FLB: В Приморье с помощью административного ресурса и со скандалами делят рынок лекарственных препаратов. Цена вопроса 2 млрд. рублей
"Борьба с коррупцией и экономическим криминалом в Приморском крае проходит весьма интересным образом. В конце марта, к примеру, глава региона Владимир Миклушевский сделал сенсационное заявление. По его словом, в отношении бывшего директора компании "Приморская краевая аптека" Василия Сысойкина возбуждено уголовное дело. «Он украл 500 миллионов и поехал отдыхать. Будет объявлен в международный розыск со всеми вытекающими последствиями", - заявил Миклушевский на встрече с прессой. Чуть позже, впрочем, выяснилось что «украденные 500 млн», это, по версии краевого УФСБ, «24 млн финансового ущерба». А «если называть вещи своими именами, то речь, скорее, идет о перенаправлении очень серьезных денежных потоков. На кону главный актив унитарного предприятия — двухмиллиардная доля рынка в обороте лекарственных препаратов Приморья» - полагает репортер «Новой газеты во Владивостоке» Сергей Коротов, который детально разбирался в ситуации и истории вопроса.
«Ситуация с банкротством краевой аптеки преподносится общественности как борьба с хищениями и декриминализация в сфере здравоохранения. Но если называть вещи своими именами, то речь, скорее, идет о перенаправлении очень серьезных денежных потоков. На кону главный актив унитарного предприятия — двухмиллиардная доля рынка в обороте лекарственных препаратов Приморья.
Громкие заявления губернатора Приморского края о хищениях 500 млн рублей в КГУП «Приморская краевая аптека» опровергают силовые структуры. По официальным сообщениям пресс-службы УФСБ по Приморью, речь идет о финансовом ущербе в 24 млн рублей. Более того, проверки силовиков показали, что на протяжении всей своей деятельности унитарное предприятие не получало из краевого бюджета дотаций, а оборотные средства компании состояли исключительно из кредитов коммерческих банков и собственных доходов. Какие игры ведут чиновники и кто займет бизнес-нишу государственной компании?
Успешный административный старт
С самого начала дело краевой аптеки позиционировалось как «политическое». Новая команда губернатора Миклушевского «зачищала» сферу здравоохранения, поэтому увольнение генерального директора унитарного предприятия Василия Сысойкина было прогнозируемым и ожидаемым еще полгода назад. Однако «социальная составляющая» в деле КГУП появилась тогда, когда новую команду, отвечающую за здравоохранение в Приморье, проинформировали: оказываемые власти социальные услуги привели к финансовым трудностям, а точнее — к убыткам в 300 млн рублей.
Напомним, что КГУП «Приморская краевая аптека» было создано постановлением губернатора Сергея Дарькина от 16 января 2002 года «для решения социальных задач в области здравоохранения с целью централизации закупа медикаментов (в том числе наркотических средств и психотропных веществ)». Оборот компании в 2003 году был не более 400 тыс. рублей, однако к концу 2011-го достиг уже более 1, 8 млрд. Причем изначально краевая администрация еще при Дарькине поставила условие, что унитарное предприятие не получит ни рубля из краевого бюджета.
Понятно, что главную поддержку предприятия составил административный ресурс. Компания выигрывала «выгодные» контракты на поставку лекарств и медикаментов в лечебные учреждения. Не будем сейчас рассуждать, хорошо это или плохо. Подобный механизм широко распространен, и при всех недостатках схема взаимодействия «унитарки» с департаментом здравоохранения была проста и эффективна. Менеджмент предприятия зарабатывает деньги, а собственник в лице краевой администрации помогает своему департаменту «разруливать» сложные социальные вопросы, связанные с обеспечением медикаментами лечебных учреждений и населения.
Расплата за социальный объем
Тем не менее уже в начале 2012 года ситуация обостряется. Руководство унитарного предприятия понимает, что «объем социальных задач», которые выполняло КГУП «Приморская краевая аптека» за счет собственных средств, уже превышает доходную часть. Даже очень доходная розница из 43 аптек и аптечных пунктов уже не покрывает расходы.
Но руководство предприятия было уверено, что собственник окажет помощь. Ведь КГУП, несмотря на все финансовые трудности, — одна из лучших фармацевтических компаний в Приморье, единственное предприятие, имеющее лицензию на психотропные и наркотические препараты. Государственное предприятие — это 800 рабочих мест, кроме того, оно является одним из крупнейших налогоплательщиков в аптечном бизнесе.
Взрывается ситуация в конце декабря прошлого года, когда губернатор Владимир Миклушевский увольняет директора Приморской краевой аптеки Василия Сысойкина, а директор департамента здравоохранения Олег Бубнов заявляет, что в результате аудита КГУП «выявлены серьезные проблемы». Причем, по словам чиновника, Приморская краевая аптека имеет задолженность перед кредиторами примерно в 500 млн рублей, а не в 300 млн. Тем не менее изначально заявления чиновников из здравоохранения обнадеживают трудовой коллектив предприятия. Олег Бубнов заявляет, что краевая администрация предпримет ряд шагов для вывода предприятия из кризиса.
Тайный совет
Вот только дальнейшее развитие событий трудовой коллектив воспринимает за рейдерский захват. Выводить аптеку из кризиса доверено Александру Курбатову. Правда, уже потом выяснится, что у бывшего военного навыков антикризисного управления нет, впрочем, как и финансового образования. В активе «спасителя» образование социолога и должность менеджера среднего звена в небольшой «фирмочке». Почти всем сотрудникам, отвечающим за деятельность компании, было запрещено работать.
— Новый директор привел с собой группу лиц, представляющихся советниками. Откуда эти люди, до сих пор не известно. Если раньше предприятие проводило более 100 платежных операций в день, то после прихода советников финансистам было запрещено совершать любые операции с деньгами. В дальнейшем выполнять свои должностные обязанности запретили программистам и юристам. Но настоящий шок у сотрудников вызвала «пропажа» почти всей документации компании, находящаяся на серверах компьютеров, — рассказывают бывшие сотрудники КГУП.
Доведенный до отчаяния, коллектив предприятия пытается апеллировать к собственнику.
— Антикризисная команда, пришедшая на предприятие, непрофессиональная, — заявляла заместитель гендиректора краевой аптеки Любовь Устинова. — За все время с момента их прихода ни одного предложения по выводу предприятия из кризиса не прозвучало. Им неинтересна судьба социально значимого предприятия, его сохранение.
Три месяца деятельности антикризисного комитета полностью лишили предприятие даже иллюзорной надежды избежать банкротства. Кредиторам аптеки, скорее всего, ничего не достанется. Еще не назначен конкурсный управляющий, а в краевой аптеке уже ничего не осталось. Счета предприятия практически пусты, а единственные активы (около 20 автомашин и офисная мебель) почти распроданы. Выяснилось, что и администрация края не понесет ни рубля убытков. На пресс-конференции, посвященной ситуации в краевой аптеке, чиновники уже радостно рапортовали, что предприятие не имело бюджетных вливаний, поэтому ущерба для администрации края не будет.
Время делить рынок
Но оптимизм чиновников исчез, когда разразился кризис с дополнительным лекарственным обеспечением. Как ни старались чиновники сделать вид, что работа краевой аптеки не влияет на деятельность департамента, льготники остались без лекарств. И, расписавшись в собственном бессилии, спасать департамент здравоохранения Приморья чиновники позвали коммерсантов. Обеспечение льготников лекарствами чиновники доверяют нескольким частным торговым сетям, в их числе сеть O’Vita. Вице-губернатор Ирина Василькова лично инспектирует информационный центр и склад этой компании. «Мы благодарны коммерческой сети, которая взяла на себя такую социальную миссию», — делает реверанс Ирина Василькова.
Но бизнес за «спасибо» не работает. По неофициальной версии, отказ собственника спасать свое предприятие был обусловлен исключительно коммерческой составляющей. «Новая во Владивостоке» располагает информацией, что при поддержке департамента на расчищенное поле приходят конкуренты краевой аптеки — в лице бизнесов господина Монастырева и господина Хегая. Согласно этой схеме O’Vita забирает себе все, что остается от розничного направления КГУП, а холдинг «Монастырев и Ко» — всю логистику. Развивающиеся события косвенно подтверждают эту информацию, но, если это не так, «Новая» готова представить комментарии заинтересованных лиц.
Возможно, именно этим и объясняются все странности «аптечного» дела. Иначе почему действия антикризисной команды по факту были направлены на уничтожение предприятия? Похоже, что власть так и не определилась со своей позицией по краевой аптеке. Понес ли собственник потери от 10-летней деятельности своего предприятия, остается загадкой. Чиновники в каждом заявлении опровергают свои же выводы и предположения. То ущерб есть, то его нет. То спасаем, то хороним. В то же время из неофициальных источников стало известно, что силовые структуры, проверив деятельность краевого предприятия, подтверждения ущерба государству в 500 млн не нашли. А озвученный ущерб в 24 млн, которые, по версии следователей, Василий Сысойкин присвоил себе, — это премии работникам аптеки» - отмечает автор «Новой газеты во Владивостоке».
Аптеки встретили людей пустыми прилавками
Тем временем, «Независимая газета» полагает, что во всех этих коммерческих и бюрократических хитросплетениях крайними остались обычные граждане, которым по закону положены льготные лекарства.
«Льготники Приморья, в начале 2013 года уходившие из аптек ни с чем, скоро могут вновь увидеть пустые прилавки. По подсчетам главы департамента здравоохранения Олега Бубнова, выделенные на 2013 год средства на дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) закончатся во втором полугодии. Краевая прокуратура предупреждает чиновников от медицины о предстоящих судебных исках. «Сбой в обеспечении льготников лекарствами был, прокуроры районов и льготники обращались в суды, вскоре решения по ним вступят в силу, – предупредила представитель краевой прокуратуры в Заксобрании Ирина Володина. – Ответчиками по искам выступает не только Приморская краевая аптека, но и департамент здравоохранения. Люди стали грамотными, в Интернете размещены образцы заявлений для обращения в суд. Есть призывы бороться с департаментом, обратите на это внимание» - подчеркнула прокурор.
Как отмечает «Независимая газета», проблем для льготников добавляет еще то, что КГУП «Приморская краевая аптека», которым руководил фигурант уголовного дела Сысойкин, находится в стадии банкротства. Кстати, в интервью местным СМИ Сысойкин объяснил образовавшуюся кредиторскую задолженность излишним налогообложением и существенным объемом социальных задач, которые выполняло КГУП. По его мнению, предприятие подвергли банкротству «по политическим причинам». «Возможно, так нам давали понять, что их принципиально не устраивает руководство предприятия и аптека в том ее виде и состоянии, – заявил Сысойкин. – Меня уволили в декабре, почему же нет лекарств сейчас?» - цитирует слова Сысойкина газета.
Кроме того, издание приводит один, весьма любопытный факт: «проведенная в 2012 году краевой Контрольно-счетной палатой (КСП) проверка предприятия показала, что бюджетные средства, выделяемые на ДЛО льготников Приморья, расходовались неэффективно. Из-за отсутствия единой информационной базы департамента, Приморской аптеки и поликлиник закупались невостребованные препараты, а тех, что пользовались спросом, не хватало. По словам замглавы КСП Валентины Волковой, из-за сгоревшего жесткого диска компьютера, на котором хранились отчеты, ревизорам не удалось тогда найти подтверждение расходования 2,5 млн. руб.» - резюмирует издание, тем самым ставя, по сути, множество вопросов уже не перед региональными, а федеральными властями. "