FLB: Доктор экономических наук Никита Кричевский о «научной ценности» работы и лекций Ильи Пономарева для фонда «Сколково»
"«На моем столе лежит объемная, почти 300-страничная монография «Принуждение к инновациям: стратегия для России» (под редакцией Владислава Иноземцева), написанная коллективом известных титулованных авторов из 14 человек, включая вашего покорного слугу, увидевшая свет в конце 2009 г. Гонорар, полученный от провластных заказчиков, по большому счету, лишь покрывал затраты на подготовку материала. Впрочем, деньги для нас никогда не были главенствующим стимулом — мы всегда работали прежде всего за идею, - пишет доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский в «Московском комсомольце» № 26219 от 23 апреля 2013 года.
Знали бы мы тогда, что практически одновременно с нами схожий труд об инновационной деятельности по заказу фонда «Сколково» готовит малоизвестный в экспертном сообществе, но зато один из наиболее популярных оппозиционных депутатов Госдумы Илья Пономарев, а цена доклада «Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов и 20 предостережений. Дорожная карта строительства инновационной экономики» составит, по данным СМИ, 450 тыс. долл.!
Оказалось, что «Сколково» еще легко отделалось. Как заявил г-н Пономарев в интервью «МК» 20 апреля 2013 г., «если сравнить деньги, которые заплачены по этому контракту, с суммой, которую взяли бы в McKinsey&Company на разработку аналогичных бумаг.., то я думаю, что сделал эту работу раз в 10 ниже рыночной цены». Для сравнения: в начале этого года стало известно, что один из крупнейших инвестиционных банков мира Goldman Sachs взялся в течение трех лет и всего за 500 тыс. долл. «подтянуть» инвестиционный имидж всей России. И еще, для сведения депутата: во-первых, рыночных цен на научно-исследовательские работы ввиду уникальности не существует, а во-вторых, сравнивать себя с McKinsey, мягко скажем, некорректно, - отмечает Никита Кричевский.
Поговорим о нетленке. Вообще-то, насколько мне известно, «Ярославский план 10-15-20» был подготовлен не столько г-ном Пономаревым, а Нью-Йоркской академией наук к 20 августа 2010 г. и представлен на Мировом политическом форуме в Ярославле 8—9 сентября того же года, - выражает уверенность автор публикации в «МК». -Ознакомиться с докладом можно на сайте МГИМО. Полагаю, что негоже присваивать себе авторство чужого труда, к тому же уже, вероятно, кем-то оплаченного. Видимо, по чьей-то недоработке, а может, по оговорке самого г-на Пономарева в интервью контракт на выполнение опубликованной работы был заключен... в сентябре 2010 г., а общая сумма, опять же согласно данным СМИ, составила 750 тысяч долл. У доклада объемом 127 стр. 3 автора, столько же соавторов и 36 участвовавших в опросах экспертов (в их числе и сам г-н Пономарев). Кстати, экспертам вознаграждение обычно не выплачивается, но здесь, похоже, особый случай.
Почему всю дорогу речь идет именно о «Ярославском плане 10-15-20»? Потому что о нем говорит сам г-н Пономарев в упомянутом выше интервью. В нем депутат также подтверждает, что получил все 750 тыс. долл.«за вычетом налогов, а потом тратил на переезды, проживание и оплату экспертов, когда это требовалось». Непонятно только, какое отношение имеет «Сколково», у которого вообще-то несколько иные задачи к научной работе (о подлинном авторстве нью-йоркских академиков здесь умолчим), приуроченной к Ярославскому политическому форуму, организованному в соответствии с Распоряжением Президента РФ Дмитрия Медведева №86-рп от 14 февраля 2010 г.? - задается вопросом доктор экономических наук Никита Кричевский.
Немаловажная деталь: инновационный центр в пресс-релизе сообщает, что представленные г-ном Пономаревым материалы«удовлетворили Фонд, как заказчика, и не только используются в организации его текущей деятельности, но и оказались востребованы на рынке». Что же получается: депутат Госдумы запутал «Сколково», представив чужое и широко известное к тому времени исследование, а инноваторы по непонятным причинам не удосужились проверить?, либо это сговор? - изумляется автор публикации в «МК».
Это еще что. Как следует из информационных сообщений, в рамках договора со «Сколково» г-н Пономарев, закончивший физфак МГУ, прочел 10 лекций с оплатой по 30 тыс. долл. за каждую. Здесь «вскипает ярость благородная» не только у интеллектуальной элиты Гарварда или Кембриджа, но и у российских профессоров, получающих за один мастер-класс также до 30 тысяч. Но рублей. (Кстати, оклад автора этих строк, в бытность завкафедрой солидного российского госуниверситета, тоже составлял около 30 тысяч. рублей, естественно), - отмечает профессор Никикта Кричевский.
Все бы ничего, если бы депутат Пономарев не приписал себе авторство доклада, в котором по сути он упомянут как эксперт. Интересно, а указал ли он в декларациях позднее подтвержденные «сколковские» доходы и не подвел ли фонд? Чем? Да хотя бы тем, что являлся советником Президента Фонда «Сколково» Виктора Вексельберга по международному развитию и коммерциализации технологий. А что если г-н Пономарев был «завербован» сколковским олигархом в качестве агента влияния в российской оппозиции? Но довольно внимания к г-ну Пономареву, которому, как думается, вскоре предстоит объясняться с самыми разными государственными организациями. Зададимся несложными вопросами о работе самого «Сколково», - предлагает профессор Никита Кричевский в «Московском комсомольце».
Господа инноваторы, не кажется ли вам, что оплата бюджетными деньгами, да к тому же прежде опубликованного научного доклада, а также десятка лекций не самого известного эксперта в сфере инноваций — это как минимум расточительство? И кстати, выбирался ли исполнитель по конкурсу или без оного? – прямо спрашивет руководство фонда автор публикации в «МК».
Хорошо, предположим, что г-н Пономарев — ценный и опытный специалист, к тому же депутат, оплата услуг которого действительно оценивается в 750 тыс. долл. Однако это уже не первый скандал вокруг «Сколково».
В частности, следствие проверяет полученную из ФСБ России оперативную информацию о допущенных фондом «Сколково» фактах нецелевого расходования 3 миллиардов 500 миллионов рублей, выделенных на развитие наукограда, которые были размещены на депозитах «Меткомбанка», аффилированного президенту фонда «Сколково» Виктору Вексельбергу. То есть субсидии, выделенные фонду из федерального бюджета на создание центра «Сколково», на длительное время оседали на депозитах в кредитной организации».
Тогда же достоянием общественности стал факт перечисления фондом в 2010-2011 гг. 401 млн рублей в виде гранта Сколковскому институту науки и технологий (Сколтех). По версии проверяющих, Сколтех вообще не должен был получать бюджетные средства из фонда, так как в реестре участников инновационного проекта не значился.
Еще одним объектом проверки стала оплата дочерней структурой фонда в июне-августе 2011 г. работ на 37 млн рублей, не предусмотренных договорами с подрядными организациями, строившими в «Сколково» электроподстанцию подземного типа.
Наконец, все большее беспокойство вызывает судьба самого проекта «Сколково», в теории преподнесенного как базис национальной инновационной системы, а пока на практике оказавшегося не достаточно просчитанным, не очень подготовленным, да что там — калькой с устаревших западных образцов. Через четыре года после начала реализации проекта почти никаких инновационных результатов не видно, зато деньги «успешно» осваиваются, а скандалы день ото дня множатся.
Удручающая, безвыходная картина. Не оставляющая власти иного выбора, кроме как скорейшего выявления и публичного наказания виновных», - приходит к безрадостному выводу доктор экономических наук Никита Кричевски в публикации «Московского комсомольца».
19 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Зама Вексельберга взяли в дело c депутатом» говорилось: «Следственный комитет возбудил еще одно уголовное дело по факту хищений крупных сумму бюджетных средств, предположительно, имевших место в фонде "Сколково". Новое разбирательство, начавшееся после прошедших накануне обысков в офисе фонда, касается заместителя президента организации Виктора Вексельберга, старшего вице- президента Алексея Бельтюкова.
"Следствием установлено, что вице-президент "Сколково" Бельтюков из средств фонда незаконно передал депутату Госдумы Илья Пономареву 750 тысяч долларов", - говорится 19 апреля в официальном соощении СКР. В отношении топ-менеджера возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.160 УК РФ - "Растрата в особо крупном размере".
«По данным следствия, передача указанной суммы была сделана в период с февраля 2011 по февраль 2012 года. Как отмечают в СКР, растрату Бельтюков, пытался завуалировать, заключив от имени фонда договоры с Пономаревым. В соответствии с ними депутат за 300 тысяч долларов должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за 450 тысяч "выполнить научно-исследовательскую работу", - сообщает в пятницу Newsru.com.
В СКР сообщили, что в рамках уголовного дела проверяется информация о фактически прочитанных Пономаревым лекциях, а также научная ценность, новизна, обоснованность научных предложений, сделанных депутатом.
В ведомстве также объяснили причины проверки Бельтюкова и Пономарева: информация о совершении преступления была получена в ходе процессуальной проверки ГСУ СКР по сообщению депутата Госудмы Владимира Жириновского. Лидер ЛДПР, отмечают следователи, подал сигнал о возможном совершении его коллегой преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 128.1 УК РФ (клевета) и ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности)».
Как пишут в сегодняшнем номере «Известия», «в рамках этого дела у следствия появились вопросы и к президенту фонда Виктору Вексельбергу. Помимо этого источники в «Сколково» сообщают, что в отношении старшего вице-президента фонда по развитию и коммерциализации Алексея Бельтюкова возбуждено еще одно уголовное дело по статье «Присвоение или растрата».
18 апреля в центральном офисе фонда «Сколково» на Краснопресненской набережной в Москве прошли обыски. Сотрудники СКР и оперативники МВД предъявили постановление на обыск президенту фонда Виктору Вексельбергу, который вызвал юристов для оказания им помощи.
— Следователи и оперативники вели себя довольно жестко, — рассказал источник в фонде «Сколково». — Всех сотрудников с одного этажа, а это человек 50, собрали в двух кабинетах. Помощнице старшего вице-президента фонда Алексея Бельтюкова стало плохо, ее пришлось отпаивать водой, но «скорую» ей вызвать не позволили.
Поводом для обысков стало уголовное дело о растрате почти 24 млн рублей, возбужденное против экс-главы финансового департамента фонда Кирилла Луговцева и гендиректора аффилированной с ним таможенно-финансовой компании Владимира Хохлова. Дело было возбуждено после проверки фонда «Сколково» Счетной палатой и Федеральной службой безопасности (ФСБ).
По версии следствия, в 2011 году при фонде была создана дочерняя компания ООО «ТФК «Сколково», в задачу которой входило оформление таможенных грузов для развития наукограда. Куратором этой компании от «Сколково» был назначен Кирилл Луговцев, а гендиректором — Владимир Хохлов. Персонал компании составлял всего 10 человек, причем все они получали зарплату на уровне топ-менеджеров крупных холдингов — от 300 тыс. до 600 тыс. рублей в месяц.
Внимание проверяющих привлекла сделка по аренде помещений для нужд ТФК «Сколково». Как выяснилось, Хохлов потратил из бюджета 24 млн рублей на аренду недвижимости у компании «Ника» без необходимого конкурса. Договор был заключен на три года, все деньги были перечислены авансом без права их возврата арендатору в случае расторжения соглашения.
Вскоре выяснилось, почему Луговцев отдал предпочтение «Нике». Согласно базе данных СПАРК, он создал эту фирму, после чего переписал ее на свою мать Ирину Луговцеву. Она же значится владелицей еще одной компании — «Ника-Эстэйт». Эти фирмы очень похожи на пустышки: у них нет ни сайтов, ни активных телефонных номеров.
Следователи подозревают, что договор аренды был фиктивный, компания ТФК никогда не пользовалась этим помещением для своих нужд, а смысл сделки заключался в том, что Луговцев за счет бюджетных средств отремонтировал недвижимость, принадлежащую его родителям.
Следователи оценили прошедшие обыски как результативные.
— В ходе следственных действий было изъято значительное количество нормативных, финансовых, бухгалтерских и иных документов, которые будут использоваться в процессе доказывания по уголовному делу, — заявил официальный представитель СКР.
По данным газеты, у силовиков появились вопросы и к самому президенту фонда Виктору Вексельбергу и другим руководителям «Сколково». Вексельбергу как руководителю придется ответить, был ли он в курсе действий Луговцева и Хохлова. Не исключено, что следователей заинтересуют завышенные зарплаты топ-менеджеров «Сколково».
Еще осенью 2012 года Счетная палата проверяла, как и на что в «Сколково» тратят бюджетные средства. Ревизоры обнаружили многочисленные нарушения, после чего результаты проверки были засекречены. Например, источники издания в Счетной палате утверждали, что аудиторы вскрыли схему, по которой часть бюджетных средств, выделенных на «Сколково», переводилась в США в виде грантового финансирования Массачусетского института.
Также ревизоры Счетной палаты заинтересовались подозрительно высокими зарплатами топ-менеджеров «Сколково» и гонорарами, которые выплачивались разным людям за участие в проектах.
— Виктор Вексельберг на посту президента фонда получал 2 млн рублей в месяц, — рассказал источник в правоохранительных органах. — После проверки Счетной палаты в «Сколково» даже собрался совет директоров, который срезал оклады. Вексельберг с тех пор получает 15 тыс. рублей в месяц.
Представители фонда «Сколково» пояснили «Известиям», что система начисления и выплаты зарплат у них абсолютно прозрачная.
— Если говорить о депутате Пономареве, то он отчитался и подал декларацию, — заявил «Известиям» официальный представитель фонда Роман Щербаков. — Что касается претензий следователей по поводу высоких зарплат руководителей, то они уплачиваются по договору и с них удерживаются налоги.
В Следственном комитете России вопрос о предстоящем допросе Виктора Вексельберга оставили без комментариев.
Между тем источники «Известий» в фонде «Сколково» сообщили также, что узнали от следователей о возбуждении еще одного уголовного дела — по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). Главным фигурантом в нем, по словам собеседника «Известий», скорее всего, будет старший вице-президент Алексей Бельтюков. Именно он как ответственный за развитие и коммерциализацию заключал с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым договоры, по которым парламентарий в общей сложности получил около 22 млн рублей.
Согласно документам, Пономарев до конца 2011 года должен был выполнить работу по теме «Коммерциализация технологий и международное продвижение российских инновационных компаний». За нее Пономарев получил 13 млн рублей. По второму договору в 2011 году Пономарев за $300 тыс. провел курс лекций.
— Создается такое впечатление, что это новое уголовное дело имеет целью лишение депутата Пономарева иммунитета, а наш фонд в данном случае лишь инструмент в руках силовиков, — считает высокопоставленный собеседник «Известий» в фонде «Сколково».
Официальными комментариями СКР о возбуждении нового уголовного дела в отношении топ-менеджеров «Сколково» «Известия» не располагают».