FLB: Гарри Каспаров уехал в США и увез с собой деньги. Лидерам «болотной революции» теперь придется забыть о баснословных зарплатах «за протесты»
"“В Координационном совете оппозиции продолжаются разборки и разоблачения. Теперь на кону стоит репутация Гарри Кимовича Каспарова, который взял да и уехал в США надолго и всерьез. Яшин пишет, что Каспаров струсил, что его арестуют по "болотному делу", пять дней, которые он провел однажды в околотке, произвели на него неизгладимое впечатление. Бывший соратник по “Солидарности” Владимир Милов обвиняет Каспарова в подлости: мол, звал людей “на баррикады”, а сам из-за страха на протестные акции не ходил. Но если отсеять в этом гаме “звуки растерянности и обиды”, то в сухом остатке останется главная претензия – Каспаров перестал тратить на российское протестное движение деньги, и роскошные зарплаты оппозиционеров – как минимум по 230 руб. в месяц - теперь остались в прошлом.
Недавно в интервью телеканалу “Дождь” во время съезда “Солидарности” ее лидер Борис Немцов признался в том, что в организации "финансовый кошмар, необходимы 2 млн рублей в год, и сбор средств на организацию становится все более кошмарным явлением". Иными словами, в протестном движении кончились деньги. На этом же съезде стало известно и о выходе из руководящих органов движения Гарри Каспарова, по некоторым данным, главного спонсора пртестных акций последних лет. Поначалу речь шла о том, что в «Солидарности» экс-чемпион мира по шахматам, вообразивший себя политиком, все же останется, однако позже и в этом возникли сомнения. Бывшие соратники Каспарова вполголоса заговорили о его «Эмиграции». А после этого обвинения посыпались как из рога изобилия, который, к слову, Каспаров перекрыл.
Я сознательно использовал формулировку: «Насколько понимаю, Каспаров решил эмигрировать». И несмотря на эмоциональное опровержение самого Гарри Кимовича, мое понимание ситуации не изменилось.
Не секрет, что Каспаров много времени проводит в Нью-Йорке: он рассказывал, что несколько лет назад купил там квартиру. По причине отсутствия в стране он пропустил предыдущее заседание Координационного Совета оппозиции, да и на следующее, по его словам, прилететь не сможет. Давно его не было видно и на протестных митингах.
Не хочу, однако, чтобы мои слова воспринимались как осуждение. В отличие от какого-нибудь мутного Пехтина, нет сомнений, что Каспаров заработал на свою американскую квартиру честным трудом. К тому же я далек от того, чтобы упрекать человека местом его жительства. Любой гражданин, конечно, имеет право жить и работать там, где ему комфортно.
Да, я полагаю, что Каспаров был бы очень полезен в России сейчас, когда каток репрессий давит невиновных людей. Его интеллект и авторитет были бы здесь очень кстати. Но это всего лишь мое частное мнение. Естественно, Каспаров может считать иначе, и я не вправе навязывать ему свою точку зрения.
Не думаю, что с моей стороны будет корректно рассуждать о причинах столь долгого и частого отсутствия Каспарова в России. Он сам даст необходимые пояснения, если посчитает нужным.
Скажу только, что Каспаров, как мне кажется, старается проявлять в политике свои выдающиеся шахматные навыки. То есть ведет свою партию весьма осторожно и старается избегать рискованных ходов.
Такая тактика сильно отличается, например, от линии Алексея Навального или Сергея Удальцова. После первых арестов каждый из них упорно шел на таран системы и снова оказывался за решеткой. Обоим сейчас грозят длительные уголовные сроки. Каспаров же после своего первого административного ареста в 2007 году старался избегать несогласованных акций. Единственный раз с тех пор он был задержан у суда, где шел процесс над Pussy Riot, но тогда его, к счастью, отпустили через пару часов. Осторожность Каспарова проявилась и 6 мая прошлого года на Болотной площади, которую он покинул перед тем как полиция атаковала демонстрантов.
И, пожалуй, хорошо, что в обойме оппозиционных политиков есть такой вдумчивый и осторожный лидер. В конце концов, если власть начнет сажать всех повально, кто-то же должен остаться на свободе.
Что же касается выхода Гарри Кимовича из «Солидарности», то все мы с пониманием отнеслись к этому его решению. Но честно говоря, сомневаюсь, что истинная причина ухода Каспарова в том, что наше движение стало слишком тесно сотрудничать с Партией народной свободы (как он написал вчера в своем блоге). Каспаров давно уже по сути свел свою активность в «Солидарности» к нулю, в том числе отказался от участия в ее финансировании. Думаю, за 10 лет политической карьеры он просто устал тратить деньги. И по-человечески его, конечно, можно понять.
Непонимание вызывает разве что форма выхода из движения. Каспаров был в числе основателей «Солидарности» и на протяжении 5 лет воспринимался как один из ее лидеров. Наверное, все-таки можно было найти время и возможность посетить вчерашний съезд, объясниться с приехавшими из регионов активистами и попрощаться лично, а не из-за океана. Это было бы проявлением элементарного уважения к своим товарищам».
FLB. Владимир Милов: «Подлец. Нет у меня для вас другого слова»
«Не могу не прокомментировать ситуацию с эмиграцией из России видного политического деятеля Гарри Кимовича Каспарова, - пишет в своем блоге в ЖЖ бывший член «Солидарности», которого в свое время Борис Немцов и Гарри Каспаров изгнали из движения «с особым цинизмом», Владимир Милов.
Что бы там Каспаров ни писал, что он "никуда не уехал", на самом деле пишет он это из-за границы и конкретных планов его возвращения в Россию не имеется (пусть назовет тогда дату, когда он приезжает сюда?).
Дело не в твите Яшина о том, что Каспаров решил эмигрировать, а в том, что все, кому надо, уже давно знают, что Каспарова вызвали куда-то там свидетелем по Болотному делу, и он дико испугался, что ему, как минимум, ограничат свободу передвижения и решил свалить. А как максимум - мы много лет уже в шутку обсуждаем т.н. "синдром Каспарова", выражающийся в том, что после пяти суток, проведенных в изоляторе в ноябре 2007 года, Каспаров перестал появляться на несанционированных акциях, где был риск, что его "повинтят" (об этом сегодня пишет Яшин).
Грешно смеяться над этим, все мы люди, неизвестно, как на каждого из нас могут повлиять содержание под стражей, арест, посадка. Такими вещами не шутят. Мне рассказывали близкие к Каспарову люди, что он страшно испугался в момент этого ареста, испытал невероятный дискомфорт - в том числе боялся что его отравят тюремной пищей - и, видимо, принял для себя решение с участием в несанкционированных акциях покончить.
Свинство Каспарова в этой ситуации заключалось в том, что все эти годы после того, как он подхватил соответствующий синдром и стал побаиваться нового ареста, он был в числе тех политиков, которые наиболее активно призывали рядовых политических активистов и граждан как раз к участию в несанкционированных акциях, к выходу на улицы, к походу на Триумфальную и т.п. Сам он все последние четыре года свое отсутствие на Триумфальной безо всякой ненужной изобретательности объяснял "плотным графиком".
Вот это и есть главная политическая черта Каспарова - лицемерие. Лицемерие и гапоновщина. Призывать других идти на баррикады, а самому шифроваться - ну это подло просто, и все. Точка.
Очередной случай произошел 6 мая прошлого года на Болотной - фантастическое исчезновение Каспарова с поля боя при появлении признаков вероятных столкновений с полицией. Яшин об этом пишет. Когда мы в прошлом мае случайно встретились с Борисом Немцовым по дороге в Таллинн, он мне иронично говорил что "так и не понял, как и куда пропал с Болотной Гарик".
И вот так было у Каспарова всегда и все. Он декларировал одно, а делал совершенно другое. В этом к нему и претензия по части недвижимости и вида на жительство в Америке: черт бы с ним, я лично не являюсь противником ни того, ни другого, и не понимаю, за что вы чморите Пехтина и так далее. Но если ты призываешь людей в России, не имеющих ничего за душой и рискующих всем, к радикальным действиям, чреватым трагическими последствиями, а сам имеешь запасной аэродром в Америке и пентхаус на Манхэттене, а также везде ходишь с охраной и смываешься с несанкционированных акций, то ты – подлец. Нет у меня для вас, Гарри Кимович, другого слова.
Что касается вида на жительство: черт его знает что у Каспарова там в Америке есть, по моим сведениям, гражданства у него нет. Но когда мы познакомились с ним в 2008 году, меня сразу же неприятно поразило то, что он "обязательно нужно на два месяца уехать в Америку", и он никак не может провести там меньше времени (Режим тех, кто рассчитывает на получение вида на жительство в США - «гринкард». Прим. FLB.) Я считать в принципе не разучился в уме, быстро тогда подсчитал, что три обязательных поездки в США в год = 180 дней. Ну, дальше сами делайте выводы, кто понимает.
Лицемерие у Каспарова - во всем. В 1980-е он состоял в КПСС, а ныне является регулярным автором ультраконсервативного капиталистического издания The Wall Street Journal. Находясь в Америке, он выставляет себя ярым приверженцем либеральных экономических свобод, а приехав в Россию, возится с социалистами, критикует реформы Гайдара, базу НАТО в Ульяновске, требует пересмотреть итоги приватизации и ввести прогрессивный подоходный налог. В Wall Street Journal (я наводил справки) об этих его марксистско-ленинских поползновениях не в курсе. В 1993 году он поддерживал блок "Выбор России" Егора Гайдара, а в 1996 году стал доверенным лицом Бориса Ельцина на президентских выборах. Сегодня он является одним из главных злобствующих персонажей, кричащих про "грабительские реформы" и "бандитский ельцинско-путинский капитализм".
В 2008 году, когда начался кризис (и перевозбудившийся Каспаров начал с трибуны заявлять, что "режиму осталось всего 300 дней"), Гарри Кимович замучил нас на заседаниях руководящих органов "Солидарности" истерикой о том, что нам "надо ехать на заводы и встречаться с рабочими". Ну езжай, говорили мы ему (про себя похихикивая, поскольку было очевидно, что для рабочих Каспаров - не самый привлекательный персонаж, даже на фоне кризиса). Ни об одной состоявшейся в то время встрече Каспарова с рабочими мне не известно - демагогия демагогией, а на завод, в соответствии с собственными рецептами, кишка оказалась тонка поехать.
Лицемерие и пустое балабольство - вот ключевая черта Каспарова как политика. Особенно раздражало многолетнее балабольство про "демонтаж режима" - при произнесении этих пафосных слов Г.К. так и не удосужился уточнить, а что именно имеется в виду. Он традиционно выступал против участия в выборах как "нелегитимном институте путинской власти" (вокруг вопроса участия в выборах 2011-2012 годов у меня и нашей команды и случился главный клинч с Каспаровым внутри "Солидарности"). Он вроде как выступал за уличную революцию, но сам на нее не ходил, предпочитая призывать к ней из глубин нью-йоркского пентхауса.
В интернетах все это называют словом #жалкий.
Другие ключевые черты Каспарова - неуемная жажда контролировать все аппаратные рычаги оппозиционных структур на фоне полной неспособности что-либо делать. В 2007 году он рассорился с Касьяновым из-за того, что хотел оттеснить Мерзликина с поста главы касьяновского президентского штаба. В 2008 году он рассорился с Алексеевой и Сатаровым из-за того, что нагнал во Всероссийский гражданский конгресс каких-то своих людей, которые голосовали так, как ему нужно. Комитет-2008, ОГФ, Другая Россия, Национальная Ассамблея, Солидарность, Координационный совет оппозиции - вот список созданных Каспаровым и впоследствии обдефолченных оппозиционных структур, политическую ответственность за провал которых никто никогда на себя не взял. Как в "Алисе в стране чудес" - попили чайку, засрали чашки, и пересели к следующим, чистым. Ответственности за мытье посуды никто не несет.
Наш с ним конфликт в 2009-2010 годах был построен не только вокруг вопроса об участии в выборах (чему Каспаров категорически сопротивлялся, но разумной альтернативы не предлагал), но также и вокруг вопроса о его безмерных аппаратных амбициях. Сразу же после создания "Солидарности" он устроил истерику, потребовав назначить главой аппарата "Солидарности" своего лояльного человека Х. (опустим его фамилию, все его знают, я не хочу его сейчас трепать и ничего не имею против него лично), которому положили месячную зарплату из бюджета "Солидарности" в... 230 тысяч рублей. "У меня такие жизненные стандарты", говорил Х., и Каспаров жестко его защищал.
Потом, когда Х. накосячил в предвыборном штабе в Сочи (нараздавал авансов непонятным людям, которые потом слились), ему понизили зарплату до 150 тысяч в месяц, но это вызывало страшное недовольство у меня и моих друзей из бывшего московского СПС во главе с Сергеем Жаворонковым (из нас уже тогда стал складываться здоровый и работоспособный костяк будущего "Демвыбора") - мы требовали, чтобы эти огромные деньги направлялись на агитацию, на помощь региональным отделениям, на что-то полезное. Это привело к сокрушительным внутренним конфликтам - Жаворонков в результате интриги Каспарова был исключен из "Солидарности" с нарушением всех мыслимых и немыслимых демократических норм. Меня и мою команду также заставили уйти, сфальсифицировав собрание Московской конференции движения в марте 2010 года тоже с дичайшими нарушениями демократических норм. После этого мы полностью утратили веру в Каспарова как человека, рассуждающего о демократических ценностях - своими реальными действиями он показывал, что ему наплевать на демократические процедуры, его волнует лишь "правильный" результат.
Те, кто считает этого человека демократом, заблуждаются настолько глубоко, что это даже трудно себе представить.
А если бы в "Солидарности" этот человек работал, а не занимался интригами против нас, то, возможно, команда "Демвыбора" смогла бы себя полезно проявить еще там, и "выстрелила" бы на выборах 2011-2012 годов. А так мы вынуждены были пойти по самостоятельному пути, и, хотя идем успешно, потеряли много времени и сил на ненужную борьбу вместо созидательной деятельности. Виноват во всем этом только один человек - Каспаров.
Самое главное, ради чего? Реальные политические результаты Каспарова демонстрируют его вообще полную, патологическую неспособность чего-то добиваться на политическом поле. В 2007 году, потратив год на проведение помпезных "праймериз" Другой России, где его короновали как "единого кандидата в президенты", он позорно слился с реальной президентской гонки по детской причине - "не смог найти зал для проведения собрания по своему выдвижению". Эмигрант Буковский, живущий в Лондоне, смог найти зал, а великий гроссмейстер всея российской оппозиции - не смог.
На выборах в Сочи в 2009 году ему поручили работать с армянской диаспорой - потому как, прости Господи, вроде как тогда посчитали что он "тоже и армянин". Результат: армянская диаспора на выборах поддержала единоросса Пахомова.
Много раз на выборах Каспаров занимал позицию по разнообразным формам бойкота, истерически поливая грязью всех, кто был с ним не согласен, и обьявляя их пособниками Кремля. Результат: масштабы порчи бюллетеней на выборах всегда были минимальны, а вот "белый шум" о бойкоте серьезно снижал веру людей в выборы, явка снижалась, и "Единая Россия" получала дополнительные проценты. Кто в итоге оказался главным пособником Кремля?
С вашего разрешения, я на этом остановлюсь с точки зрения перечисления подвигов нашего героя. Вы и сами можете добавить.
Каспаров - одна из главных неудач последнего десятилетия российской политики. Это человек-дефолт, доводивший до краха все проекты за которые брался, но параллельно нанося мощные удары по действительно конкурентоспособным и талантливым политикам, которых он боялся как конкурентов - они могли отобрать у него вожделенные аппаратные рычаги контроля.
Слава Богу, что этот человек свалил из России и не собирается возвращаться. Скатертью».
16 октября 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Собака не кусала! Неужели все-таки Каспаров?» говорилось: «российские СМИ не без оснований полагали, что за организацией зимних, весенних и последующих массовых выступление «несогласной» оппозиции стоит отнюдь не Борис Немцов или так называемый «оргкомитет митинга», а именно шахматист Гарри Каспаров, имеющий тесные связи с антироссийскими силами в США и якобы получающий от них деньги на оппозиционную деятельность, прикрытием для которой является бывший неудавшийся «преемник» президента Бориса Ельцина – Немцов.
«Каспаров:Боря, Боря, Боря, Боря, Боря, Боря… Все ты хорошо сказал… тока я… все ж-таки это… у вас в понедельник сбор там, и я не понимаю, почему туда могут прийти Романова с Быковым, и не могу участвовать в этом я? Я вот не понимаю… У меня большая проблема… Это, знаешь, как-то… Я все время слышу… Кашин, Романова, Быков…
Немцов: Нет. Во-первых, прийти ты можешь легко. Вопрос будет в другом…
Каспаров:Нет, извини, у меня прав участвовать даже больше, чем у Акунина с Парфеновым…
Немцов: Не, ну понятно. Только имей в виду – это прямая трансляция. Если начнется разборняк…
Каспаров:Нет, а причем тут… (нрзб.) … я не хочу никаких разборняков! Но вообще … я к этому имею отношение! Между делом…
Немцов: Ну, слушай, Гарри, ну, ладно… Имеешь…
Каспаров: Да… Правильно…
Немцов: Я тебе не про то… Я тебе про риски говорю…
Каспаров:Нет, подожди! А риски – что? Мы просто сдались что ли? Он нас подмяли?
Немцов:Нет, риски не в этом. Есть риски скандала. Я считаю, что это плохо.
Каспаров: Не, я тоже считаю, что это плохо…
Немцов: Я считаю… Я считаю… Я считаю, что надо делать не так. Если ты хочешь делать нормально, то надо делать иначе. Надо тебе в понедельник никуда не ходить, а потом во второй половине дня, когда все закончится, нам с тобой с ними провести нормальный разговор, с этими людьми, да? И сказать, что следующее заседание будет вот так. А вот на это не ходить. Потому что я с ними не успею поговорить, у меня там с утра встреча будет – с Ростиком… Вот. И я считаю не правильно вот так вот… явочным порядком… Тем более, что…
Каспаров:А в явочном порядке появление там трех человек от Акунина – это нормально?
Немцов: Нет, они не так же сделали. Они сделали хитрее. Они… (Вздыхает). Да. Они сделали иначе. Они… перед тем, как их позвать, они вначале всех обзвонили с разговором – не возражаете ли вы что… Да? Вот. Я могу начать, конечно, щас их всех обзванивать, тока боюсь, что они будут в истерике биться…
Каспаров: Мне кажется надо… Что?
Немцов:Потому что я тебе объяснил их позицию. Она не тебя лично касается, а вообще всех нас… Она сволочная, но, тем не менее, вот такая. Я считаю, надо не так все делать. Не по телефону с ним разговаривать, а разговаривать вживую. Например, можно сделать так. Ты придешь к концу этой нашей встречи… вот…
Каспаров: А когда… когда она… (нрзб.)
Немцов: В три…
Каспаров: Но это… это я только в город в пол второго приеду…
Немцов: Ну, понятно, значит… Ты придешь…
Каспаров: Угу…
Немцов: …допустим, к концу… Тебе не надо будет вначале… А закончится она, допустим, в четыре, в пол пятого... Вот придешь и вживую с этими ребятами… после… с этой тусовкой поговорим. Это будет красиво, нормально. Они с нами говорили, и мы с ними тоже говорим. Вот если ты завалишься туда… ну, как бы… с бухты-барахты… будет плохо…
Каспаров: Нет, ну, я не собираюсь… Нет, ну, подожди, Боря… В отличие от них меня интересует все-таки результат…»