люди бы это поняли.
КСТАТИ
Пока материалы «о хромой финансовой дисциплине» региональных министров и других чиновников блуждают по кабинетам федеральных ведомств жители Волгоградской области «хоронят дороги», обозначая ямы и колдобины искусственными букетами. Активисты таким образом «ставят крест» на своих мечтах увидеть нормальные магистрали в городе-герое и области. А вот случаи с финансовыми комбинациями, когда, например, областной минздрав, имея свои федеральные программы финансирования, «столуется» в дорожном фонде вполне заслуживают внимания не только специалистов минфина, но и оценки иных компетентных органов. "