"В 1923 году. фактический контроль за территорией Чечни, особенно за горной ее частью, находился у вооруженных повстанческих отрядов, руководимых имамами. Все попытки войск ОГПУ ( войск госбезопасности) разоружить "бандитов" (тогда тоже употреблялось это слово) успеха не имели. Серьезного результата удалось достичь только в 1925 году, во время чекистской операции (совместно с армейскими частями) по разоружению чеченского населения, однако вооруженные выступления против советской власти продолжались в этой республике вплоть до начала тридцатых годов.
В седьмом номере российского исторического иллюстрированного журнала "Родина" опубликована докладная записка начальника Восточного отдела Полномочного представительства ГПУ по Юго-Востоку России С. Н. Миронова. Документ датирован апрелем 1923 г. Упоминаемый в записке Эльдерханов Т.Э. - старейший политик Чечни, по профессии - учитель, делегат Государственной думы от Терской области, член мусульманской фракции, с 1923 по 1925 годы председатель Чеченского облревкома (областного революционного комитета). Публикацию подготовил Олег Капчинский.
"Начальнику Востотдела ГПУ т. Петерс...
Докладная записка
Настоящей докладной запиской я хочу указать процесс, происходящий в настоящий момент в Чечне, и необходимые с нашей точки зрения мероприятия по ослаблению такового: в данное время в Москве на съезде партии находятся партийные советские головки Ю. В. России, согласовав с каковыми вопрос, можно провести в жизнь предлагаемые мною мероприятия (в том случае, если они окажутся приемлемыми). Состояние Чечни на сегодняшний день можно охарактеризовать следующим: анархия, неудерживаемый рост шариатских тенденций, подготовка к началу активных действий и отсутствие соваппаратов на местах, указанное видно из: 1. усиленного роста бандитизма, роста религиозности, доходящей до состояния экстаза, что видно по повальному выполнению по ночам религиозного танца "зюкри", наличие шариатских образов, судов и требование меджлиса, объединения, состоявшегося между шейхами Гоцинским, Алимитаевым, Ансалтинским и Белоходжи, образовавшими своего рода "Высший шариатский Совет" на почве борьбы с Соввластью за религию, что означает подготовку к газавату. Вообще это тактическое соглашение нужно рассматривать как очень серьезный признак, ибо участие Гоцинского и Белоходжи несомненно означает начало политической авантюры, подготовку к активным вооруженным выступлениям. Причины, усугублявшие настоящий процесс и создавшие благоприятную почву, главным образом относятся к неразрешенности земельного вопроса и полнейшей безавторитетности главы чечревкома Эльдерханова2, против него борются не только шариатские элементы, но и в самом ревкоме и на местах имеются группы, ведущие борьбу с Эльдерхановым.
Близость нефтепромыслов, на которых в первую голову может быть совершен набег (попытка поджога уже имела место), диктует необходимость немедленного принятия решительных мер к ослаблению происходящего процесса и созданию хотя бы относительного на первое время спокойствия. Решительные меры заключаются в немедленном снятии Эльдерханова и разрешении земельного вопроса. Практическое осуществление и конструирование советского аппарата будет заключаться в нижеуказанных положениях. При разрешении этого вопроса необходимо помнить, что партийного ядра в Чечне нет, нет даже какой бы то ни было исходной советской базы, ибо Эльдерхановским экспериментом мы себя окончательно дискредитировали, отсутствие туземных работников из бедноты, которые смогли бы стать у власти, и наличие воинствующего шариатизма. Делать ставку сейчас на паритетные представительства Горной, Плоскостной и Малой Чечни на основе свободных выборов в ревком нельзя, ибо из-за отсутствия сил в ревком попадут шейхи, возглавляющие движение в современной Чечне, и мы собственными силами создадим прототип шариатской монархии. Выход, с нашей точки зрения, в следующем: образование немедленного партийного ядра из той маленькой группы национальных коммунистов, которые разбросаны по СССР, и снять Эльдерханова, сделав ставку на национальную интеллигенцию, стоящую на советской платформе (таковые имеются), и затем разрешение земельного вопроса.
Такой, может быть, неестественный порядок диктуется следующими соображениями. Разрешение земельного вопроса сейчас, благодаря нашей некредитоспособности, в глазах чеченских масс не произведет должного эффекта, ставка на национальных коммунистов себя дискредитировала, если в других областях нежелательно и опасно делать ставку на национальную интеллигенцию, то в Чечне это абсолютно необходимо, ибо всюду мы имеем хоть какую-нибудь советскую и партийную силу, а в Чечне никакой, и последнее время самое существенное - это то, что умиротворение Чечни и частичная советизация возможны лишь по ослаблении шариатского процесса, который начинает себя изживать лишь по предлагаемой нами схеме комбинации.
Лояльная нам национальная интеллигенция, став у власти, бесспорно будет блокироваться первое время с шариатскими верхами, и те, в свою очередь, будут ее поддерживать, так что на первое время наступит немедленное успокоение, затем начнется взаимное ослабление в силу разности интересов советской и националистически настроенной интеллигенции и шариатистов. Во избежание шариатского уклона надо будет иметь партийное ядро. Когда процесс взаимного ослабления дойдет до предельной точки, то тогда разрешить земельный вопрос в отношении нагорной Чечни, но не через ревком, а через партийное ядро, авторитет которого начинает подниматься в беднейшей нагорной Чечне, и если нам необходимо будет сменить состав ревкома, то мы уже все-таки будем иметь за собой чеченскую бедноту, хотя я думаю, что советски настроенная интеллигенция останется с нами. С этого момента у нас будет экономическая и идеологическая база по дальнейшей советизации Чечни. Это единственный возможный, с моей точки зрения, выход, все же остальные будут более опасны, нежели этот, а палиативные (половинчатые. - Ред.) мероприятия лишь удлинят процесс и не дадут желаемых результатов.
Причем необходимо помнить, что спокойствие всего Северного Кавказа зависит от спокойствия Чечни и что наблюдаемый у нас на Северном Кавказе рост религиозности (обусловленный неразрешенностью ряда социально-экономических вопросов) чрезвычайно опасен, так как в истории зафиксировано, что вооруженному восстанию горцев всегда предшествовал сильный подъем религиозных настроений.
Выдвинутые мною положения являются общими, делаемая же проработка их зависит от принципиального разрешения вопроса.