Оздоровительный комплекс "Жуковка" и дачное хозяйство "Архангельское" (ведение ХОЗУ Совмина СССР) были организованы в 1941 году. Приказ от 26 февраля 1957 года объединил их в одно дачное хозяйство "Жуковка". С тех пор это известные дачные поселки - Архангельское, Барвиха, Горки-6, Жуковка-1, 2, 3 и участки - Ильинское, Петрово-Дальнее. Бывшая государственная собственность. С 1995 года дачи по Рублево-Успенскому шоссе - в ведении управделами президента России Павла Бородина... С тех пор Рублевку уместнее было бы переименовать в Долларовку. Она стала в полном смысле слова зеленой зоной.
"Если факты незаконной приватизации подтвердятся, будем эти дачи возвращать".
Владимир Кожин, управляющий делами президента России
""Отдельные случаи приватизации"
Папарацци из меня не получилось по нескольким причинам. Во-первых, я к этому и не стремилась, а про "мыльницу", завалявшуюся со времен отпускной фотоохоты в традиционно вместительной сумке, вспомнила случайно. Уж очень информированными оказались спутники, сопровождающие меня в путешествии по Рублево-Успенскому шоссе и прилегающим к нему дачным заповедникам. Во-вторых, если не делать подкопов, не пользоваться вертолетом и не перелезать через кирпичные многометровые заборы, рискуя напороться на колючую проволоку, получить удар током или вообще схлопотать автоматную очередь, ничего, кроме этих заборов, снять нельзя. Правда, они сами по себе весьма выразительны.
Вот, например, нескончаемый забор. По периметру - колючая проволока, скрученная, как на зонах, спиралькой. Чуть выше провода, по которым, как говорят, пущен электроток (не знаю - не проверяла). Сверху над воротами натянута камуфляжного вида сетка (видела такие по ТВ в местах боевых действий в Чечне). Если проехать дальше, к проходной, и подождать, пока ворота приоткроются, то можно увидеть силуэт автоматчика.
Только не подумайте, что это какая-нибудь номенклатурная исправительно-трудовая колония. Это дача в Александровке предназначалась президенту СССР Михаилу Горбачеву. Он в нее не поехал. Теперь дачу арендует небезызвестный Борис Березовский. Как утверждают старожилы, все эти навороты с сетками и проволоками появились именно при БАБе. Вспомнилась относительно недавняя беседа с Александром Коржаковым, говорившим: "Березовский за госдачу платит чисто символически - 200-400 тысяч долларов в год, хотя ее обслуживание обходится в несколько миллионов долларов, ведь площадь дачи - две тысячи квадратных метров, а площадь участка - пятнадцать гектаров".
И хотя я не смогла снять какого-нибудь видного чеченского командира, вручающего олигарху маскировочную сетку б/у, или загорающую в бикини Татьяну Дьяченко (о ее даче чуть позже), у пишущих журналистов есть свои преимущества - возможность опубликовать документы. Наша газета несколько раз, в частности в статье Сергея Соколова и Сергея Плужникова "Золотой ключик для Пети Авена" (1998. № 8), затрагивала тему незаконной приватизации госсобственности на Рублево-Успенском шоссе. Писали об этом и другие газеты. Безрезультатно. Раньше в обиду своих людей не давал всесильный Павел Бородин. У нового руководства УД президента России, видимо, руки не доходят, хотя Владимир Кожин в интервью корреспонденту "АиФ" (2000. № 9) сказал: "Отдельными фактами приватизации госдач мы располагаем... законным основанием для приватизации госдач является единственный документ -распоряжение президента РФ. Таких распоряжений Бориса Николаевича Ельцина было порядка четырех-пяти, не больше. Если факты незаконной приватизации подтвердятся, будем эти дачи возвращать в добровольном порядке или через суд. И неважно, чьи интересы или фамилии это затронет".
Как говорится, ловим на слове. У нас, журналистов, этих фактов более чем. Правда, на них не обращали внимания ни в прокуратуре Московской области, ни в Генеральной, ни в Госналогслужбе, ни в Федеральной службе налоговой полиции России. Еще 25 сентября 1997 года "КП" писала: "Одному из скромных госслужащих за смешные деньги была отдана дача бывшего предсовмина СССР Н.А. Тихонова - гигантская территория с массой хозяйственных построек в одном из самых дорогих уголков Подмосковья". Держу в руках справку-отписку из Госналогслужбы России: "Согласно распоряжения Правительства РФ от 8 декабря 1994 года № 1928-p по согласованию с Администрацией президента РФ разрешена продажа "установленном законодательством порядке АО "Автомобильный Всероссийский Альянс" дачного строения-2 в "Петрово-Дальнее" оздоровительного комплекса "Жуковка" Красногорского района Московской области, которое находилось в пользовании ранее у бывшего Председателя Совета Министров СССРН.А. Тихонова".
Смотрим передаточный акт. Вид пользования - дача собственная. Дата договора -3 июля 1997 года.
Теперь кое-что расшифруем. Скромный госчиновник - Борис Березовский. Всю свою собственность он оформляет на свои фирмы, а здесь его фамилия в документах обозначена. Дачу, построенную когда-то маршалом Михаилом Тухачевским, в которой позже жили выдающиеся политические и хозяйственные деятели, продали еще в то время, когда Николай Тихонов был жив. За смешные деньги - 1166,8 тысячи рублей по ценам 1995 года (акт продажи подписан именно тогда). Знающие Абрамыча люди говорят - она досталась даром. Из характеристики Александра Коржакова: "Жадный до патологии. Здесь он даже своей охране по три месяца не платит зарплату". Кто живет на бывшей даче Николая Тихонова, пока БАБ в свободное от заграничных вояжей время коротает подмосковные вечера за колючей проволокой в Александровке, неизвестно.
Если же изучать, пожалуй, самые засекреченные документы оздоровительного комплекса "Жуковка" о том, кто на какой даче живет и на каком основании, то в "переписи населения" участка Петрово-Дальнее фамилии Березовского вы вообще не встретите. Зато выясните, что в частной собственности находится дача № 3, принадлежащая представителю РФ в ЕЭС Ивану Силаеву; № 5 - советнику Бориса Ельцина Георгию Шахназарову; № 9 - никому не известной Татьяне Анодиной из правительства РФ; № 10 - пенсионеру Григорию Ревенко.
В переписи коттеджей, где условия проживания не обозначены, тоже встречаются знакомые фамилии: так, коттеджи № 11 и 16 значатся за Владимиром Жириновским и его охраной, госдачи, на которых по закону могут жить только госчиновники высшего ранга, в Петрово-Дальнем арендуют уже знакомая нам Татьяна Адонина, но уже как представитель фирмы "ИНПак-Р"; аудитор Госдумы РФ Элеонора Митрофанова; певица Кристина Орбакайте; журналист Игорь Барановский и другие известные, мало известные, но нужные и состоятельные люди.
Покупка госдачи идет по смешным расценкам. Самая одиозная история связана с именем бывшего министра иностранных дел России Андрея Козырева. 13 января 1995 года он обратился к Борису Ельцину: "Прошу вашего согласия на приобретение мною дачи довоенной постройки (на самом деле - 1955 год. - Л.К.) в дачном пансионате "Жуковка" УД президента по балансовой стоимости за наличный расчет. В обосновании своей просьбы хочу отметить, что дачи не имею и возможностью построить ее на коммерческой основе не располагаю". Борис Николаевич не возражал, но попросил все сделать в установленном законом порядке. В итоге за 7 миллионов 567 тысяч рублей (цены 1995 года) была приобретена в собственность дача № 6 в "Жуковке-3". Дача эта быстро сгорела. Говорят, Козырев приехал на пепелище, откопал какую-то шкатулку и сказал: "Ну и черт с ней, с дачей". С тех пор земля дачи № 6 была несколько раз перепродана. Стоимость одной сотки в этих местах доходит до 20 тысяч долларов. Неплохая прибавка к пенсии бывшего министра - по прозвищу Мистер Да.
Королева Рублевки и ее окружение
Если проехать чуть дальше по Рублевке, попадешь в знаменитый поселок - Николина Гора, где долгое время жил цвет нашей культуры. Сейчас здесь особенно известны два участка. На одном с давних пор расположился клан Михалковых, а сразу за их дачами - мощный забор из красного кирпича. Но в отличие от хозяев мощных заборов в "Жуковке" здесь есть просветы, за которыми можно разглядеть особняк и еще несколько построек. Все знают - здесь живет Татьяна Дьяченко. Но дача по документам оформлена на Виктора Столповских, президента фирмы "Mercata". В июле 1997 года приехавший всего пару лет назад в столицу из Якутии, он почти за 80 тысяч долларов покупает госдачу академика Александрова. Академика выселяют со скандалом. Наличие подмосковной дачи у Татьяны Дьяченко отрицают. Фамилия Столповских - среди тех, кем заинтересовалась Генеральная прокуратура Швейцарии в связи с делом "Мабетекса".
Лишь старожилы "Жуковки" могут вспомнить, кому когда-то принадлежали участки. Теперь иные времена и иные хозяева. Дача бывшего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой продана "активисту" предвыборного штаба на выборах Бориса Ельцина в 1996 году Сергею Лисовскому (помните знаменитую историю с коробкой из-под ксерокса?). Дача № 93а, принадлежавшая когда-то трижды Герою Советского Союза академику Челомею, - Владимиру Жечкову ("Как упоительны в России вечера"). На даче бывшего министра внутренних дел СССР Круглова долгое время существовал дом отдыха для технических работников Кремля. Именно здесь снимался фильм "Крестоносцы". Теперь дача преобразована в клуб "Подмосковные вечера". Клуб - это псевдоним ресторана под эгидой Мартина Шаккума. Ему принадлежит еще один ресторан: соединенные стеклянным переходом особняки двух отстрелянных братьев-разбойников.
Имя Владимира Жечкова еще раз встретилось мне в другом списке дач участка "Жуков ка-2". Здесь говорится, что заместитель генерального директора ЗАО "Премьер СВ" еще снимает дачу № 34 на коммерческой основе.
В "Жуковке-3" только шесть дачных коттеджей построены и проданы частным лицам некоей фирмой ТОО "Ковчег". Среди счастливых владельцев - артист Игорь Угольников, который заплатил, по слухам, один миллион долларов.
Смотрим дальше.
Дачи 47 и 47а проданы семье Ивана Рыбкина; 49 - послу Белоруссии в России Виктору Даниленко; 53 - Андрею Козыреву (об этом я уже рассказывала); 56 - бывшему министру Евгению Сидорову; 57 - Александру Туманову (Министерство обороны РФ); 61 - продана за 13 миллионов вместо 108-ми частному лицу Рудольфу Пихоя (мужу спичрайтера Ельцина Людмилы Пихоя); 72 - генеральному директору ИТАР-ТАСС Виталию Игнатенко.
На участке "Ильинское" в частное владение перешло тоже немало бывших госдач. Дача № 1 - советнику президента РФ Дмитрию Рюрикову (за 7 миллионов вместо положенных 196-тй); № 2 - обозначенному как частное лицо бывшему пресс-секретарю Ельцина Вячеславу Костикову; № 4 - пенсионеру союзного значения Виталию Воротникову; № 5 - депутату Александру Шохину (хотя пишут, что у него в "Жуковке" аж три дачи). Здесь же на правах собственников живут бывший заместитель министра финансов РФ Андрей Вавилов, президент фирмы <Союзконтракт" (куриные окорочка) Константин Романов.
В Барвихе-2 бывшая дача Алексея Толстого продана президенту КИБ "Альфа-банк" Петру Авену. После публикации в "Совершенно секретно" Авен прислал Артему Боровику письмо (1998. № 10), в котором утверждал, что заплатил за дачу 800 тысяч долларов. При этом он уверял, что продажа госдач и тому подобных объектов - просто необходимость. Хотя известно: чтобы передать госдачу в личное пользование, должен был сначала выйти указ президента России, а затем - распоряжение правительства России, согласованное с Госкомимущества. Деньги же за продажу должны полностью перечисляться в бюджет (чего не происходило).
В соседях у Авена на частной даче "Барвиха-3" живет собственник Юрий Осипов, президент Академии наук РФ.
Продолжать этот список "отдельных случаев", как говорит Владимир Кожин, можно было бы до бесконечности. Среди счастливых владельцев госдач и бывший министр финансов Александр Лифшиц, и бывший главный мытарь страны Александр Починок, и возглавлявший Главное таможенное управление России Сергей Алмазов. Всем им дачи были проданы в соответствии с распоряжениями правительства России. Кожин говорил об указах президента России.
Кто был ничем, стал всем
Арендное предприятие "Оздоровительный комплекс "Жуковка", каковым оно являлось до 17 марта 1995 года, было учреждено коллективом правительственных дач. Арендаторы заключили юридически безупречный договор аренды всего дачного хозяйства с Госкомимущества России на 15 лет. Этот договор предоставлял руководству предприятия самостоятельность в определенных пределах. Половину дач нужно было сдавать госчиновникам бесплатно, остальные сдавались в аренду Арендаторов проверяли в определенных учреждениях, и рядом с правительственными чиновниками вряд ли могли оказаться бандитствующие или подозрительные граждане. Пятнадцать процентов от чистой прибыли аренды поступало в бюджет.
Но не всех это устраивало. К власти рвался молодой провинциал Владимир Рябенко, который нашел путь к сердцу Пал Палыча Бородина и стал к нему близок. В мае 1995 года вышли два приказа за подписью управделами. Один о реорганизации арендного предприятия "Жуковка" в унитарное госпредприятие, второй - о смене руководства. Фактически хозяином Рублевки стал Бородин.
В дальнейшем многочисленные суды различных инстанций подтвердили, что все приказы незаконные. Незаконные приказы исполнялись при помощи вооруженной охраны.
Смена власти вообще осуществлялась с грубыми нарушениями закона, а значит, "передача власти" Владимиру Рябенко, посчитали суды, тоже незаконна. К тому же было присвоено имущество бывших акционеров: более 1,5 миллиона долларов на счетах предприятия, дом отдыха, где сейчас расположен клуб "Подмосковные вечера", два жилых дома, дачи, импортная мебель ценой в 1,2 миллиарда долларов и т.д. Но решение судов никто не выполняет.
Когда Владимир Рябенко приехал из Волгограда, он был одет в костюм, переделанный из мундира. Это объяснялось тем, что он якобы ведал хозяйственными вопросами в местной пожарной части. Теперь у него дача в Ялте, недвижимость в Испании, три иномарки, квартиры, дачи и коттеджи на Руб1евке, а главное - множество фирм, зарегистрированных на него и его родственников.
Приход Рябенко к власти ознаменовался тем, что началась продажа коттеджей вместе с участками земли, на которую у него нет никаких прав. Большинство перечисленных мной проданных госдач отошли хозяевам вместе с землей.
"Бородинским" приказом на Рублевке в качестве собственников поселяются работники аппарата Управления делами президента РФ - В. Оздоева, В. Лукьяненко, Н. Борин, Г. Дмитриева и С. Гусев. Им были выделены земельные участки по 0,12 гектара для строительства дач на территории ГУК ОК "Жуковка". Это подтвердила проверка прокуратуры Московской области. Но тем не менее уголовные дела в отношении Рябенко, возбужденные Генеральной прокуратурой России, прокуратурой МО и Федеральной службой налоговой полиции, прекращались. Его патрон, Павел Бородин, был всесилен. К тому же с его подачи за символическую стоимость - 60 тысяч долларов - собственностью в Успенском обзавелся заместитель Генерального прокурора РФ Александр Розанов. Бывший тогда главным военным прокурором Юрий Демин купил дом в Успенском почти за 8 тысяч рублей. Чуть дороже - на одну тысячу рублей - заплатил бывший зам Генерального прокурора Петр Вилков.
Как только Счетная палата РФ начала интересоваться бухгалтерией ГУП "Жуковка", аудитору Александру Кушнарю была продана дача все в том же Успенском за цену в десять раз ниже реальной стоимости. Отчет Счетной палаты получился вполне нейтральным. В общем, Пал Палыч знал, кому надо делать предложения, от которых нельзя отказаться.
Я называла многие известные фамилии. Но распродажа земли затронула и вообще никому не известных людей, порой с темным прошлым и криминальными связями. Все хотят жить рядом с членами правительства, запросто общаться с кремлевскими чиновниками. Говорят, что, прежде чем оформлялась сделка, аналогичная коммерческой продажной стоимости сумма (напомню: одна сотка стоит до 20 тысяч долларов) уходила нынешнему руководству "Жуковки" и столько же шло "наверх". Рублевка стала просто золотой жилой.
Мне удалось снять строительство дач на участках, где вырублен лес (территория санатория "Барвиха"); целые коттеджные поселки "взошли" на бывших колхозных орошаемых полях. Зеленые легкие Москвы уничтожаются настойчиво и планомерно.
Самый выдающимся сооружением на территории вырубленного леса стал гигантский монстр, огороженный забором, похожим на тот, что возвел вокруг резиденции Палы Римского Ватикан. Он так же неприступен и снабжен многочисленными телекамерами. За ним -семь гигантских особняков-крепостей. Говорят, пять из них принадлежат высшему руководству "МЕНАТЕПа", один - кремлевскому врачу Миронову, а один - самому Бородину. "