Сергей Степашин: 60 процентов российских регионов не в состоянии расплатиться по своим долгам
"Выборы депутатов областной думы будоражат умы не только местных политтехнологов, но и действующих народных депутатов. Похоже, что для многих из них, в том числе и для тех, кто заседает в Ярославском муниципалитете, новая избирательная кампания уже началась. Это стало вполне очевидным в ходе работы последнего заседания муниципалитета.
За чей счет банкет?
Согласно всем законам жанра начало любой избирательной кампании просто обязано ознаменоваться чем-то ярким, запоминающимся. Например, конфликтом с исполнительной властью. И все бы ничего, но кто сегодня будет оплачивать все эти предвыборные ристалища?
В феврале пенсионеры получили проиндексированную пенсию, но, увидев квитанции на оплату услуг ЖКХ, так и не успели порадоваться прибавке. Вслед за этим пришло известие о том, что подорожал льготный проездной. Почему? На этот вопрос я мучительно пыталась найти ответ в ходе последнего заседания муниципалитета.
Заседание муниципалитета предваряла работа профильной комиссии по бюджету. Власти исполнительная и представительная вновь попытались сблизить позиции по острым вопросам. Начали с давнего спора о том, из каких источников будет финансироваться выплата повышенной заработной платы бюджетникам. Напомним, фракция «ЕР» в полном составе еще в декабре заявила, что искать средства на эти цели надо в городском бюджете. В свою очередь Олег Виноградов, заместитель мэра, заметил, что в соответствующем Указе Президента РФ, которым и было продекларировано это самое повышение, местные органы власти в качестве лиц, ответственных за его исполнение, не упоминаются. Тем более что брать подобные обязательства в сложившихся условиях невозможно – городская казна пуста…. Прозвучало предложение: сократить аппарат чиновников. И… тут же дружно проголосовали за создание аппарата муниципалитета, который обошелся налогоплательщикам почти в 43 миллиона рублей.
Впрочем, признаем и то, что без своего аппарата депутатам пришлось бы туго, и кто бы там что ни говорил, а его создание – дело, безусловно, нужное, однако при таком раскладе призыв к исполнительной власти сократить траты на собственные нужды, согласитесь, выглядит не очень логичным.
После горячих споров члены комиссии все-таки проголосовали за внесение поправки в решение о бюджете. На оплату труда работникам бюджетной сферы будет выделено 64,9 миллиона рублей. А вот вопрос, где взять средства на выполнение взятых на себя обязательств, повис в воздухе.
Так совпало, что на следующий день после заседания муниципалитета председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, выступивший на заседании Госдумы РФ, признал, что 60 процентов российских регионов не в состоянии расплатиться по своим долгам. Ярославская область, как и город Ярославль, в этом смысле не исключение. Горожане уже третью зиму подряд на себе чувствуют, каково это – жить в долг. Ведь снег на наших улицах плохо убирается не только по причине чьей-то нерасторопности, но и потому, что зачастую городские власти не могут заплатить вовремя подрядчикам за эту работу. Ситуация с «Дмитровским автодором» тому наглядный пример.
К кому прилипнет пух
Алексей Малютин, председатель муниципалитета, внес вот такую поправку в новую редакцию документа о бюджете: «Предлагаю исключить средства в размере 38627863,28 рубля, предусмотренные на погашение кредитной задолженности по муниципальным контрактам с ОАО «Дмитровский автодор». Далеко не все присутствующие были готовы одобрить ее. Начав дискуссию на заседании комиссии по бюджету, депутаты продолжили ее уже в ходе работы муниципалитета.
Поясним читателю, о чем идет речь. По словам Дмитрия Донскова, заместителя мэра Ярославля, в 2012 году аукцион на уборку Фрунзенского и Красноперекопского районов Ярославля выиграл этот самый «автодор». Вообще-то, предприятие рассчитывало на больший объем работы, но не получилось, поэтому гнать из Подмосковья в Ярославль свою технику дмитровцам было невыгодно, и они заключили договор субподряда с ярославским «Спецавтохозяйством"(САХ). Там работают профессионалы, и поэтому неудивительно, что с поставленной задачей они справлялись успешно, о чем свидетельствуют акты выполненных работ, подписанные мэрией. Увидев, что все документы в порядке, руководство «Дмитровского автодора» начало перечислять деньги в адрес нашего «Спецавтохозяйства».
– Все было нормально до тех пор, пока вышеупомянутый «автодор» не застопорил вдруг в один прекрасный день перевод платежей, – поведал Дмитрий Александрович. – Увидев это, мэрия, в свою очередь, тоже не стала торопиться с расчетами. Постепенно образовалась кредиторская задолженность, которую все равно надо гасить, иначе мы подведем к банкротству САХ, которое и без того находится в очень непростом финансовом положении. Тем более что с руководством «Дмитровского автодора» мы достигли необходимых договоренностей.
Изложив все обстоятельства дела, г-н Донсков попросил депутатов не затягивать с решением вопроса, ведь в противном случае придется привлекать кредитные ресурсы для расчета с подрядчиком. В этом случае бюджет понесет дополнительную нагрузку. Однако депутатское большинство резко выступило против. Лидер фракции «Единая Россия» Павел Зарубин увидел «коррупционную составляющую» в этом деле и потребовал, чтобы были представлены на экспертизу все договоры, заключенные между «автодором» и САХ с одной стороны и «автодором» и мэрией – с другой. Его соратник по фракции Виктор Волончунас попытался возразить и пояснить молодым коллегам, почему в данном случае целесообразнее вовремя заплатить по счетам, но его не услышали. Посмотрев на них, Виктор Владимирович после непродолжительной паузы изрек мудрую фразу: «Не взбивайте пуховые подушки, а то ведь весь пух на вас и полетит».
Участь подмосковного подрядчика, которого, говоря на языке обывателя, откровенно кинули, разделил и тот, который вел капитальный ремонт здания МКУ «Агентство по строительству». Ему тоже решено было не платить деньги за работу.
Депутаты также проголосовали за секвестр бюджета Института развития стратегических инициатив на 11,7 миллиона рублей. Вопрос директора ИРСИ Григория Родина: «Как мне объяснить это подчиненным, которым надо платить заработную плату?» – остался без ответа. Впрочем, за день до этого заседания депутаты, выслушав выступление Григория Григорьевича на комиссии по законодательству, пришли к выводу, что ИРСИ городу вообще не нужен.
Была поставлена точка и в решении еще двух важных вопросов – город передал области пять образовательных коррекционных учреждений и участок Юго-Западной окружной автомагистрали, что в Красноперекопском районе. Это позволит Ярославлю сэкономить бюджетные средства и направить их на ремонт городских дорог.