FLB: К убиству шейха Саид-Афанди Чиркейского мог быть причастен кавалер орденов Мужества, обвиняемый в похищении и вымогательстве
"“Басманный суд Москвы продлил срок ареста кавалеру двух орденов Мужества Шамилю Сидикбекову. Он находится под стражей за похищение бизнесмена в Подмосковье. Однако Следственный комитет РФ подозревает, что Сидикбеков входил в террористическую группировку, которая совершила убийство видного религиозного деятеля Дагестана Саида-Афанди Ацаева, - сообщает 13 февраля агентство “Росбалт”.
Как сообщил источник в правоохранительных органах, Басманный суд по ходатайству СК РФ продлил Шамилю Сидикбекову и его брату Махулаву сроки содержания под стражей до 26 апреля 2013 года. Пока они обвиняются по статье 126 УК РФ (похищение человека), однако собеседник агентства не исключил, что в окончательной редакции Сидикбековым инкриминируют и участие в террористической деятельности. По версии следствия, братья входили в гимринскую группировку боевиков, которая причастна к различным громким преступлениям. В частности, в начале декабря 2012 года в дагестанском селении Шамилькала (из него родом и Сидикбековы) сотрудники ФСБ РФ задержали троих знакомых братьев – Шихмирза Лабазанова, Магомедали Амирханова и Магомеда Гаджиева, которым СК РФ предъявил обвинения в участии в убийстве шейха Саид-Афанди Чиркейского. В ближайшее время должна пройти очная ставка этой троицы и Сидикбековых.
Выйти на московский след гимринской группировки спецслужбам удалось в апреле 2012 года. Тогда в селе Мещерское Чеховского района Подмосковья к полицейским подошли мужчина и женщина, у которых при себе были два автомата. Они сообщили, что сумели освободиться из бандитского плена, захватили оружие преступников, а двух из них расстреляли.
Оказалось, что пострадавшими являются супруги Юрий и Елена Сурлевичи. 27 января 2012 года они на своем внедорожнике ехали к себе домой, в деревню Николо-Хованское Ленинского района. Неожиданно дорогу преградила другая машина, из которой выскочили трое людей с автоматами. Злоумышленники избили супругов, надели им на головы мешки и увезли в некий дом.
Там Сурлевичам объявили, что за них хотят получить выкуп в 500 млн рублей и поинтересовались, кто может передать такую сумму. Юрий объяснил, что все его средства сейчас вложены в крупный проект: он купил участок земли в Николо-Хованском, построил на нем коттеджи, которые еще не проданы. Тогда бандиты заставили Сурлевича написать доверенности одному из злоумышленников на продажу домов, после чего разместили объявления о реализации зданий. Покупателей долгое время найти не удавалось, однако в апреле предложением заинтересовались несколько бизнесменов. Сурлевич понимал, что как только сделки будут заключены и он подпишет все необходимые документы, с ним и Еленой расправятся. Однако сбежать не представлялось возможным: пленников охраняли восемь вооруженных человек. Как-то шестеро из них уехали, а двое других остались. Сурлевич сумел снять с себя наручники, вышел в коридор и увидел автомат. В этот момент появились охранники. Тогда бизнесмен схватил оружие и открыл огонь по злоумышленникам. Те получили ранения, после чего сбежали. Юрий помог освободиться от наручников Елене, затем они отправились в полицию.
Оперативники, прибыв в указанное супругами здание, обнаружили там многочисленные следы крови, пистолеты, гранаты, тротиловые шашки, схемы изготовления самодельных взрывных устройств и религиозную литературу. А вскоре в подмосковную больницу с пулевыми ранениями в грудь и ногу обратились братья Сидикбековы, их сразу задержали. Сурлевичи опознали в них своих похитителей. В ходе следствия выяснилось, что 33-летний Шамиль Сидикбеков принимал участие на стороне федеральных сил в первой и второй чеченских войнах. За это был дважды награжден орденами Мужества. Сам мужчина признался, что нуждался в деньгах, а когда ему за незначительную плату предложили охранять заложников в Подмосковье, согласился. Свою причастность к бандформированиям Шамиль поначалу отрицал.
Однако потом оперативники выяснили, что братья Сидикбековы являлись участниками гимринской группировки, возглавляемой кадием (религиозным лидером) бандподполья Магомедом Сулеймановым. Как-то один дагестанский бизнесмен рассказал ему, что купил коттедж в Подмосковье у Сурлевича, этот бизнесмен крайне богат и передвигается без охраны. Тогда Сулейманов отправил в Москву бригаду злоумышленников с целью похитить жертву, получить крупный выкуп, а деньги пустить на содержание бандподполья. Оперативники не исключают, что эти злоумышленники одновременно могли готовить теракт в московском регионе.
В сентябре 2012 года данное дело принял в производство Следственный комитет РФ. Примечательно, что после этого у ФСБ появилась информация о возможном местонахождении ряда участников гимринской группировки. В частности, были задержаны Лабазанов, Амирханов и Гаджиев. По версии СК РФ, они 28 августа 2012 года сопровождали смертницу Аминат Сапрыкину до дома Саид-Афанди Чиркейского. От взрыва "живой" бомбы погибли шесть человек, в том числе маленький ребенок».
12 декабря 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Убийцы шейха заговорили в ходе спецоперации» сообщалось: «сотрудники ФСБ, выполняя поручение Главного следственного управления СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу, задержали трех участников гимринской группировки дагестанских боевиков. Они подозреваются в причастности к подрыву религиозного деятеля шейха Саид-Афанди Ацаева (Саид-Афанди Чиркейский), а также проверяются на причастность к покушению на следователя СКР, который расследовал это дело.
«"Восьмого декабря в ходе спецоперации, осуществлённой ФСБ России по поручению Следственного комитета в населённых пунктах Шамилькала, Ашильта Унцукульского района и Чирката Гумбетовского района, были задержаны члены так называемой гимринской бандгруппы: Лабазанов Шихмирза, 1982 года рождения, Амирханов Магомедали, 1976 года рождения, и Гаджиев Магомед, 1989 года рождения, которые дали признательные показания о совершенном преступлении", - цитирует агентство РАПСИ сообщение Национального антитеррористического комитета (НАК).
«По данным НАК, в ходе проведения последующего комплекса оперативно-розыскных мероприятий «были получены достоверные сведения о том, что указанное преступление организовано бандглаварями Дагестана с целью разжигания в регионе религиозного противостояния мусульман, исповедующих различные течения ислама», - сообщала ранее интернет-газета «Взгляд».
«По их замыслу убийство шейха, обладавшего непререкаемым авторитетом в РД, должно было спровоцировать вооруженный конфликт в республике и привести к серьезным негативным последствиям. Непосредственно организацией преступления занимался так называемый кадий (религиозный лидер) бандподполья – Сулейманов Магомед, уроженец селения Гимры Унцукульского района», – отмечает информцентр.
«В ходе спецоперации в населённых пунктах Шамилькала, Ашильта Унцукульского района и Чирката Гумбетовского района были задержаны члены так называемой гимринской бандгруппы: Лабазанов Шихмирза, 1982 года рождения, Амирханов Магомедали, 1976 года рождения, и Гаджиев Магомед, 1989 года рождения, которые дали признательные показания о совершенном преступлении.
«Данные лица обеспечивали прикрытие и непосредственно сопровождали смертницу Сапрыкину к месту совершения теракта», – пояснили в комитете.
«Кроме того, в процессе их разработки установлено, что указанные лица планировали совершить на территории Республики Дагестан ряд других преступлений террористического характера с целью дестабилизации обстановки в регионе», – отметили в НАК.
По данным комитета, члены преступной группы, в которую входили задержанные, причастны к совершению грабежей, разбойных нападений и вымогательству денежных средств на территории ряда областей центральной части России, которые затем направлялись ими на финансирование бандгрупп, действующих на Северном Кавказе.
«В частности, 28 января 2012 года в городе Видное Московской области они совершили похищение гражданина Сурлевича с целью последующего его выкупа родственниками за материальное вознаграждение», – отмечается в сообщении».
«Задержанные, как и многие гимринские боевики, совершали преступления не только террористического, но и "общеуголовного характера": разбои, вымогательства и похищения людей. Для подобных операций гимринские выезжали из Дагестана в другие регионы. Так, было установлено, что 28 января этого года бандиты похитили в подмосковном городе Видное строительного бизнесмена средней руки Юрия Сурлевича», - писал «Коммерсант» в № 235 (5020).
Остановив его Range Rover, гимринские под угрозой оружия пересадили бизнесмена в свой автомобиль и увезли его в частный дом в селе Мещерское Чеховского района Подмосковья, где приковали наручниками к батарее, сообщает газета. За освобождение Юрия Сурлевича похитители требовали у его родственников 500 млн руб., которых у семьи не было. Бизнесмен провел в плену около трех месяцев, а в апреле этого года освободился сам, ранив двух боевиков из случайно забытого ими автомата.
По данным газеты, «задержанных проверяют на причастность к совершенному в октябре этого года покушению на следователя по особо важным делам следственного управления СКР по Дагестану Нурлана Ашурбекова, который как раз расследовал теракт в отношении шейха. Боевики расстреляли автомобиль следователя в Каспийске из двух автоматов. Сотрудника СКР спасла броня машины — он получил легкое ранение в руку и ответными выстрелами даже ранил одного из преступников. Огонь он, кстати, вел из пистолета, которым незадолго до этого его наградил председатель СКР Александр Бастрыкин.
Задержанным гимринским по ходатайству СКР суд избрал меру пресечения в виде ареста. В ближайшее время им будут предъявлены обвинения. Магомеда Сулейманова и Ибрагима Гаджидадаева пытаются найти сотрудники ФСБ — спецоперация в Унцукульском районе, как сообщили в НАК, еще не завершена».