FLB: Главная военная прокуратура не дает возбуждать уголовное дело на экс-министра обороны за неисполнение решений суда
"«Анатолий Сердюков может попасть в уголовное дело, на этот раз, в качестве обвиняемого. Федеральная служба судебных приставов хочет привлечь бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова к ответственности за невыполнение судебных решений. Эта статья предусматривает наказание до двух лет лишения свободы, - сообщает 14 февраля сайт еженедельника «Собеседник».
Уголовное дело может быть возбуждено из-за 11 исков, которые военнослужащие выиграли в судах лично против экс-министра».
“По данным ФССП всего против чиновников Минобороны по итогам прошлого года считаются неисполненными 1399 судебных решений, 387 из них находятся на исполнении у приставов больше трех лет. Однако ни сами офицеры, ни судебные приставы добиться возбуждения дел против самого Сердюкова и его подчиненных не могут, поскольку поданным заявлениям не дает хода Главная военная прокуратура (ГВП), - пишут в четверг «Известия».
«Все обращения в ГВП заканчиваются стандартными отписками — в действиях (бездействии) должностных лиц Минобороны и конкретно того же Сердюкова признаков состава преступления не усматривается», — говорит высокопоставленный источник в ФСПП.
Подполковник ВВС Саид Ибрагимов из Хабаровска выиграл иск против Анатолия Сердюкова еще 18 октября 2010 года. Ибрагимов прослужил больше 30 лет, в основном в Арктике: на острове Средний, на аэродроме в Тикси, на острове Столбовой.
— Получал награды, в итоге в 40 лет стал инвалидом, — говорит Ибрагимов «Известиям».
Военно-врачебная комиссия еще в 2009 году признала его негодным к дальнейшей службе. По закону его должны были сразу уволить и обеспечить жильем. Ни то, ни другое не сделано до сих пор.
— Я выведен в распоряжение, весь больной, хромой, только вот опять выписался из госпиталя, все кодексы за эти годы изучил вдоль и поперек, а переписки с различными ведомствами у меня уже два мешка, — рассказывает он. — В положении о Минобороны, утвержденном Путиным еще в 2004 году, министр обороны несет персональную ответственность за решение различных задач, в том числе единолично решает вопросы обеспечения прав военнослужащих и граждан, уже уволенных со службы, предоставляет им социальные гарантии и компенсации.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда Анатолий Сердюков был обязан предоставить при увольнении жилье Ибрагимову и его семье, все судебные инстанции, где Минобороны пыталось оспаривать решение против Сердюкова, оставило его в силе.
С лета прошлого года подполковник Ибрагимов пытается возбудить дело против Сердюкова по ст. 315 УК РФ. Эта статья предусматривает уголовную ответственность за злостное неисполнение представителем власти судебных решений, так же как и воспрепятствование их исполнению.
— Писал президенту, главе СКР, главному военному прокурору — заявление мое в итоге спустили в 517-й военный следственный отдел СК России, откуда меня ни разу даже формальным ответом не удостоили, — рассказывает офицер. — Когда Сердюкова сняли, думал, что теперь-то уж точно дадут делу ход. Снова написал куда только мог, и снова в ответ тишина.
В ФСПП говорят, что аналогичным образом поступают и с заявлениями других офицеров — десантника Ивана Голоты, военного прокурора Константина Черного (всего в нем 11 фамилий), которые тоже выиграли суды против Анатолия Сердюкова. Экс-министр обороны, проходящий пока свидетелем по делу «Оборонсервиса», возбужденному по фактам многомиллиардных хищений в военном ведомстве, по-прежнему остается неуязвимым для любых попыток привлечь его к ответственности, поражаются офицеры.
— Чему тут удивляться, если мы сами просили провести проверки, а в ответ из департамента жилищных отношений (ДЖО Минобороны) получали ложную информацию, которую ни в самом ведомстве, ни в прокуратуре, куда мы тоже обращались, даже и не думали проверять на достоверность, — возмущается собеседник в ФСПП.
Врио руководителя ДЖО Галину Семину с марта прошлого года за хроническое неисполнение решений приставы штрафовали уже 343 раза, в казну она должна больше 6,8 млн рублей. Ей даже пытались через суд закрыть выезд за рубеж, но апелляция застряла в Мосгорсуде без рассмотрения еще с ноября прошлого года. Попытки предупредить ее под роспись об уголовной ответственности по той же ст. 315-й тоже закончились провалом — Семина или отказывается подписывать документы или просто сбегает от приставов через запасной выход.
Та же история и с попытками приставов взыскать с высокопоставленных чиновников Минобороны исполнительский сбор — в 2012 году было вынесено 973 постановления и ни одно из них не исполнено.
— Каждый раз, столкнувшись с очередным неисполнением судебного решения об обеспечении военнослужащего жильем, мы обращаемся в ГВП и просим привлечь чиновников Минобороны к ответственности — только в прошлом году было 130 таких обращений. Толку ноль — меры прокурорского реагирования не применяются, к ответственности никого не привлекают, признаков состава преступлений в упор не видят, — негодуют в ФСПП.
Длительное неисполнение судебных решений — давняя ахиллесова пята российского правосудия, за которую каждый год Россия в качестве компенсаций по решениям Евросуда выплачивает своим гражданам десятки миллионов евро. Но в случае с Минобороны даже выигрыш в ЕСПЧ не гарантирует военнослужащим получения долгожданной и положенной им по закону квартиры.
В среду восемь семей офицеров и прапорщиков, победивших в Евросуде еще в апреле прошлого года, но до сих пор не обеспеченные жильем, решились на бессрочную голодовку. Речь идет о постановлении ЕСПЧ «Илюшкин и другие против России», в котором заявители жаловались на длительные — от двух до 10 лет — неисполнения национальных судебных решений.
Как показали последние проверки, у Минобороны в Москве пустует больше 700 квартир, на которые претендуют 415 «судебников» — все они, как и голодающие офицеры, имеют на руках неисполненные решения судов. Всех их министр обороны Сергей Шойгу обещал обеспечить жильем еще до конца 2012 года. В ДЖО Минобороны, которым до сих пор руководит сотни раз оштрафованная приставами Галина Семина, неисполнение поручения нового министра самим офицерам объяснили «сбоем в компьютерной системе»».
27 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Не останется ни офицеров, ни квартир» говорилось: «весьма вероятно, что на фронте многолетней борьбы с офицерским бесквартирьем, к 2013 году Министерство обороны РФ, наконец, одержит полную и окончательную победу. Таким образом, министр Анатолий Сердюков как положено – беспрекословно, точно и в срок – выполнит указание почти что президента Владимира Путина отправить в архив навязшую в зубах проблему. Но крови будет много.
Такой вывод следует из коротенького информационного сообщения, промелькнувшего на днях: в военном ведомстве разработан законопроект, ограничивающий право военнослужащих армии и флота многократно отказываться от получения предоставляемого им жилья для постоянного проживания после увольнения в запас. Cогласно законопроекту, после третьего отказа заселяться в предлагаемую квартиру военнослужащий вне зависимости от причины отказа будет представлен к увольнению в запас из Вооруженных сил. Вместо собственной крыши над головой горемыке вручат денежную компенсацию, рассчитанную исходя из средней рыночной цены одного российского квадратного метра. И делай с ней, служивый, что хошь… Но с очереди тебя снимут в тот же день.
Просто гениальное, хотя и иезуитское решение. Ведь чисто арифметически стоящая перед Сердюковым задачка на сегодня выглядит так. В 2008-2011 годах бюджет РФ выделил Минобороны свыше 330 млрд рублей (около $11 млрд) на строительство и приобретение уже готовых квартир для военных. На нынешний и два последующих года на эти цели запланировано еще более 80 млрд рублей.
Деньжищи, что и говорить, - огромные. Но вопреки всякой логике столь внушительные бюджетные траты ничуть не сокращают число бездомных военных в армии и на флоте. Наоборот – их становится все больше. А именно: по официальной статистике Минобороны, в 2008 году в жилье нуждались 122 тысячи защитников Отечества. Через год их стало 129 тысяч. В 2010 году - 155 тысяч. На 1 января 2012 года число бесквартирных военнослужащих увеличилось аж до 167,7 тысячи.
В начале апреля на выездном совещании на главной базе российской стратегической авиации в городе Энгельс Владимир Путин попытался разобраться с ловкостью рук своего министра обороны. Итогом стало приблизительно такое решение: «Делайте, что хотите, но до конца года отчитайтесь, что ни одного бесквартирного офицера в России больше нет». Ответом стало письмо Сердюкова министру финансов РФ Антону Силуанову с требованием немедленно вчетверо увеличить ассигнования 2012 года на строительство и закупку жилья - до 366 млрд рублей.
Вы будете смеяться, но даже весьма вероятная после грозного рыка Путина покладистость верховного финансиста Силуанова не может служить хоть какой-нибудь гарантией, что уж теперь-то это надругательство над здравым смыслом прекратится. Потому что на самом деле квартир для военных по городам и весям уже и безо всяких прибавок накуплено столько, что безнадежную минобороновскую очередь можно было бы если не извести вовсе, но, по крайней мере, сократить до микроскопических размеров. Беда в том, что квартиры эти годами стоят пустыми. Что происходит?
В крайне запутанную сердюковскими «эффективными менеджерами» ситуацию попыталась вникнуть Счетная палата. (Об этом Агентство федеральных расследований FLB сообщало в публикации «Счетная палата идет на войну»). Вникнув, - оторопела. По ее оценке, за последние годы Минобороны, например, построило 3,6 тыс. квартир общей стоимостью свыше 7 млрд руб там, где вообще нет нуждающихся в жилье военных. Естественно, жить в тех давно введенных в строй хоромах некому, однако миллиардные коммунальные платежи за годами пустующие многоэтажные дома ведомству Сердюкова приходится платить регулярно. (Подробнее об этом можно узнать в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Уставное градостроительство» и «Финансирование по необъективным причинам»)
Вы полагаете, это сделали диверсанты? Конечно, нет. Ребята из Минобороны, с благословения своего министра отвечающие с недавних пор за «расквартирование войск», уверены, что отлично умеют считать. Они и сосчитали. Купили квартиры там, где подешевле. По принципу – «между цементным заводом и кладбищем». Что окрест ни работы, ни школ, ни детских садов – в расчет не принималось и не принимается.
По подсчетам Счетной палаты, сделанных год назад, из полученных МО РФ в 2009-2010 годах 79,9 тыс. квартир были распределены только 15,4 тыс. По собственным данным Минобороны, в 2011 году ведомство получило 25,3 тыс. квартир, а заселено всего 2 тыс.
Удивительно, что той финансовой вакханалии не видно конца. Военное ведомство теперь настаивает на приобретении 350 тыс. кв. м жилья на острове Русский близ Владивостока. На это дело МО РФ готово потратить 25,55 млрд рублей. Одна беда: готовность поселиться на Русском выразили всего 156 офицерских семей. Зачем тогда это все? А затем, что дешево. Почти вся земля на острове принадлежит военным, поскольку испокон века тут стояли объекты Тихоокеанского флота.
Особую остроту проблема приобрела в Москве, где, как известно, дешевого жилья нет в принципе. «Ах, нет? Тогда мы вовсе не станем покупать квартир в столице», - решили в Минобороны. Бесквартирным «Арбатского военного округа» стали предлагать жилье в Московской области, в часе полутора-полутора езды на электричке. Кто-то соглашается, кто-то - нет.
В итоге – такая картина маслом. В столице в очереди на квартиру стоит 9 тысяч самых упрямых. Суды завалены их исками к родному ведомству. По 1200 из них вынесены решения приблизительно такого содержания: «Эти люди заслужили право хотя бы перед отставкой получить квартиру там, где хотят. Отказывая им в этом, Минобороны нарушает закон». И что? А ничего. Судебные решения Сердюков игнорирует так же, как и рапорты своих офицеров и генералов.
Недавно проблемой заинтересовалась Общественная палата России. Слушания назначили на 19 апреля. Пригласили на них замминистра обороны Дмитрия Чушкина и руководителя департамента жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны Галину Семину. Поскольку каждому было понятно, что намечается публичная «порка», означенные начальники приглашения проигнорировали, предложив вместо себя третьестепенных клерков. Разгневанная, но бессильная что-либо изменить Общественная палата тут же разразилась серией гневных заявлений.
Глава комиссии палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин обратил внимание на «кадровую чехарду» в стенах министерства обороны, связанную со сменой чиновников, отвечающих за решение строительных программ и расквартирование войск. «За последний период сменилось семь заместителей министра обороны, которые занимались строительством, пять начальников департаментов, ответственных за вопросы жилья. Не лучше ли уволить одного человека - министра обороны России Анатолия Сердюкова?» - задался вопросом Каньшин.
Участвовавший в пресс-конференции представитель комитета Госдумы по обороне Михаил Савин заявил, что «большинство сотрудников Минобороны, отвечающие за учет очередников на жилье, организацию строительства постоянного и служебного жилья, его распределение в регионах, никогда не имели отношения к жилищному строительству и не знают жизнь военных».
«Как эти чиновники могут заниматься обеспечением жильем военнослужащих, когда они не знают элементарных условий жизни военных, зачастую путают даже такие понятия, как постоянное и служебное жилье?» - неизвестно кого спрашивал Савин.
А далее он поведал и вовсе уж пикантные подробности. Оказывается, провалившим все и вся сотрудникам и сотрудницам департамента жилищного обеспечения Минобороны платят просто сумасшедшие зарплаты. Так, по данным Савина, руководитель этой конторы Галина Семина ежемесячно расписывается в ведомости за 800 тысяч рублей. «А уволенная недавно врио руководителя департамента жилищного обеспечения Минобороны получила в связи с увольнением 15 миллионов «отступных» и в придачу квартиру. Фактически за то, что целый год возглавляла департамент, который не справился с возложенными на него задачами» - справедливо обличал Савин. Как можно понять, речь идет о 27-летней Ольге Харченко, действительно почти год, с июня 2011 года, в меру своего понимания заботливо ворочавшей миллиардами и вроде бы решавшей жилищную проблему наших Вооруженных сил. Недавно она уволена за плачевные результаты этого труда. (Подробности смотрите в публикации FLB «На «зимних квартирах» не стало начальства»).
Но – довольно цифр. В чем гениальность нынешних предложений Минобороны о денежной компенсации вместо реальной квартиры? А в том, что теперь, если законопроект будет принят, тысячи пустующих по всей России «военных» квартир будут мгновенно заняты. Механизм примерно понятен. Вызовут в ДЖО седеющего майора или полковника. Пусть даже и служащего в Генштабе. И предложат ему квартиру, скажем, в Смоленске. Далековато? Ну и что с того? Никто ведь и не обещал, что до службы будет полчаса езды на велосипеде. Раз подпишешь отказную бумагу. Другой… А на третий согласишься и на Смоленск. Потому что это лучше, чем взамен получить на глазах дешевеющие деньги.
И отличненько все будет выглядеть. Очередь бесквартирных к Новому году сойдет на нет, как и велел Путин. Построенные в Тьмутаракани пустующие дома, от которых пока одни убытки, обретут, наконец, долгожданных жильцов. И можно будет доложить, что важный этап военной реформы успешно завершен. А люди? Что – люди? Их жалобы слушать – никаких нервов не хватит», - писал сайт «Свободная пресса»."