" Как стало известно "Ведомостям", Генпрокуратура подозревает компанию, консультировавшую правительство при разработке реформы МПС, в незаконном предпринимательстве. В возбужденном прокуратурой уголовном деле фигурирует компания "МиН Аудит", в которой работала заместителем гендиректора Анна Белова, ныне замминистра путей сообщения.
Хотя Белова пришла в МПС из консалтингового бизнеса при прежнем министре - Николае Аксененко, ее роль заключалась в разработке реформ, которые идут и при Геннадии Фадееве. Эти перемены, в результате которых МПС должно разделиться на собственно министерство и хозяйствующий субъект - ОАО "Российские железные дороги", - представляют собой настоящую революцию в отрасли. В результате действий прокуратуры нынешняя команда реформаторов может оказаться не у дел.
В конце прошлого года депутат-"яблочник" Алексей Мельников попросил генпрокурора Владимира Устинова проверить сразу несколько подозрений в адрес Анны Беловой. В частности, Мельников интересовался, продала ли Белова, перейдя на госслужбу, акции компании "Развитие бизнес-систем" (РБС) - генерального консультанта МПС. А заодно - уволилась ли она из "МиН Аудита", дочерней компании РБС. Мельников отказался рассказать "Ведомостям", откуда к нему поступили материалы о взаимоотношениях МПС и РБС. "У каждого свои источники", - сказал "яблочник".
Устинов 14 января направил Мельникову ответ, в котором отчасти успокоил депутата. Как выяснила прокуратура, 10 августа Белова продала акции, а 28 августа ушла из "МиН Аудита". Однако, сообщал генпрокурор, "по факту перечисления ЗАО "МиН Аудит" в рамках договора с МПС России от 14. 05. 2001 денежных средств фиктивным фирмам - ООО "Промышленные технологии" и ООО "Интерполимаш" - возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Производство предварительного расследования поручено прокурору г. Москвы".
Обвинение никому пока не предъявлено, но максимальный срок отсидки, который грозит обвиняемым по этой статье Уголовного кодекса, - пять лет.
По контракту от 14 мая 2001 г. , который упоминает в письме Мельникову Устинов, "МиН Аудит" должен за $204 000 провести "консультационное сопровождение внедрения Программы реформ железнодорожного транспорта, развития системы управления" и т. д. Копия контракта имеется в распоряжении "Ведомостей" (какие еще задачи поставило МПС перед своим консультантом - см. табл. ). Полученные по контракту средства консалтинговая фирма перечислила двум ООО, названным в письме Устинова. "Эти компании обналичили выручку, а руководство РБС не может нам ответить, куда они делись и почему не заплатили налоги", - говорит источник, близкий к следствию.
В РБС и не отрицают, что деньги были перечислены в "Промышленные технологии" и "Интерполимаш" и что теперь с представителями обеих фирм невозможно установить контакт. "Когда заключался этот контракт, наша компания только формировалась, - говорит один из акционеров РБС Андрей Максимов. - Поэтому мы были вынуждены быстро сформировать команду специалистов по такому сложному объекту, как МПС. И нам пришлось воспользоваться распространенной на консалтинговом рынке практикой - услугами этих двух компаний, которые специализируются на быстром формировании таких творческих коллективов. Они выступили как подрядчики, и мы закрыли с ними все отношения после приема работ. Куда они скрылись после этого, нам неизвестно, о чем мы и сообщили Генпрокуратуре".
Максимов признался, что "не помнит" фамилии руководителей и менеджеров ни одной из двух компаний, которые Устинов называет "фиктивными".
Получить комментарий у Анны Беловой вчера не удалось. А опрошенные "Ведомостями" участники консалтингового рынка ничего не слышали ни о "распространенной практике" обращения в некие специализированные компании по ускоренному формированию творческих коллективов, ни собственно о фирмах "Промышленные технологии" и "Интерполимаш". "По соображениям этики отказываясь комментировать конкретное уголовное дело, в котором фигурируют коллеги, могу рассказать про общепринятую практику, - говорит директор по стратегическому анализу ФБК Игорь Николаев. - Когда мы не справляемся с объемом работ по сложному объекту, мы просто берем на субподряд другие известные консалтинговые компании, с которыми у нас сложились партнерские отношения".