FLB: Ольга Шувалова значится в перечне владельцев фирм, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, утверждает The Guardian
"След супруги российского первого вице-премьера Игоря Шувалова Ольги, вокруг которой год назад разгорелся, но быстро утих скандал из-за утечки компрометирующих бизнес-документов, снова нашли в офшоре. Имя дамы упоминается в списках владельцев активов в ряде офшорных зон, утверждают британские журналисты.
«Ольга Шувалова значится в перечне владельцев фирм, зарегистрированных в офшорах, в частности, на Британских Виргинских островах, пишет The Guardian. Газета ссылается на международное объединение средств массовой информации International Consortium of Investigative Journalists (ICoIJ) , с конца 1990-х годов занимающееся журналистскими расследованиями. Одно из недавних посвящено именитым любителям офшоров.
Согласно имеющейся у ICoIJ информации, которую публикуют дружественные издания, в частности, The Guardian, в офшорах имеются сбережения у бывшего министра финансов Монголии, одного из организаторов предвыборной кампании французского президента Франсуа Олланда, семьи президента Азербайджана Ильхама Алиева и многих других. Вообще, всего на офшорных счетах во всем мире надежно расположились порядка 20 трлн долларов.
Как утверждается, имеются офшорные активы и у Ольги Шуваловой. Согласно опубликованной информации, на Британских Виргинских островах на Ольгу Шувалову зарегистрирована фирма Plato Management, а также еще ряд компаний, принадлежащих Severin Enterprises Inc. Хозяйкой последней значится Шувалова, компания была основана при содействии московского агентства Amond & Smith, указывает The Guardian.
«Британское издание допустило небольшую ошибку в публикации, разместив вместо фотографии супруги первого вице-премьера портрет ее тезки - 27-летней российской актрисы, известной по ряду ролей в сериалах, - замечает 4 апреля Newsru.com. - Актриса Ольга Шувалова внешне совершенно не похожа на супругу вице-премьера Игоря Шувалова. Внешность двух женщин можно сравнить по их фотографиям, например, на сайтах "Кино-Театр" и "Первого интернет-телевидения"”.
Раздобыть комментарии представителей семьи вице-премьера The Guardian не удалось, и издание вспоминает прошлогодний скандал, в который оказалась втянута Ольга Шувалова и ее высокопоставленный супруг.
Еще в конце 2011 года нью-йоркское деловое издание Barron's написало о сделке 2004 года с участием зарегистрированной на Багамских островах компанией Ольги Шуваловой Sevenkey (по информации The Guardian, это "Дочка" Severin Enterprises), в результате которой семья госчиновника, предположительно, получила 119 млн долларов от бизнесменов Алишера Усманова и Евгения Швидлера.
Но широкий резонанс давнишние дела бизнес-леди получили в начале 2012 года, когда британская The Financial Times и американская The Wall Street Journal сообщили, что Шувалов и его семья заработали порядка 80-100 млн долларов на сделках с акциями "Газпрома". По информации изданий, когда в 2004 году правительство готовило реформу по либерализации торговли ценными бумагами газового монополиста, траст, зарегистрированный на супругу Шувалова, вложил 17,7 млн долларов в акции "Газпрома" через компанию Сулеймана Керимова "Нафта Москва". Через четыре года бумаги были проданы по цене, в разы превышавшей исходную.
Появилась версия, что компромат мог попасть в прессу с подачи бывшего юриста и однокурсника Шувалова Павла Ивлева, который занимался юридическим оформлением сделок семьи. Ивлев, проходивший по "первому делу ЮКОСа" (был управляющим партнером адвокатского бюро "АЛМ Фельдманс", сотрудничавшего с ЮКОСом), в настоящее время проживает в США и занимает пост директора "Института современной России".
Тогда, накануне смены правительства, заговорили о конце карьеры Шувалова в Москве. Впрочем, за него заступались: о реформе-де знали все, любой мог так же рискнуть, купить акции "Газпрома" и вскоре заработать. Объяснялся и сам Шувалов: перейдя на государственную службу, вел себя "так, как если бы правительство было для меня как для юриста его клиент".
Менее чем через полгода его правоту подтвердил московский суд. Он отказал россиянке Наталье Пелевиной, проживающей в США и организовавшей там "Комитет за демократическую Россию", выдать подробности проверки Генпрокуратурой РФ бизнеса семьи Шуваловых.
Надзорное ведомство ранее отчиталось: у Шуваловых все по закону. Пелевина пыталась инициировать расследование по фирме Sevenkey в США и Великобритании - в первых живет Швидлер, а у Усманова есть вид на жительство в королевстве. Но как бы то ни было, в России дело заглохло.
«Будущие супруги Шуваловы познакомились в 1988 году на студенческой "картошке", когда оба учились на юрфаке МГУ. Их сокурсником был будущий семейный адвокат Ивлев, а также Василий Алексанян, и Антон Дрель, и Светлана Бахмина, - напоминает Newsru.com.
Когда в 1997 году бизнесмен Шувалов перешел на государственную службу, он в соответствии с законом передал бизнес в доверительное управление. Как результат - Ольга Шувалова из года в год становится самым состоятельным персонажем в списке супругов высших госчиновников. Да и многих государственных мужей дама обходит. Например, в 2012 году она заняла третью строчку в списке государственных богачей и их вторых половин, пропустив вперед лишь Александра Хлопонина и Юрия Трутнева. Согласно декларации, в 2011 году Ольга Шувалова заработала 364,964 миллиона рублей.
И это при том, что Ольга Викторовна нигде не работает и зарплаты не имеет, указывал ранее один из знакомых Шувалова. Что же касается зарабатываемых ею богатств, то они являются следствием того факта, что она получает доходы от "портфельных инвестиций в ценные бумаги".
Стоит отметить тот факт, что бизнес-деятельность дамы избавляет ее супруга от необходимости отчитываться перед государством о своих крупных расходах. Согласно соответствующим законам и недавним президентским указам, подлежит декларированию лишь та трата чиновника, что превышает совокупный доход его семьи за три года. "Да, Шувалов и Дворкович могут не отчитываться", - объяснял принципы функционирования антикоррупционного законодательства глава кремлевской администрации Сергей Иванов».
30 августа 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Гостайна Шуваловских оффшоров» говорилось: «проживающая в Нью-Йорке россиянка Наталья Пелевина продолжает добиваться расследования громкого скандала, связанного с бизнесом семьи первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако суд отказывается предоставить подробности проверки Генпрокуратуры, ссылаясь на то, что в материалах заключена "государственная и иная специально охраняемая законом тайна".
Накануне в Тверском районном суде Москвы состоялось очередное заседание по искам, поданным представителями Пелевиной. Рассматривается новый иск Пелевиной – о бездействии Генпрокуратуры.
Наталья Пелевина передала в СМИ попавшие к ней в руки документы с упоминанием бизнеса Ольги Шуваловой - супруги первого вице-премьера Игоря Шувалова. Первая публикация вышла в американском журнале Barron's 3 декабря 2011 года. А в феврале 2012-го Пелевина обратилась в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить информацию, изложенную в журнале Barron's, "о получении первым вице-премьером Игорем Шуваловым денежных средств в особо крупных размерах от господ Алишера Усманова и Евгения Швидлера".
Документы, обнародованные Натальей Пелевиной, вызвали волну публикаций в западной прессе. Так, крупнейшие американские газеты "Уолл Стрит Джорнал" и "Файненшл Таймз" опубликовали, опираясь на эти документы, статьи "о связях Кремля с бизнесом".
"Сделки с акциями приоткрывают завесу над Кремлем" - таков заголовок статьи в "Уолл Стрит Джорнал". За 12 лет Игорь Шувалов стал известен как один из самых активных в Кремле поборников бизнеса, отмечает журналист Грегори Уайт. "За тот же период офшорный траст Шувалова и его родственников заработал десятки миллионов долларов, инвестируя в проекты ряда самых могущественных российских магнатов", - утверждает газета. В частности, офшор, контролируемый женой вице-премьера в 2003-2004 гг якобы ссудил фирме Алишера Усманова 49,5 млн. долларов под 40% годовых. Журналистов заинтересовало, почему Усманов взял деньги под такой немыслимый процент вместо того, чтобы получить их в банке под 9% - 10% годовых.
6 апреля Наталье Пелевиной удалось получить ответ Генпрокуратуры, датированный 29 марта 2012 года о том, что "мер прокурорского реагирования не имеется". Ответ был подписан заместителем начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции господином В. Г. Волковым.
Наталья Пелевина решила не останавливаться на достигнутом и, по ее словам, обратилась в ФБР, "потому что у Евгения Швидлера американское гражданство" и в Serious Fraud Office (британское Агентство по расследованию крупных финансовых преступлений), в связи с тем, что "у Алишера Усманова вид на жительство в этой стране".
Кроме того, в России адвокат Натальи Пелевиной Сергей Бадамшин ходатайствовал об ознакомлении своей доверительницы с материалами проверки Генпрокуратуры, в чем ему было отказано. Затем этот отказ Наталья Пелевина и ее представитель пытались обжаловать в Тверском районном суде. В суд явился сам прокурорский работник Валерий Волков.
13 августа судья вынесла решение, в котором признала нарушение сроков ответа Генпрокуратурой: "Довод заявителя о том, что Генеральной прокуратурой РФ были нарушены сроки рассмотрения обращения, нашел свое подтверждение, однако правовым основанием для удовлетворения заявленных требований не является", - говорится в решении.
"При этом суд учитывает и тот факт, что не могут быть предоставлены для ознакомления гражданину материалы, составляющие государственную и иную специально охраняемую законом тайну, а также сведения, составляющую служебную или коммерческую тайну других лиц , а равно затрагивающие частную, личную или семейную жизнь…".
Решение в законную силу пока не вступило: адвокат Сергей Бадамшин собирается обжаловать его в вышестоящей инстанции в срок до 13 сентября. В частности, он собирается ходатайствовать о приобщении к делу интервью СМИ бывшего адвоката Игоря Шувалова Павла Ивлева. Павел Ивлев – однокурсник Игоря Шувалова и фигурант первого "дела ЮКОСа", уже много лет живет в США. В интервью РС он не подтвердил, но и не опроверг того факта, что документы о бизнесе жены Игоря Шувалова исходили именно от него.
Однако еще до того, как обжаловать решение Тверского суда, адвокат Сергей Бадамшин обратился с новым иском в Тверской районный суд – на этот раз, о бездействии прокуратуры», - сообщало радио "Свобода".
В середине марта в публикации «Непрозрачные взаимоотношения» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «активистка Наталья Пелевина утверждает, что взаимоотношениями между супругой первого вице-премьера Игоря Шувалова и миллиардера Алишера Усманова заинтересовалась Генеральная прокуратура России.
Пелевина заявила, что во вторник она была приглашена в надзорное ведомство для передачи документов, подтверждающих, по ее словам, деловые отношения супруги Шувалова с Усмановым. Как они попали к ней, Пелевина не уточняет», - писали «Ведомости».
«Вчера Генеральная прокуратура получила показания по делу Игоря Шувалова. Заявление на вице-премьера подала Наталья Пелевина, проживающая в Нью-Йорке активистка-правозащитница, организовавшая в США «Комитет за демократическую Россию», - сообщает Slon.Ru. Формально это заявление подано на основании публикации в американском издании Barron's информации о получении женой Игоря Шувалова $120 млн от Алишера Усманова и Евгения Швидлера, партнера Романа Абрамовича. Во вторник Наталья Пелевина принесла в Генпрокуратуру все документы, подтверждающие факт передачи денег от компаний Усманова и Швидлера на счета компании, подконтрольной жене Игоря Шувалова, Ольге Шуваловой. Опрос Пелевиной проводил лично начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры России Юрий Семин.
– Наталья, вчера вы ходили в прокуратуру по делу Шувалова. Но изначально говорилось, что вы подали иск по факту публикации о финансовой связи Шувалова с Усмановым и Швидлером в издании Barron's, выходит, у вас есть какая-то дополнительная информация, которой нет в той статье?
– Да, у меня есть материалы, документы, и я их, собственно принесла в Генкпрокуратуру давно, но они были на английском языке (речь ведь идет об офшорных компаниях), и меня попросили перевести их в каком-нибудь бюро на русский язык. Сами они почему-то это сделать не в состоянии. Вот вчера принесла им все переводы, а также мои разъяснения в письменном виде.
– В чем общий смысл информации, содержащейся в этих документах?
– Там изложена схема, посредством которой $120 миллионов с помощью своеобразной «матрешки» из офшорных фирм (Ex 1 4 5 6 7 8) из первоначальной компании перешли в компанию жены Игоря Шувалова Ольги. Плюс у нас есть документы, которые подтверждают денежные переводы с обеих сторон (Ex 9 12 15). Так что материалы у нас очень серьезные, и мы надеемся на серьезное рассмотрение. Кроме того, я написала обращение к Дмитрию Медведеву, и вчера буквально мне позвонили, сообщили, что моя жалоба рассмотрена и прокуратуре поручено разобраться. Надеюсь, этот дополнительный сигнал может как-то помочь.
– По какой схеме перечислялись деньги?
– Схема выглядела так: на пустой счет компании Sevenkey, подконтрольный Шуваловой, поступили от Абрамовича $50 млн (через офшор Unicast Technologies Corp) и через две недели ушли как бы как заем Усманову (Ex 14 14 a) (на покупку Corus Group). Сначала условия займа были понятные (5% годовых), но затем они менялись несколько раз и обрастали самыми разными дополнительными оговорками. В частности, например, в одном из документов упоминается так называемый consideration payment в размере 18 с лишним миллионов долларов (Ex 11). Кроме того, по одному из пунктов заемщик обязуется выплатить кредитору 4,9% от всей своей прибыли за 2006 год, если ее размер превысит миллиард (Ex 14 стр. 4). С учетом суммы займа это как минимум 100% годовых. Зачем Усманову такой заем от непонятной офшорной фирмы, если он в любом крупном банке может взять кредит под 5%? В конечном итоге после всех выплат со стороны Усманова на счету Sevenkey осталось $119 млн. При этом Усманов уже признавал, что у него бизнес с Ольгой Шуваловой, но что за бизнес – торгуют ли они щенками, автомобилями или нефтью, он не уточнял. Затем Business fm связывался с шуваловскими людьми, которые отвечали, что в статье Barron's есть неточности, например, Игорь Иванович плохо знает Швидлера. Но ведь для того, чтобы осуществить денежный перевод от Абрамовича, Швидлеру же не обязательно хорошо знать Шувалова, правда? И вообще это странный ответ, как из анекдота про Сталина: «Так и знал, что по первому пункту возражений не будет».
– Вряд ли Усманов и Швидлер решили бы просто так подарить чете Шуваловых $120 млн, в чем был их интерес?
– Я не могу пока называть это взяткой, потому что меня за это просто могут засудить, но мы имеем информацию о некоторых действиях со стороны господина Шувалова в отношении компаний Усманова и Абарамовича-Швидлера. В частности, мы знаем, что впоследствии господин Усманов в 2009 году получил миллиард долларов госзайма (решение об этом принимал Шувалов), в разгар экономического кризиса. И консолидация российского металлургического бизнеса под «Евраз-групп» сильно пиарилась господином Шуваловым. С этим, правда, не совсем сложилось, но господин Шувалов внес свою серьезную лепту.
– Как вам удалось получить доступ к документам?
– Я не могу называть людей, которые пришли ко мне с этими документами, по разным причинам, не последняя из которых – это безопасность этих людей. Но так получилось, что мне на данный момент доверяют достаточно, чтобы предоставить эти бумаги, понимая, что я сделаю с ними все, что нужно.
– Как реагирует прокуратура, они всерьез хотят расследовать дело?
– Меня принимал лично господин Семин, бывший прокурор Москвы, а ныне глава антикоррупционного департамента на федеральном уровне. И, как мне сказал Алексей Навальный, – это первый вызов в прокуратуру по делу, связанному с коррупцией, не просто первый вызов к Семину, а первый вызов вообще. Самого Навального не приглашали ни разу за все это время. Так что, похоже, на этот раз за дело взялись всерьез. По какой причине – я не знаю, может быть, это внутрикремлевские разборки (надеюсь, что это не так), а может и правда попытка сделать такой показательный процесс. Могу лишь сказать, что когда я разговаривала с Семиным, он задавал очень серьезные вопросы, это были действительно вопросы по теме, и у меня возникло впечатление, что они и правда хотят во всем разобраться.
– Фигурантов дела тоже будут допрашивать?
– Да, мне было заявлено, что фигуранты будут опрошены. Может, это просто была некая формальная фраза, которая ничего еще не значит, не знаю. Я буду внимательно следить за этим, потому что если они и правда решат пообщаться со свидетелями, это будет иллюстрировать серьезность их намерений. Во всяком случае, если они попытаются как-то формально отписаться, я буду идти до конца и доказывать, что состав преступления здесь есть, у нас еще очень много документов. За всю историю борьбы с коррупцией этот тот случай, когда у нас наибольшее количество подтверждающих материалов.
Александр Мачевский, помощник Игоря Шувалова:
– Действительно ли Игорь Шувалов имеет деловые отношения с Алишером Усмановым и Евгением Швидлером?
– Господин Шувалов не может иметь деловых отношений с господином Усмановым, так как является государственным служащим и, насколько я понимаю, в тех документах, которые публикуются по этому делу, фамилия Игоря Шувалова не значится.
– Но значится имя его жены.
– Госпожа Шувалова не является госслужащим. Вся ее деятельность указана в декларациях, которые ежегодно предоставляются ею как супругой первого вице-премьера в налоговые органы. Как мы уже отмечали в СМИ, средства семейного фонда Шуваловых управляются независимыми финансовыми институтами.
Slon обратился за комментарием в «Металлоинвест», но ответа не получил. Однако источник, близкий к Усманову, уточнил, что компания Sevenkey выступала в качестве кредитора в ценные бумаги «Корус Групп», и впоследствии компания «Галахер» предложила принять участие в новых проектах в качестве соинвестора, предоставив право Sevenkey поучаствовать в части дохода от инвестиций за 2006 год.