"МН" возвращаются к теме высылки из Болгарии представителей российского бизнеса
"В последний день августа отъезжающие с софийского вокзала в Москву могли видеть, как трое русских выпивали на перроне на посошок и крыли последними словами болгарское правительство.
"По вашему Совмину психушка плачет, они все там с ума посходили, до последнего!"- громким голосом говорил моложавый человек в дорогом костюме, без галстука. Ему вторили еще двое: блондин с бородкой, в очках и смуглый брюнет лет сорока.
Отъезжающий, Владимир Анатольевич Горшенин, академик и генерал запаса, был одним из пятерых выходцев из бывшего СССР, высланных из Болгарии приказом главы контрразведки генерала Атанаса Атанасова от 18 августа. Провожали его двое из той же группы: Дмитрий Адольфович Ширков и Равиль Накипович Хайрулин.
Последние двое из "великолепной пятерки", как ее окрестили болгарские газеты, - Денис Ершов (Джерсов) и Михаил Черной - уже давно не в Болгарии. Ершов в день оглашения приказа был в Монако, Черной уехал вечером того же дня, не дожидаясь, пока ему вручат предписание покинуть страну. У всех пятерых отнято право въезда на болгарскую территорию на ближайшие 10 лет.
Ширков и Хайрулин пока остаются в Софии. Их адвокат, популярнейшая в юридическом мире Болгарии Рени Цанова, опротестовала приказ Атанасова. Оба бизнесмена заявили, что не покинут страну до решения суда.
В случае неблагоприятного исхода судебного дела по крайней мере четверым из пяти персон нон грата есть куда податься. Ершов-Джерсов - гражданин Литвы и Монако. Хайрулин и Ширков - греческие подданные, не говоря уже о Черном, у которого, по слухам, семь или восемь паспортов. В приказе службы контрразведки он назван гражданином России, Израиля и США. О других гражданствах Горшенина, кроме российского, пока неизвестно.
Восход русского бизнеса
Все пятеро - довольно преуспевшие в Болгарии деловые люди. Москвич Горшенин - президент Международной корпорации "Технология индустрии", специалист по авиации. Корпорация располагает большим количеством разработок ученых советского военно-промышленного комплекса. Именно такими технологиями и ноу-хау с успехом торговал в Болгарии Горшенин.
Хайрулин и Ширков приватизировали завод металлорежущих машин в южном болгарском городке Якоруда.
Все трое знакомы еще по Москве, некоторое время работали вместе, хотя и утверждают, что их бизнес-пути давно разошлись. Все трое категорически отрицают причастность к торговле оружием. Хайрулин поставлял запчасти для военных самолетов в 1994 году, но в дальнейшем, по его словам, спецпродукцией не занимался.
Гораздо лучше шли дела у Ершова и Черного. 34-летний Ершов, отколовшийся со скандалом от нефтяной компании "Юкос", заправляет двумя фирмами: "Юкос Петролеум Лондон" и "Нафтекс груп" в Вене. Лондонская фирма - хозяин 75 процентов болгарской фирмы "Нафтекс Петролеум". Группа является основным акционером бывшей государственной сети автозаправочных станций "Петрол".
Самым популярным персонажем из всей "пятерки" в Болгарии был, однако, Михаил Черной.
Цель - "футбольный король"
В приказе генерала Атанасова упоминается, что Михаил Черной (или Майкл Чорный, как его называют в Болгарии) прямо или косвенно участвовал в мощных фирмах: "Юкос Петролеум Болгария", "Нафтекс груп", "Россэксимбанке", "Нефтинвестбанке" и "МобилТел". Черной все это отрицает. По его словам, в Болгарии ему принадлежит только одна фирма "М и В".
Однако позже сам бизнесмен в интервью болгарскому радио сказал, что вложил в страну свыше десяти миллионов долларов личных денег, а его адвокат Тодор Батков утверждает публично, что его клиент "консультирует и управляет инвестициями в болгарскую экономику на сумму, приближающуюся к 200 000 000 долларов". В таком размахе фирма "М и В" до сих пор замечена не была.
Михаил Семенович, однако, тесно связан с Владимиром Грашновым, номинальным владельцем единственной пока в Болгарии фирмы сотовой GSM-связи "МобилТел" и президентом самой популярной в стране футбольной команды "Левски". В конце июня, когда "Левски" стала чемпионом и выиграла Кубок Болгарии, Черной в синей клубной футболке вышел на поле для вручения медалей и одним из первых поднял кубок над головой. Позже он лично заявил перед прессой, что является основным акционером клуба.
В судебной регистрации "Мобил Тел" имя Черного не фигурирует, но акции этого общества анонимны. В середине года "МобилТел" купил обанкротившуюся софийскую газету "Стандарт" и ее "сателлита" - спортивную газету "7 дней спорта". Кроме того, на паях с другой газетной группировкой сотовый оператор участвует в издании еще одной спортивной газеты.
Не исключено, что именно эта последняя покупка стоила Михаилу Семеновичу стольких неприятностей.
То, что основной целью властей являлся именно Черной, - секрет Полишинеля. Причем причины для высылки его из страны скорее экономические, чем политические. Денежные интересы стоят и за изгнанием Дениса Ершова. Во всяком случае, власти так и не представили никаких доказательств.
Ясно и то, что Горшенин, Хайрулин и Ширков попали в список скорее для придания видимости широкомасштабной операции, чем из-за каких-то тяжелых прегрешений перед болгарскими законами. Несколько газет опубликовали доносы якорудских структур правящей партии на Хайрулина и Ширкова. Скорее всего, они просто отказались делиться заработанным с властями предержащими. Горшенина же подозревают в худшем грехе - спонсировании оппозиции.
И все же власть целилась именно в Черного.
На что обиделись власти?
Грехи Михаила Семеновича, скорее всего, копились постепенно. Газета "Стандарт", после того как сменила владельца, резко изменила курс и из проправительственного издания превратилась в критика власти.
Изгнаннику ставят в вину и чересчур тесное сближение на футбольной почве с теми кругами в правящей партии, которые находятся во внутренней оппозиции к ее лидеру и премьер-министру Болгарии Ивану Костову.
Вполне возможно, что за приказом о выдворении и запретом на въезд в страну на 10 лет стоят и интересы высокопоставленных лиц в области мобильной коммуникации. До сих пор на территории Болгарии функционирует только два оператора мобильных телефонов, причем второй, "Мобиком", принадлежит к предыдущему, аналоговому поколению сотовой связи. Вряд ли случайно, что сразу после отлета Черного из Софии заговорили о продаже части акций "МобилТел" турецкому оператору "Тюркселл".
Без ЦРУ не обошлось
В связи с возможным переходом собственности "МобилТел" в турецкие руки нелишне вспомнить о предшествующем изгнанию Черного визите в страну директора ЦРУ Джорджа Тенета. За два дня пребывания в Софии Тенет ни разу не появился на людях и даже не дал обещанного было брифинга перед отлетом.
Разумеется, вряд ли директор американской разведки, как мальчик на побегушках у болгарских спецслужб, станет возить с собой оперативные дела на деловых людей, вроде Черного, даже если их подозревают в тяжелых преступлениях. Но познакомить его со своими намерениями в отношении группы бизнесменов из бывшего Советского Союза и испросить благословения действовать болгарские власти вполне могли.
Косвенно об этом свидетельствуют два, на первый взгляд, противоречивых факта: во-первых, отнимая у Черного и остальных право пребывания в Болгарии, власти подчеркнули, что это ничуть не помешает пятерым бизнесменам управлять своими делами из-за границы. Что само по себе вызывает изумление. Ведь основным упреком к опальным было именно неясное происхождение их средств. Выходит, что Болгария на весь мир заявляет о том, что отнюдь не прочь пользоваться отмытыми и даже преступными деньгами.
Вторая возможность прямого участия Тенета в экстрадиции Черного - турецкие интересы в Болгарии. Не секрет, что именно Турция является "любимым чадом" Америки на Балканах. А аппетит "Тюркселл" к мобильным коммуникациям соседней страны может представлять интерес даже для столь высокопоставленного американского чиновника.
Наконец, не исключено, что весь сыр-бор загорелся, чтобы отвлечь общественное внимание от серьезного внутреннего скандала. За две недели до объявления пятерых бизнесменов персонами нон грата в Болгарии главный прокурор страны завел уголовное расследование против МВД, обнаружив у себя на квартире активированные подслушивающие устройства. Следствие еще не закончено, но после экстрадиции Черного тема с "жучками" сошла на нет.
Что дальше?
Первой реакцией пятерых изгоняемых было обратиться в суд. Адвокат Черного заявил, что вчинит иск директору контрразведки на семизначную сумму. Он конкретизировал, что это может быть любая сумма от миллиона до 999999999 долларов. "А когда его осудят, мы подскажем Атанасову, откуда взять эти деньги, они у него есть",- намекнул адвокат.
Сразу после отлета из Болгарии Черной заявил электронному изданию MIGnews.com, что расценивает акцию болгарских властей как провокацию, и дополнил, что не намерен продавать что-либо из своего бизнеса кому бы то ни было.
Две недели позже, выступая на волнах столичной радиостанции, Михаил Семенович несколько изменил тон: "Если запрет на мое пребывание в Болгарии останется в силе, я продам все свои акции". Он подтвердил, что владеет "небольшим" процентом акций "МобилТел". "Единственное, что меня интересует в этой стране, - это футбольный клуб "Левски". Эти акции я не продам никому и ни за что. Я буду и впредь спонсировать эту команду. И через 11 лет снова буду на стадионе, чтобы вместе с ребятами поднять Кубок чемпионов", - дополнил Черной.
Досье "МН" Если верить заявлению директора Национальной службы безопасности Болгарии Атанаса Атанасова, сделанному им по центральному болгарскому телевидению вечером 3 сентября, греческий подданный (!) Равиль Хайрулин (на снимке в центре) в настоящее время разыскивается ФСБ РФ. При этом Атанасов заявил, что цитирует официальную информацию российских спецслужб. В ЦОС ФСБ нам эту информацию комментировать отказались, заявив, что "даже если просьба о выдаче и была, то посылалась она болгарам неофициально, и никто такую информацию подтверждать не будет".
"Человек, который ввел Михаила Черного в болгарскую экономику, зовут Григорий Лучанский. Этот российский ученый, которому было доверено управление фирмой "Нордекс", стал настоящей копилкой, через которую расплачивались спецслужбы бывшего СССР."
Директор Национальной службы безопасности Болгарии Атанас Атанасов "