FLB: В Дагестане ЦБ и АСВ столкнулись с деятельностью хорошо организованной банковской преступной группировки
"«Беспрецедентное постановление вынес районный суд Махачкалы в рамках уголовного дела о хищениях в особо крупном размере из дагестанского Трансэнергобанка. Были арестованы средства граждан на счетах и во вкладах в нем, но оказалось, что фактически арест наложен на несуществующее имущество, - сообщает 4 марта Newsru.com.
Поступление "вкладов" в Трансэнергобанк на сумму 4,8 млрд рублей незадолго до отзыва лицензии было сфальсифицировано его руководством. Арест же понадобился, чтобы исключить возможность фиктивным вкладчикам требовать страхового возмещения от государства (в пределах 700 тысяч рублей)».
«Как следует из материалов дела, нарисованными в Трансэнергобанке были не только вклады на 4,8 млрд рублей, но и кредитный портфель почти на 2 млрд рублей, и касса еще на 3 млрд, - пишет в понедельник «Коммерсант». - Хотя еще на 1 сентября 2012 года валюта баланса Трансэнергобанка составляла всего около 100 млн рублей. И даже хищение денег из кассы, о котором руководство банка заявило в полицию, было таким же ненастоящим, как и сама касса.
Документов, доказывающих существование всех этих активов и пассивов, в банке нет. Зато за пару месяцев до отзыва лицензии без рекламной кампании Трансэнергобанк сумел "привлечь" более 6,5 тысяч новых вкладчиков. Из них больше трети (2270 человек) - в последние два дня своей работы. Правда, по сведениям издания, реальными вкладчиками, имеющими право на возмещение, признаны 89 человек всего на 28,5 млн рублей.
Не исключено, что арест несуществующих вкладов в Трансэнергобанке не последний в своем роде. Так, у лишенного лицензии в январе дагестанского банка "Экспресс" настоящих вкладов оказалось всего на 3,7 из 10 млрд рублей. Остальные "депозиты" были, как и в Трансэнергобанке, "размещены" в несуществующие кредиты, "положены" в отсутствующую кассу, а также "инвестированы" в вымышленные ценные бумаги.
В банке не обнаружено и документов, подтверждающих существование работников: временной администрации не были переданы ни штатное расписание, ни зарплатные ведомости, ни трудовые книжки.
По мнению первого заместителя гендиректора АСВ Валерия Мирошникова, в случае с описанными банками ЦБ и АСВ столкнулись с деятельностью хорошо организованной преступной группировки.
"В силу специфики региона как одного из самых дотационных там мошенникам проще договориться о рисовке и воровстве - людям надо на что-то жить, а работы нет, зарплаты мизерные, - рассуждает один из банкиров, пожелавший остаться неизвестным. - В такой ситуации даже за мелкие дивиденды бедные слои населения могут подписаться под несуществующими вкладами".
"Вкладчикам" некоторых из описанных банков за участие в этой афере было уплачено по 10 тысяч рублей на человека, то есть первоначальные затраты на ее организацию могли составлять десятки миллионов рублей».
18 февраля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Кредит «дочки» ВЭБа уехал дагестанским «Экспрессом» говорилось: ««дочка» ВЭБа оставила в закрытом дагестанском банке 274 млн рублей. Это следует из свежей отчетности Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк, «дочка» Внешэкономбанка).
Просрочка по предоставленным межбанковским кредитам МСП-банка с начала 2013 года выросла на 274 423 рубля. Это следует из свежей отчетности МСП-банка (101-я форма на 1 февраля 2013 года, размещенная сегодня на сайте Центробанка). Аналогичная сумма числилась в соответствующей графе отчетности дагестанского Экспресс-банка накануне отзыва у него лицензии (по данным на 1 января 2013 года). Таким образом, Экспресс-банк получил кредит у МСП-банка на 274,4 млн рублей и, не расплатившись по нему, завершил свою деятельность, лишившись лицензии. Этим и обусловлено появление просрочки на балансе МСП-банка.
Межбанковские кредиты «дочка» ВЭБа предоставляет по программе поддержки малого и среднего предпринимательства. Связаться с учредителями Экспресс-банка не удалось.
В МСП-банке признали наличие проблем с дагестанским должником.
— Экспресс-банк действительно был одним из партнеров МСП-банка в Республике Дагестан. В связи с отзывом ЦБ РФ лицензии у кредитной организации в настоящий момент МСП-банк проводит комплекс мероприятий, направленных на защиту своих законных интересов, — сообщил представитель компании.
С учетом состояния Экспресс-банка маловероятно, что МСП-банк получит какое-либо возмещение по данному кредиту, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. По словам партнера юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Сергея Савельева, МСП-банк может рассчитывать на возврат средств в рамках процедуры банкротства Экспресс-банка, но вряд ли «дочка» ВЭБа получит их в полном объеме: основная часть конкурсной массы пойдет на удовлетворение интересов вкладчиков.
Лицензию у банка «Экспресс», крупнейшего по активам в Дагестане (на 1 января этого года показатель составлял 15,8 млрд рублей), Центробанк отозвал с 21 января 2013 года. «Экспресс» представлял в Банк России недостоверную отчетность о состоянии своих активов, скрывающую утрату капитала, а также противодействовал проведению инспекционной проверки и совершению надзорных действий, пояснял ЦБ.
Отзыву лицензии предшествовали ограничительные меры ЦБ — запрет на прием новых вкладов. В этой ситуации руководство банка (компания принадлежит десяти жителям Дагестана) повело себя нетрадиционно: банкиры обычно скрывают введение ограничений со стороны ЦБ, чтобы не провоцировать отток вкладчиков, однако на сайте «Экспресса» 8 января 2013 года появилось сообщение о том, что ряд филиалов банка прекратил обслуживание физических лиц в связи с санкциями ЦБ. Сообщение заканчивалось напоминанием о том, что возмещение по вкладам до 700 тыс. рублей можно получить от Агентства по страхованию вкладов (АСВ). А 9 января на сайте была размещена подробная пошаговая инструкция о получении страховых выплат по вкладам в случае отзыва лицензии у какого-либо банка. При этом незадолго до отзыва лицензии в отчетности банка «Экспресс» был отражен стремительный рост вкладов населения — в декабре 2012 года показатель увеличился на 132% — с 5,6 млрд рублей до 13 млрд. Для сравнения: за аналогичный период 2011 года объем вкладов вырос на 0,6 млрд рублей, или на 15,3%.
Ранее банки Северо-Кавказского округа попали в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу, которая выявила целый ряд нарушений в их деятельности. Росфинмониторингом были названы более десятка банков, замешанных в масштабной обналичке. В конце прошлого года Центробанк отозвал лицензию еще у двух дагестанских банков — «Дербент-кредита» и Трастового банка», - писали «Известия».
10 января в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Откуда деньги в Дагестане?» говорилось: «крупнейший по активам банк Дагестана — «Экспресс» — прекратил работу с населением, ссылаясь на ограничения, наложенные Центробанком. Банк стал четвертым в регионе, к которому ЦБ применил санкции за последние полтора месяца. Ранее претензии к финансовому сектору Кавказа предъявлял Росфинмониторинг: дотационный регион стал третьим после Москвы и Петербурга по количеству банков.
Банк «Экспресс», один из ведущих банков в Дагестане, прекратил обслуживание населения. Причина — введение ограничений со стороны Центробанка, утверждает банк.
«В соответствии с ограничениями на обслуживание физических лиц, введенными Центральным банком России в отношении ОАО АКБ «Экспресс», подразделениями банка прекращено обслуживание клиентов», — сообщается на сайте «Экспресса».
Осведомленный источник говорит, что банку ограничили только прием вкладов, но не уточняет причин.
Но держатели банковских карт банка не могут получить наличность ни в банкоматах «Экспресса», ни в банкоматах других банков с начала года. Отделения банка работают в режиме оказания консультаций, в них также нельзя получить деньги.
По состоянию на начало декабря 2012 года объем вкладов физических лиц в дагестанском банке составлял около 5,6 млрд рублей. «Экспресс» — крупнейший банк региона по активам, которые по итогам третьего квартала 2012 года составили 8,5 млрд рублей. Банк обслуживает более 200 тысяч клиентов (в том числе около трех тысяч предприятий и организаций). Акционерами «Экспресса» выступают 10 физических лиц, контролирующих по 10% акций.
«Экспресс» стал четвертым банком в Дагестане, к которому ЦБ применил санкции за последние полтора месяца.
7 декабря регулятор отозвал лицензию у Трастового банка из Махачкалы. В ноябре ЦБ лишил лицензий еще две кредитные организации из Дагестана — «Дербент-кредит» и Трансэнергобанк. Все банки были уличены в невыполнении норм федеральных законов и регулирующих актов самого ЦБ.
Трастовый банк был лишен лицензии за нарушение законодательства об отмывании средств и предоставление недостоверной отчетности Центробанку. У Трансэнергобанка лицензия была отозвана после того, как руководителя одного из офисов финансовой организации полиция заподозрила в мошенничестве на 4,26 млрд рублей и фиктивном наращивании вкладов, сумма которых с апреля выросла с 40 млн до 4,8 млрд рублей. В ходе инспекционной проверки банка «Дербент-Кредит» ЦБ установил «крупную недостачу наличных денежных средств в кассе головного офиса кредитной организации, что привело к полной утрате банком капитала», объяснял регулятор меры в отношении банка.
В ноябре директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в отчете, направленном полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе и вице-премьеру Александру Хлопонину, сообщил, что за последние три года объем финансовых операций через региональные банки вырос вдвое.
За девять месяцев 2012 года в банках СКФО было обналичено около 103,5 млрд рублей, в то время как за тот же период 2011 года эта сумма составляла 88 млрд рублей.
На состоявшемся в октябре в Кисловодске форуме крупнейших компаний СКФО Хлопонин говорил о том, что возможным путем решения сегодняшних сложностей в финансовой сфере может быть создание региональных банков с участием правительств субъектов округа.
На 1 ноября в Дагестане работало 30 кредитных организаций. По этому показателю регион занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, - сообщала Газета.Ру.
При этом в регионе существует большой дефицит бюджета и зависимость от федеральных денег, напоминает источник в банковском секторе. «Финансовая емкость региона небольшая, а деньги откуда-то берутся», — удивляется источник. Будут и дальнейшие «зачистки», уверен он.
«Специальных мер по отношению к региону нет», — утверждает другой источник. ЦБ достаточно аргументированно предъявляет свои требования, дагестанские банки не сильно сопротивляются, говорит он.
«Федеральные органы власти взялись за регион и наведут порядок», — уверен глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Совершенно очевидно, что ЦБ и службы финансового мониторинга обратили внимание на большие объемы наличных операций в регионе, говорит он».